О роли манной каши в развитии мышления

Борис Кригер
О роли манной каши в развитии мышления
(Вместо послесловия)

Если вы, конечно, не какой-нибудь случайный прохожий, забежавший в книжный магазин и открывший мою книжку как раз на этой странице, или не взбалмошный читатель типа меня самого, который сразу смотрит в середину или конец книги, чтобы решить, стоит ли ее вообще начинать читать, то вы, скорее всего, не кто иной, как мой преданный читатель, который дочитал всё, что написано про Маськина и самим Маськиным, до конца. В таком случае, у вас накопилось немало вопросов, которые, скорее всего, сводятся к одному: «Ну, и что же хотел сказать автор?». Сначала всё шло более или менее просто, потом пошла сплошная латынь с цитатами на других иностранных языках. Вывод напрашивается сам собой – автор хвастун и зазнайка. Он бы еще интегралы в свою книгу притащил, а то только интегралов в ней и не хватает.

Один скромный, но вдумчивый читатель мне как-то написал, едва прочитав предисловие к «Маськину»: «...Я сделал для себя открытие. Вас, оказывается, можно читать!.. Немного ранее, перелистнув несколько произведений и будучи подавленным громоздкими философскими построениями, сделал вывод, что вы “слишком заумны” для меня. Но нет... Мой уровень интеллекта (я себе, естественно, льщу) позволяет начать изучать ваши произведения, сделав поправку на только что прочитанный текст...»

Однако обманул я ожидания моего скромного, но вдумчивого читателя. Натаскал латыни, французского и прочей неразборчивости. Зачем? Кому это нужно?

Ах, родненькие вы мои... Детский сад со школой, а после университет делают нам прививку от любознательства. Редко кто уворачивается от этой вакцинации. Вы когда-нибудь наблюдали кота? Особенно молодого кота? У него есть инстинкт под названием: «Что такое?». Он всё обнюхивает и рассматривает. В норме человек должен быть таким же любопытным, только, в отличие от кошек, он должен, обнюхав и разглядев, попытаться понять, что же он имел счастье наблюдать...

Я обожаю рассматривать иностранные тексты, добираться во всем до самой последней сути, в конце концов хотя бы для того, чтобы убедиться, что за этими словами на языке оригинала, в общем, больше ничего не стоит. Я знал одного образованного (наспех на старости лет) типа шотландских корней (прототип соседа Отжимкина), так он утверждал, что под «ребром» Адама в Библии имеется в виду часть его души и, якобы, ребро значит не просто ребро... Я принес ему Тору на иврите и наглядно показал, что там написано ивритское слово цэла, которое обозначает «ребро», и в современном израильском ресторане именно так заказывают ребрышки. Вот поэтому я и люблю поразглядывать всякий текст в оригинале и не мог устоять и не поделиться с вами этим счастьем...

Долгие годы скитаний по разным странам вырабатывают такое чувство догадливости, что смело бросаешься читать на всех языках, кроме, пока что, разве иероглифических...

А насчет интеграла – я напоследок расскажу вам об одном замечательном открытии, которое совершил Плюшевый Медведь при активном участии Маськина. Дело в том, что Плюшевый Медведь не удовлетворился открытием числа «пи» и продолжил экспериментировать со своей кашей. Как-то Маськин сварил Плюшевому Медведю манной каши, и тот стал ее поедать... Но, вдруг задумавшись, решил не просто ее съесть, а всё время съедать часть оставшейся каши в каждый определенный промежуток времени. В результате Плюшевый Медведь никак не мог доесть кашу до конца, потому что всё время съедал часть оставшейся каши, в то время как вторая часть каши всё равно оставалась. Плюшевый Медведь так измучился, что решил построить график съедения каши, который принял следующую форму:

[график гиперболы y = 1/x]

По оси y Плюшевый Медведь отметил количество каши, а по оси x – время ее съедения. Получившийся график заинтересовал Плюшевого Медведя.

Он, вырезав хвостик от 2 до 2,718..., стал его прикладывать к гиперболе так, чтобы получился квадрат со стороной, равной 1, и, к его удивлению, квадрат получился!!!

Так Плюшевый Медведь открыл число е и заодно натуральный логарифм. Маськин решил, что натуральный логарифм всегда пригодится в натуральном хозяйстве, и сразу повел натуральный логарифм пастись на травку, а числу e налил горячего чаю, за что число e сказало Маськину спасибо несколько раз. А точнее:

e = 2,718281828459045235360287471352662497757...

раз...

Маськин сварил Плюшевому Медведю еще одну тарелку каши, на которой Плюшевый Медведь победоносно записал:

[интеграл с пределами от единицы до числа е] dx/x = ln e = 1

Интеграл с пределами от единицы до числа e весело махнул Плюшевому Медведю хвостиком, и Плюшевый Медведь поспешно, уже без глупостей съел всю тарелку каши целиком, унося в недра своего животика эту замечательную формулу...

Плюшевый Медведь долго считал математические науки бесполезными для пищеварения, но это оказалось не так. Однажды он, почитав одну умную книжку, созвал всех жителей Маськиного дома и задал вопрос:

– Верите ли вы, что я могу нарисовать треугольник со всеми прямыми углами?

Все стали чертить на бумажках треугольники и очень скоро хором сказали:

– Нет, не верим! Это невозможно.

Тогда Плюшевый Медведь предложил:

– Давайте поспорим: если я нарисую такой треугольник, у которого все три угла прямые, то вы мне слепите и сварите огромную миску пельменей.

– Хорошо, – сразу согласились все жители Маськиного дома, потому что были уверены, что у Плюшевого Медведя ничего не получится.

Тогда Плюшевый Медведь подошел к глобусу и, наслюнявив лапу, стал рисовать треугольник. Сначала он провел линию от северного полюса к экватору, образовав прямой угол с линией экватора. Потом он провел другую линию под прямым углом к первой линии, также исходящую от полюса и спускающуюся к экватору, тоже, разумеется, пересекаясь с ним под прямым углом. Получился треугольник со всеми тремя углами прямыми.

Все жители Маськиного дома даже охнули от удивления и пошли лепить пельмени. А Плюшевый Медведь был настолько доволен, что с помощью эдакой геометрии выпросил себе пельменей, что сочинил залихватский стих, вошедший в мировую литературу в следующем виде:

Что душе Медведя близко –
Это же пельменей миска!!!

Надо перестать бояться быть любопытными. Нужно бросить отбрыкиваться всеми конечностями от всего на свете, зная только свой уголок бытия и думая, что всё остальное неважно!

Поверьте, аллергия к процессу мышления у нас не врожденная, а благоприобретенная в процессе издевательства над нами системы образования...

Недаром, как вы помните, и Декарт, и Ньютон утверждали, что их ум не представлял собой ничего из ряда вон выходящего, а просто один руководствовался здоровым любопытством в сочетании со здравым смыслом, а другой просто применял свою наблюдательность...

Станьте Сенеками, Декартами и Ньютонами пусть не для всего человечества, так для самих себя! Нет ничего полезнее, веселее и безопаснее, чем проявлять умеренное любопытство. Это гораздо более невинный способ препровождения вечности, чем лоботрясие, обжорство и волочение за представителями противоположного пола... Ведь вечность, порастраченная понапрасну, может обидеться и кончиться внезапно и навсегда...


Хантсвиль, Канада, 2005 г.