Улыбнись!

Татьяна Сатыр
Утро выдалось дождливым. Она проснулась и выглянула в окно. Тоскливо капал дождь.
Но вдруг из-за тучки выглянул краешек солнца и солнечный лучик и, отразившись от блестящего карниза, осветил лицо девушки. Она улыбнулась. А солнечный зайчик остался блестеть в ее веселых глазах.
 - Как здорово, что идет дождь, наконец-то станет прохладно.
Мурлыкая под нос что-то веселое, она сделала зарядку, позавтракала и, быстро одев желтые брюки в зеленых цветах, салатовые босоножки и желтую куртку, весело сбежала по ступенькам со своего десятого этажа.
У выхода из подъезда сидела пожилая консьержка с унылым лицом.
- Доброе утро, Галина Ивановна, хорошего вам дня! – прощебетала девушка.
- И вам доброго дня, Валечка, - расплылось улыбкой лицо консьержки.
А девушка помчалась дальше. Раскрыв красный зонт, застучала по мокрому асфальту звонкими каблучками.
А консьержка так и осталась сидеть, улыбаясь.
Из лифта вышел жилец. Это был очень серьезный молодой человек. Он уже морщился, представляя, как он будет идти под дождем, а вдруг еще запачкает грязью свои новые, тщательно отглаженные брюки.
- Доброго вам дня и хорошего настроения,- прервала его размышления консьержка.
- Что? – не понял он.
- Говорю, счастливо вам. Пусть у вас будет хороший день, - улыбалась ему консьержка.
- И вам счастливо, - расплылся детской улыбкой серьезный жилец. И пошел на работу, улыбаясь и вспоминая, как приятно было в детстве бегать по лужам босиком. Он выглянул из-под зонтика. Как раз в этот момент солнце пробилось сквозь тучи и маленький лучик ударил ему прямо в глаза.
- Ух, ты,- сказал он немного ошарашенно и опять улыбнулся. А глаза его так и остались блестеть. В троллейбусе было душно, зато ему удалось сесть. На следующей остановке в троллейбус вошла полная пожилая женщина с двумя сумками наперевес. Вид у нее был: не подходи, убью!
- Доброе утро, садитесь, пожалуйста, - услышала она прямо за спиной.
- А? – оглянулась она. Она была готова ругаться с любым, кто не захочет уступать ей место. А тут так просто, без боя.
- Ой, спасибо, - смягчилась она, - а то с этими сумками так за целый день натаскаешься.
- Конечно, конечно,- улыбался он, помогая ей ставить сумки поудобнее.
И все дорогу до рынка, женщина улыбалась. На переносице разгладилась глубокая складка. Ее лицо сияло, а глаза блестели. Она как будто помолодела лет на десять.
На рынке она разложила свои фрукты на прилавке и, напевая популярную песенку, начала торговать. В этот день торговля была на удивление бойкой, несмотря на дождь. Покупатели подходили к ней один за другим. И все ей улыбались.
 - Чего это они, - недоумевала женщина. Не подозревая, что люди просто отвечали на ее улыбку.
Вдруг подлетел беспризорный мальчишка с рыжими веснушками на носу. Он был грязный, и хмурый.
- Тетенька, дай двадцать копеек,- шмыгнув носом, попросил он.
Еще вчера она бы отогнала его прочь, а сегодня…
- На тебе, сынок, лучше вишни и абрикосы, покушай моих, домашненьких, - сказала женщина, ласково улыбаясь. Она набрала из сумки килограма два фруктов и вручила пакет мальчишке.
Не ожидавший такого ласкового обращения, мальчишка вдруг застенчиво улыбнулся он, и глаза его подозрительно заблестели:
 - Спасибо, тетенька!
- Кушай на здоровье! – провожала его заботливым взглядом женщина.
- За углом ближайшего ларька его ждали голодные товарищи, такие же беспризорники, как и он. Мальчишек было трое. Вася, так звали рыжего, был самым старшим. Петя был младше на год, изможденный, небольшого даже для своего возраста роста. Серега, темноволосый мальчишка с живыми карими глазами, был самым рассудительным. У каждого из них было свое горе, но они старались не думать об этом и жить сегодняшним днем. Увидев угощение, товарищи с жадностью набросились на него.
- А у моей бабушки в деревне еще вкуснее абрикосы растут,- вспомнил вдруг Вася.
- Так чего ты здесь, а не у бабушки? – спросил Серега..
- Не знаю? – удивился собственной несообразительности Вася,- я думал на свободе лучше, чем дома с родителями-алкоголиками. А у бабушки мы были всего два раза еще до того как…- запнулся он, сглотнув набежавшие было слезы…
- А где живет твоя бабушка?- спросил уплетающий за обе щеки Петя.
- Помню только, что ехали мы на электричке и станция называлась «Лески»… Пацаны, а поехали вместе, прямо сейчас, поможем бабушке урожай собрать. Она меня два года не видела, думает, наверное, что помер где-то с голоду.
 - А она не выгонит,- начали наперебой спрашивать мальчишки.
 - Да, нет, она у меня добрая.
И они помчались веселой стайкой к железнодорожной станции ждать свою заветную электричку. Впервые за тот год, что они вместе скитались, они были похожи на детей, на своих беззаботных ровесников, живущих в благополучных семьях. В электричке, вместо обычно-тоскливого «подайте, Христа ради», они пели радостные детские песни. Пассажиры улыбались, и Петькина кепка быстро наполнилась монетками и даже бумажными купюрами. Поэтому, когда пришел кондуктор, они рассчитались за проезд.
 В деревне дождь уже закончился. Солнечные зайчики прыгали с мокрых листьев деревьев прямо в неглубокие теплые лужи. Да и ребята уже были не те, их лица светились неподдельной детской радостью.
 От станции они бежали вприпрыжку, наперебой расспрашивая Васю о бабушке.
- А на какой улице она живет, ты помнишь?
- Я помню, только, что рядом с ее домом росла высокая береза.
- Ну, ничего, будем искать березу,- подбадривал товарища Серега.
Обойдя две ближайшие к станции улицы, они, наконец, нашли нужную. Завернув за угол, мальчики издалека увидели березу, которая высилась над придорожными вишенками и сливами. Покосившийся серый забор, старенькая давно не крашенная калитка и табличка с номером «семь».
- Это здесь! – обрадовался Вася.
Бабушка была в саду. Абрикосовые деревья так и ломились от плодов. Бабушка, медленно срывала спелые абрикосы и, с трудом нагибаясь, складывала их в корзинку, стоящую на низенькой табуретке, рядом стоял облупившийся деревянный стул.
- Бабушка,- тихонько сказал Вася, покраснев до корней своих рыжих волос.
Старушка оглянулась и охнула:
- Васенька, сыночек! – она покачнулась.
- Бабушка, мы пришли тебе помочь, - подскочил Вася, помогая ей сесть.
- Можно мы тоже поможем,- стали наперебой спрашивать смущенные Серега с Петей.
- Идите ко мне, деточки.
Она обняла их всех и заплакала. Потом они вместе собирали абрикосы.
Вечером бабушка и ее трое внуков вместе пили чай из смородиновых листьев и мяты. На столе, наспех накрытом прямо в саду, стоял старенький чайник, фрукты, варенье и свежий хлеб. Мальчишки, как могли веселили бабушку, рассказывая наперебой веселые анекдоты. И ветер разносил радостный смех над садом.
Скатываясь за горизонт, солнце навсегда оставило своих солнечных зайчиков в глазах детей и помолодевшей старушки.