Дэн Браун, Код да Винчи. Dan Brown, The Da Vinci Code

Станислав Яценко
На днях прочитал роман Дэна Брауна «Код да Винчи» (Dan Brown, The Da Vinci Code).

Роман как роман. Ничего особенного. В Штатах такие печатаются, наверное, каждую неделю. Динамичный детективный сюжет, аппеляция к какой-нибудь проблеме вселенского маштаба (то есть очень страшной, но всем понятной), плоские схематичные типажи главных героев, легко предсказуемый сюжет и заранее известный финал…. Такие книги пишутся с одной единственной целью – заработать побольше денег при минимуме интеллектуальных, творческих и нравственных усилий.

Сюжет «Кода Да Винчи» полностью укладывается в это клише.
Тайное общество «Приорат Сиона» угрожает предать огласке секретные апокрифические документы. А Нью-Йоркская прелатура Ватикана «Опус Деи» опасается, что эти документы могут подорвать авторитет Католической церкви, и потому пытается их уничтожить. Случайным образом в клановую борьбу оказываются втянутыми – Роберт Лэнгдон (хороший парень из Америки), Софии (приятная во всех отношениях девушка из Франции), и ещё несколько персонажей, в том числе и злодей, занятый поиском мистической Чаши Грааля. Проводя собственное расследование, главные герои постоянно разгадывают всяческие начертания и прочие головоломки, используя декодер, изобретённый Леонардо Да Винчи. В итоге вскрывается страшная тайна. Главные герои книги начинают думать, Что Чаша Грааля это вовсе не чаша, а символ, олицетворяющий собою «Божественное Женское Начало». Кроме того, возникает подозрение, что Софии является пра-правнучкой Иисуса Христа. Естественно, хороший американский парень влюбляется в неё (а она - внего). Главного злодея арестовывают, и, по всей видимости, посадят в тюрьму. Проблема в отношениях между «Приоратом Сиона» и «Опус Деи» остаётся в столь же напряжённом состоянии. Что безусловно, открывает перед Дэном Брауном хорошие перспективы на предмет написания романов «Код Да Винчи - II», «Код Да Винчи - III», «Код Да Винчи - IV», «Код Да Винчи - V», «Код Да Винчи - VI», «Код Да Винчи - VII»,.. и так далее, как это у них там, в Голливуде, принято.

То есть, чтиво как чтиво. С учётом крайне низкой компетентности автора в целом ряде исторических, философских и религиозных вопросов – чтиво ещё и мусорное…

В чём же тогда секрет успеха? Перевод на 44 языка. Реализация в количестве, превышающем 25 миллионов экземпляров. Появление книг-рецензий и книг-клонов. Штурмовая экранизация на «Коламбия Пикчерз»…

На поверхность проступает применение стандартных маркетинговых технологий, давно и успешно применяемые американцами для популяризации попсовых брендов («Кока-Кола», «Мальборо», «Мак Дональдс» и т.д.). Но на подобную раскрутку уходят десятки лет и миллиарды долларов. А тут… всего-то три-четыре года…
Значит, есть что-то ещё. Что-то особенно удачно интегрируемое в обывательскую психологию «потенциальных потребителей».

Что?..

Кто разгадает зомбирующий код Дэна Брауна?
Психологи? Психиатры?...

________________________________________________________
Ещё по этой теме: http://weekend.marka.ua/report209.html