Письмо 7. О пользе заблуждений

Борис Кригер
Дорогой Сенечка,

Позволь мне с первых строк развеселить тебя одной замечательной историей, которая приключилась с Шушуткой прошлой ночью. Дело в том, что Шушутка, на ночь тренируясь игре на скрипке, забыл ее положить на место в футляр, а Золотой кот, следуя своей незыблемой привычке отдавать дань спаточному туризму, меняя место сна по несколько раз за день и за ночь, забрался в футляр для скрипки и сладко заснул. Поскольку футляр предполагал обладание определенной, я бы сказал, скрипичной формой, Золотой кот не преминул эту форму охотно принять. Он лег на спинку, выставив напоказ свое обворожительное беленькое брюшко со свежевылизанным на ночь пушком, приспособив передние лапы и мордочку в углубление для нижнего овала, впихнув свой весьма значительный животик в углубление для С-образных вырезов, так называемую талию скрипки, растопырив лапы в углублении для верхнего овала, проложив хвост там, где должна располагаться шейка скрипки, и, наконец, закрутив кончик хвоста в виде скрипичного завитка. Даже старый мастер Страдивари, называемый в Маськином доме по-домашнему «тетя Варя», строго сделав все необходимые измерения, остался бы доволен пропорциями Золотого кота, ибо он, как и настоящая скрипка, в своей укладке в футляр соблюдал пропорцию «золотого сечения»*.

Шушутка, встав рано утром, спросонья не заметил подмены и использовал Золотого кота как свою скрипку. Он аккуратно достал кота из футляра и, встав в правильную позицию, стал водить ему смычком по животу, держа его, как скрипку, за хвост и прижимая мордочку под подбородком. Кот не сразу сообразил, что произошло, но, окончательно проснувшись, завопил не своим голосом. Шушутка и ранее издавал звуки разного рода, играя на своей скрипке, и, надо сказать, они не всегда соответствовали вполне установившимся стандартам скрипичной игры. Поэтому он не придал особого внимания качеству исходящего из кота звука, и, надо отдать должное обоим, Шушутка и кот довели скрипичную пьесу до конца.

Вот тебе пример, когда невинное заблуждение может быть весьма полезно. Ты спросишь, что же в этом казусе полезного? Ну, как же! Шушутка научился играть смычком на коте, чего ранее он не умел, а кот осознал, что он вполне может в дополнение к своим обычным функциям еще и служить весьма сносным смычковым инструментом.

А то, что Шушутка перепутал Золотого кота со скрипкой, – это не удивительно. Ведь даже будучи Золотым котом, надо очень осторожно вести себя в темноте, потому что, как говорят французы, да и не только французы: “La nuit, tous les chats sont gris” – «Ночью все кошки серы».

Открытие того факта, что Золотой кот является смычковым иструментом, позволило Плюшевому Медведю, Шушутке и Кашатке составить прекрасное трио, состоящее из двух скрипок (одна из которых заменялась Золотым котом) и рояля.

Таким трио они стали исполнять известную мелодию «Элегии» Массне: «О, где же вы, дни любви, сладкие сны, юные грезы весны?..», причем на словах «сладкие сны» Золотой кот засыпал и его приходилось немного встряхивать, чтобы он пропел дальше про «юные грезы весны». В общем, концерт получался просто великолепный. Трио даже стало подумывать о гастролях. Во всяком случае, Шушутка нарисовал билеты и собирается их продавать. Для привлечения слушателей на билетах было написано, что вместо скрипки Страдивари партия первой скрипки исполняется на коте тети Вари, хотя Золотой кот, как ты понимаешь, себя таковым не считал, а ощущал себя вполне независимым котом, спящим сам по себе, где и когда ему заблагорассудится. А разве в этом и не заключается истинная свобода? Однако кот не стал опровергать написанное на билетах и позднее скопированное в афишах, ибо чего только не сделаешь для привлечения публики. Шушутка не расстроился, что публикой оказались только твой покорный слуга – Маськин собственной персоной, домовой-барабашка Тыркин, кошка Бася, пес Колбаскин, корова Пегаска и два попугая. Все собранные от концерта деньги (три медных монетки) артисты пожертвовали фифапопу, отчего у него хватило денег купить смычок и исполнить свою фифапопскую мелодию на местной львице. По новостям передавали, что звук получился настолько мощным, что посла Западной Сумасбродии в Фифапопии пришлось госпитализировать с диагнозом «острое расстройство слуха», что считается гораздо меньшей бедой среди послов, чем более серьезное заболевание – «острая потеря нюха».

Если тебя недостаточно развеселил этот забавный рассказ, послушай еще одну историю о том, как заблуждение оказалось полезным. Дело в том, что пес Колбаскин имел точно такой же окрас, как и кошка Бася – большей частью черного цвета с белой шерстью на лапах и на груди. Кошке Басе даже такое малое количество белых волос позволяло считаться «блондинкой», во всяком случае ее поведение никак не отличалось от не слишком вдумчивого поведения носительниц белых волос, принимая во внимание ту определенную славу, которую они имеют в народе. Пес Колбаскин, хоть блондином и не считался, однако не упускал случая за кошкой Басей погоняться, мол, авось сойдет с лап, пока Маськин не смотрит. Но однажды ночью кошка Бася проснулась и спросонья наткнулась на пса Колбаскина. Увидев тот же окрас, кошка Бася решила, что она есть отражение пса Колбаскина, и когда тот попытался погнаться за ней – кошка Бася поступила так, как и следует поступать всякому уважающему себя отражению, – то есть сделала то же самое, а именно погналась за псом Колбаскиным. Колбаскин тогда остановился и оскалил зубы – кошка Бася, по-прежнему считая спросонья, что она – Колбаскино отражение, тоже оскалила зубы. Пес Колбаскин так перепугался, что, заскулив, забился под диван. Кошка Бася поступила так же и немедленно заснула в поддиванной пыльной тиши. Пес Колбаскин же тихонько из-под дивана выбрался и ушел ночевать во двор от греха подальше. Больше он кошку Басю и вообще никаких кошек не гонял. Разве это не пример наисчастливейшего заблуждения, приведшего к положительным результатам?

Ну, если и этот рассказ тебя не развеселил, послушай последнюю историю, вполне доказывающую пользу заблуждений. Как-то утром по радио шла детская передача с викториной, и там был задан вопрос: «Во что Иисус Христос превратил воду?». Шушутка позвонил на радио и ответил: «В “Пепси-колу”». Поскольку все остальные позвонившие ответили: «В вино», а приз был только один – бутылка «Пепси-колы», и к тому же один позвонивший пригрозил пожаловаться, что радиостанция занимается пропагандой алкогольных напитков среди несовершеннолетних, на радио решили подыграть Шушутке и объявили, что правильный ответ: «Пепси-кола». Так Шушутка стал победителем радиоконкурса и гордым единоличным владельцем бутылки «Пепси-колы». А насчет того, кто во что чего превращал, всё время идут споры. Это до сих пор вопрос темный. У виноделов Франции есть такая пословица: “Le Chris n’a pas change le vin en eau, mais l’eau en vin” – «Христос ведь не превратил вино в воду, но воду в вино...», пивовары же утверждают, что Он превратил воду в пиво, а молочники божатся, что в молоко.

Как видишь, дорогой Сенекушка, заблуждения иногда приносят немало пользы. Вот и ты мне пишешь: “Fac itaque tibi iucundam vitam omnem pro illa sollicitudinem deponendo” – «Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней». Это совершенно верно. Жизнь без тревог ведь есть не что иное, как заблуждение, хотя и тревоги являются лишь нашими заблуждениями. Ага, я теперь понимаю. Лучше выбирать заблуждения, которые могут быть полезными, чем вредными.

Лишь выбор между теми или иными заблуждениями – вот, пожалуй, и всё, что нам дано на нашем пути поиска истины, увы, обреченном на безуспешность.

Vale,

твой Маськин.


--------------------
* А. Страдивари для построения скрипки пользовался двумя модусами: числом «пи» для выявления размеров основных частей инструмента и клотоидой для вычерчивания контурных кривых. В качестве модулера он использовал «золотую пропорцию», ее производные и отношения 1/2; 2/3;3/4; 4/5; 3/5; 5/8 и др.