На днях прочитал роман Дэна Брауна «Код да Винчи» (Dan Brown, The Da Vinci Code).
Роман как роман. Ничего особенного. В Штатах такие печатаются, наверное, каждую неделю. Динамичный детективный сюжет, аппеляция к какой-нибудь проблеме вселенского маштаба (то есть очень страшной, но всем понятной), плоские схематичные типажи главных героев, легко предсказуемый сюжет и заранее известный финал…. Такие книги пишутся с одной единственной целью – заработать побольше денег при минимуме интеллектуальных, творческих и нравственных усилий.
Сюжет «Кода Да Винчи» полностью укладывается в это клише.
Тайное общество «Приорат Сиона» угрожает предать огласке секретные апокрифические документы. А Нью-Йоркская прелатура Ватикана «Опус Деи» опасается, что эти документы могут подорвать авторитет Католической церкви, и потому пытается их уничтожить. Случайным образом в клановую борьбу оказываются втянутыми – Роберт Лэнгдон (хороший парень из Америки), Софии (приятная во всех отношениях девушка из Франции), и ещё несколько персонажей, в том числе и злодей, занятый поиском мистической Чаши Грааля. Проводя собственное расследование, главные герои постоянно разгадывают всяческие начертания и прочие головоломки, используя декодер, изобретённый Леонардо Да Винчи. В итоге вскрывается страшная тайна. Главные герои книги начинают думать, Что Чаша Грааля это вовсе не чаша, а символ, олицетворяющий собою «Божественное Женское Начало». Кроме того, возникает подозрение, что Софии является пра-правнучкой Иисуса Христа. Естественно, хороший американский парень влюбляется в неё (а она - внего). Главного злодея арестовывают, и, по всей видимости, посадят в тюрьму. Проблема в отношениях между «Приоратом Сиона» и «Опус Деи» остаётся в столь же напряжённом состоянии. Что безусловно, открывает перед Дэном Брауном хорошие перспективы на предмет написания романов «Код Да Винчи - II», «Код Да Винчи - III», «Код Да Винчи - IV», «Код Да Винчи - V», «Код Да Винчи - VI», «Код Да Винчи - VII»,.. и так далее, как это у них там, в Голливуде, принято.
То есть, чтиво как чтиво. С учётом крайне низкой компетентности автора в целом ряде исторических, философских и религиозных вопросов – чтиво ещё и мусорное…
В чём же тогда секрет успеха? Перевод на 44 языка. Реализация в количестве, превышающем 25 миллионов экземпляров. Появление книг-рецензий и книг-клонов. Штурмовая экранизация на «Коламбия Пикчерз»…
На поверхность проступает применение стандартных маркетинговых технологий, давно и успешно применяемые американцами для популяризации попсовых брендов («Кока-Кола», «Мальборо», «Мак Дональдс» и т.д.). Но на подобную раскрутку уходят десятки лет и миллиарды долларов. А тут… всего-то три-четыре года…
Значит, есть что-то ещё. Что-то особенно удачно интегрируемое в обывательскую психологию «потенциальных потребителей».
Что?..
Кто разгадает зомбирующий код Дэна Брауна?
Психологи? Психиатры?...
________________________________________________________
Ещё по этой теме: http://weekend.marka.ua/report209.html