Письмо

Василиса Штрудель
 
Владислав Игоревич опаздывал. Шофёр почему-то не приехал, свою машину из гаража выгонять было уже поздно, поэтому оставалось одно – такси. Если не явиться на эту встречу - сорванные переговоры аукнутся уже в ближайшие дни. А поэтому он очень торопился и нервничал. Выйдя из подъезда, обнаружил, что оставил дома зонт. Чертыхнулся. Но возвращаться не стал, ибо был трогательно суеверен, давая жене повод постоянно подтрунивать над собой, а уж на это она была большая мастерица. Дождь серебрил стильный пиджак, покрывая его сентябрьским бисером, отчего вещица становилась ещё более необычной. Да и вообще, Владислав Игоревич был интересным молодым человеком и, видимо, осознавал это. С мужчинами такое случается.
Отгоняя от себя мрачные мысли о неудавшейся сделке, он обратил внимание на яркое белое пятно, кричаще выделяющееся из повсеместно разлитой серости. Это был вскрытый конверт. Мама в детстве строго – настрого запрещала Владику брать чужие вещи. А уж о письмах была особая беседа. Влад запомнил на всю жизнь её слова о том, что читать не тобой больные строчки – подло и низко. Топтать незваными сапогами чужую душу – отвратительно. Урок был усвоен на всю жизнь, и потому он долго потом не мог понять, возвращаясь мыслями в этот сентябрьский день, отчего не прошёл мимо, а поднял конверт, минут 10 заворожено всматривался в размытые дождём строчки, а потом…. потом сел на мокрый бордюр и начал читать…..
Оттого, что половина текста была безнадёжно расплывчата, письмо напоминало мозаику из отрывочных мыслей… Но они так завораживали, что Влад не замечал вопросительных взглядов соседей, пробегающих мимо. Выхватывая глазами доступные для восприятия места, он с удивлением отметил, что не может оторваться, что его несёт потоком чужой боли, словно по течению горной реки, и затягивает в водоворот событий так сильно, что пути назад уже нет. Кажется, Анечка говорила как-то, что в литературе есть такое направление – поток сознания, что ли… Из подкорковых структур выскочила фамилия Миллер, но благополучно вернулась назад – мозг Владислава всегда заботливо берёг память хозяина от ненужной информации.

…обратный адрес я напишу свой, настоящий, чтобы письмо вернулось ко мне, а не кануло в неизвестность…….а твой – нет……улицу оставлю, а дом другой…….пусть хотя бы рядом с тобой ……а , может быть, ты встретишь почтальона, возвращаясь уставший с работы…..

… знаешь, когда я поняла, что люблю тебя?…действительно люблю?… Мы шли по огромному магазину, что - то выбирали… вдруг у меня так сердце защемило, так тревожно стало… я почему - то точно знала в тот момент, что тебе плохо… именно тебе…. Тогда - то я всё и осознала….. И больно мне было, и хорошо одновременно……прислонилась к стене, зачем - то опустилась на корточки….. очнулась, когда почувствовала, что кто-то вытирает мне слёзы и пытается поставить на ноги………. Дежурная отговорка про головную боль…….чай с лимоном……. « …всё будет не просто хорошо….. ты…. звезда моя……»……..увеличенные глаза с любимой фотографии…….. сон……..

… а помнишь, как я хотела быть твоим солнцем?……а ты сказал, что море добрее……..

…я многое замечала, хотя старалась не подавать виду…повторяла, как молитву: « ты прав во всём, но прав лишь для меня, а для себя неправеден во многом… и всё равно, одну себя виня, тебя я оправдаю перед Богом…»….. ВОПРЕКИ было больше, чем ЗА….но мне было всё равно…..я любила тебя…..

… что ты сделал с подаренными снами?…нужны ли они тебе были?…наверное, это глупо и наивно, но я верю в то, что сон – это тоже реальность, хоть и иная… Вот у Милорада Павича, послушай: «…ведь в снах нет прошедшего времени. Всё там напоминает нечто ещё непережитое, какое-то странное завтра, которое началось заранее (!!!)…Напоминает какой-то аванс, взятый у будущей жизни, какое-то будущее, которое осуществляется благодаря тому, что спящий (изолированный в будущем времени) избежал неминуемого «сейчас»….»

… у него же: « человеческая жизнь – странная гонка: цель не в конце пути, а где-то посередине, и ты бежишь, бежишь, может быть, давно уже мимо пробежал, да сам того не знаешь, не заметил, когда это произошло. Так никогда и не узнаешь. Поэтому бежишь дальше…»… Или мы бежали с тобой в разные стороны, или не добежали каких – то метров, а дорога закончилась……я не знаю……одно мне ясно: РЯДОМ – это не про нас с тобой…. В сущности, всё было у нас нереально с самого начала…..заранее невозможно…..но ты не смог оставить мне даже иллюзии….. Или понял, как и я, что настоящее, подлинное, бывает и таким….пусть странным, пусть неосязаемым, но ТАКИМ……. Ты уже не сможешь переубедить меня, а мне хочется в это верить……

Дальше было невозможно ничего разобрать… а потом шёл большой отрывок, с заголовком….но понять, цитируют его или приводят от первого лица, было нельзя:


РЕКВИЕМ

Заживо только людей не хоронят. Чувства – можно. А иногда даже необходимо. И поэтому – я сейчас в трауре. Слёз не будет. Совсем. К чему? Я ведь сама это устроила. Жестоко? Наверное… Но это мне решать, потому что я и жертва, и убийца, и первая, кто бросит горсть земли…
Слишком долго я боролась за их жизнь. В одиночку не справиться. Я знала. Но ведь говорят же : dum spiro, spero… вот и я надеялась. Зря. Мне бы сразу понять, что напрасно трачу бессонные ночи , наполняя их мыслями не о Том. Кто удивит сытого хлебом? Только и ты один раз проголодаешься. До обморока. До спазмов в опустошённой душе. До немого крика. До отчаянного изнеможения. Я не помогу тебе – знай. Мне к тому времени нечем будет с тобой поделиться. Больно только сначала. Потом придёт глухая и размеренная, как щелчки метронома, пустота. А пустота на то и пустота, чтобы наполнить её Неизбежным. Мне идёт чёрный цвет. Но я не намерена носить его вечно. Да, я оплакала свою Нежность, да, я живой похоронила… нет, я даже слова этого тебе не скажу – ты опоздал к отпеванию. И венка твоего не возьму – цветы должны быть только от близких, а я тебя уже не помню…
Пройдёт время. Я начну отличать лиловый цвет от сиреневого. Я почувствую запах моря. Мне даже , возможно, захочется музыки. И я вдруг осознаю, что не было моей вины. Никогда не было. Не я убила любовь. На твоей совести её предсмертные стоны. Слышишь?……

Владислав Игоревич медленно поднялся и пошёл сквозь дождь в неизвестном направлении. Очутившись около церкви, почему-то совсем не удивился. Зашёл. Понял, чего ему сейчас не хватало: запаха ладана и очищающей влаги. Подошёл к Распятию. Откуда-то сбоку услышал: - Возьми свечечку, миленький… вот сюда… только здесь – за упокой… ничего, что плакать не можешь – так бывает…. Благодарно посмотрел на сухонькую старушку, с участием смотревшую на него слезящимися добрыми глазами и протягивающую символический кусочек скорби, пахнущий воском и безнадёжностью…
В офисе царило не просто беспокойство: атмосферу скорее можно было назвать панической – шеф никогда не опаздывал. Партнёры гордо удалились, недовольно покачивая ухоженными головами, секретарь Ниночка нервно бегала вокруг необычной формы стола и периодически всплёскивала наманикюренными ручками, не замечая, что этот чисто женский жест мало подходит к выбранному имиджу «леди – вамп». Когда дверь открылась и вошёл виновник всеобщего беспокойства, вместе с ним в приёмную на какое-то время вплыла та самая гнетущая тишина, которая бывает особенно мучительной в первые секунды своего появления. Ниночка с ужасом на хорошеньком личике смотрела на мокрый пиджак начальника, на съехавший набок галстук… а когда он на её «здрасте» почему-то ответил «аминь», она села на стол, опрокинув коробочку со скрепками, испуганно захлопала ресничками и потянулась к телефону. Но, посмотрев ему в глаза, уронила в пустоту нечаянное «ой» и плавно сползла в кресло.
- Меня нет. Я умер. Для всех….
- Ага… я записала… тьфу, Владислав Игоревич, типун Вам на монитор…ох, простите….
Минут двадцать Ниночка бесцельно перекладывала бумажки, проколола дыроколом счёт-фактуру, стукнула от досады кулачком по столу, задев при этом открытую баночку с замазкой…. Несколько раз подходила к двери, но так и не решилась заглянуть к шефу. Измаявшись до предела, решила всё-таки позвонить его жене, Анечке….. В этот момент до неё донёсся непривычно хриплый голос Владислава Игоревича, и она поняла, что опоздала:
- Привет… нет, не заболел… подожди, малыш…послушай… я так мало тебя вижу сейчас… обратная сторона бизнеса, ты права… я хочу сказать тебе…. Ничего не изменилось… я по – прежнему люблю тебя, даже, пожалуй, больше…..только сказать не всегда умею… ты уж прости меня, хорошо?….. Ты у меня такая ……в тебе всё необыкновенно и неповторимо…. И даже …..почерк твой……я узнаю из миллиона похожих……….