Письмо 2. О пользе несвободы

Борис Кригер
Дорогой Сеня,

Пишет тебе твой друг Маськин. Я сегодня с утра выбежал на дорогу, потому что заметил почтальона с письмом. Я как чувствовал, что это письмо от тебя.

Мне даже приснился сегодня сон, что я сижу на пригорке, смотрю – ты идешь в своей парадной тоге, той, что я тебе сшил в подарок на прошлые Сатурналии*, когда гостил у тебя в твоем Номентанском поместье**. На твоей тоге ты еще попросил вышить:

“Amicus Plato, sed
magis amica Maskitas!”

«Платон мне друг,
но Маськин мне дороже!»

Ах, какой был карнавал! Я тоже нарядился в тогу с надписью:

“Ego amo Roma –
it’s cool old stuff!”

«Я люблю Рим (лат.) –
это крутое старье! (англ. слэнг)»

В этой тоге я выглядел настоящим римским гражданином в своих политически подкованных пушистых тапках.

Помнишь, твои рабы по традиции перепились и стали в шутку изображать из себя господ, а ты всё равно приказал их выпороть и еще приговаривал, что лучше, чтобы болел зад, чем быть больным на всю голову. Тебе, конечно, не откажешь в уважении к традициям, здоровом чувстве юмора и вдумчивом подходе к руководству, которого столь не хватает лидерам современности, но, надо признаться, нам с моим Левым и Правым тапками пришлось несладко, когда мы из сострадания к твоему выпоротому гегемону полночи прикладывали к драным задам твоих слуг подорожники и пошоссейники. Левый тапок открыто при этом цитировал Ленина о марксистском подходе в рассмотрении любого социального вопроса в исторических рамках*** и на чем свет поносил тебя, как землевладельца, эксплуататора и даже олигарха, а Правый тапок, как водится, тихонько ругал правительство. Левому тапку всё сошло с рук (потому что рук у него не оказалось). А вот на Правый тапок кто-то из вылеченных им слуг донес администрации президента и тапок постановили распять, но тоже не нашли у него рук и решили отпустить, чтобы не оголять недостатки римской распинательно-пенитенциарной системы.

Ты больше уж никого не пори. Хорошо? А то, как видишь, оно боком выходит. И вообще, тебе, Сеня, надо быть погуманнее. Ты ведь у нас, можно сказать, свет в окошке стоического отношения к жизни. Помнишь, как в твоей любимой песне:

«Постой, паровоз, не стучите колеса...»

Так что ты смягчи свое сердце и себе так над кроватью и напиши в качестве памятки:

“Ni-ni Senia!”

Что означает:

«Не надо, Сеня!»

Ну, так о чем это я? Ах, да. О своем сне. Так в этом сне я тоже стал махать тебе платочком, который ты подарил мне на праздники Консуалии**** в этом году, как раз почти совпавшие с моим днем варенья – Международным Маськиным днем. Помнишь? На платочке еще было вышито по латыни:

“Maskin, omnes horas complectere,
Dum differtur vita transcurrit”.

«Маськин, береги каждый час,
Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится».

Я во сне закричал – «Сенька, ты?», а ты загадочно улыбнулся, а когда взошел ко мне на холм, обнял и подарил новую книжку про технологию производства микросхем в Древнем Риме. Оказалось, что вы их там тоже делали из песка. И чего только не приснится. Правда? Кто бы поверил? Невероятно! Ты, и вдруг в новой тоге... Все же знают, что пока ты свою старую тогу не заносишь до дыр – новую не наденешь. Вы, стоики, все такие. Терпите, терпите... А потом как начнете шалить, так прямо хоть святых выноси. Вот и Плюшевый Медведь у меня тоже, наверное, стоик. То всё молчит, молчит, а потом как заговорит, заговорит... Надо ему тоже тогу сшить.

Ну так вот, развернул я свиток с твоим письмом и читаю: “Quem mihi dabis qui aliquod pretium tempori ponat, qui diem...” – «Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день...» Да, был у нас один настоящий ценитель времени, тебе бы понравился. Звали его Старый Пень. Нет, это не ругательство. Просто он был пень по национальности, и лет ему было много. Так как же его еще звать? Вот он время хранил и не тратил. Каждый день клал в копилочку. А потом пришел сосед Отжимкин и его выкорчевал. И что с этим прикажешь делать?

Кстати, я, точно как ты и советовал, пытался время сохранять. Прошлой осенью засолил десять банок времени на зиму, мол, если времени хватать не будет, достал часок-другой, и порядок. Ну и что ты думаешь? Помидоры отлично засолились, огурцы – еще лучше, а вот время вышло горьковатое, и все десять банок пришлось выбросить. Может, я зря в рассол чеснок с укропом клал. Ты не знаешь?

Видать, время – это скоропортящийся продукт. В банке его не засолишь.

А я думаю так: если весело время проходит, то и жалеть его нечего. Ты попробуй попрыгать на одной ножке. У меня от этого занятия всегда хихиканье усиливается.

Ведь когда времени, как и свободы , не хватает, – за них борются, но как добьются – не знают, что с ними делать. Я думаю, с детства надо приучать детишек, чего им с собой делать, ведь они останутся сами с собой на всю оставшуюся жизнь. Вот тут один современный галл по имени Женя Сартр мне в прошлое воскресенье за чаем, полчаса решая, с чем его пить – с малиновым вареньем или сгущенкой, так и сказал:

“Le secret douloureux des Dieux et des rois : c’est que les hommes sont libres”.*****

«Мучительный секрет богов и царей: они знают, что люди свободны».

А потом, так и не решив, что ему взять, и намазав плюшку горчицей, добавил:

“[...] l’homme est condamne a etre libre”.******

«Человек проклят быть свободным...»

И мне кажется, что он прав. Время сохранить да свободу свою осознать – еще только половина дела. Главное – узнать хотя бы приблизительно, что с ними потом делать... За время и свободу все борются одинаково: кто-то пошустрее, кто-то менее бодренько. Разница видна, лишь когда посмотришь, как и что с этой свободой человек делает. Я помню, у твоих рабов были простые сосредоточенные лица, когда их пороли. Казалось, что они на работе, занимаются серьезным, нужным делом. Казалось, что они на своем месте и мир гармоничен. Теперь у нас никто, слава Богу, никого не порет, но люди бичуют себя сами не меньше, ибо не знают своего места и не ведают, что им со своей свободой делать. И в этой бесконечной свободе выбора и заключается их самая страшная несвобода. Может, верно то, что хотел сказать галл Сартр, – лучше уж не знать, что ты свободен, и есть малиновое варенье, чем считаться свободным, но отплевываться горчицей...


--------------------
* У римлян были трехдневные праздники Сатурналии – карнавал с обжорством, во время которого рабы и хозяева на время как бы уравнивались. Сатурналии – праздник посева. Посвящен богу Сатурну. Праздновался зимой, начиная с 17 декабря.
** Название поместья Сенеки упоминается в письмах к Луцилию.
*** «Безусловным требованием марксистской теории при разборе какого бы то ни было социального вопроса является постановка его в определенные исторические рамки...» (В.И.Ленин, т. 20, стр. 373).
**** Консуалии – праздник уборки урожая. Посвящен богу Консу. Празднуется 21 августа.
***** Jean-Paul Sartre. Les mouches («Мухи»). Livre de Poche, n. 1132, p.155.
****** Jean-Paul Sartre. L’existentialisme est un humanisme («Экзистенциализм – это гуманизм»). Ed. Nagel, 1968, p.37.