Зачем нужно писать письма?

Борис Кригер
Sapiens etiam si contentus est se, tamen habere amicum vult.

Seneca. Epistulae morales ad Lucilium


Пусть мудрому никто, кроме него самого, не нужен, он всё-таки желает иметь друга.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию


Зачем нужно писать письма?
(Вместо предисловия)

Вы мне всё-таки, пожалуйста, поверьте на слово, что умеренная доза консерватизма никогда не помешает. Конечно, мы все понимаем, что нынче обладатель простого компьютера-мартышки, подключенного ко всемирной паутине, может не только обмениваться коротенькими, как щелбаны, посланиями, но и переговариваться, и даже лицезреть своего собеседника. Казалось бы, где осталось место для эпистолярного мыслеизъявления? Однако именно консерватизм не позволяет нам делать те вещи, которые бы превратили нас из людей в нелюдей... Короче, писать письма необходимо для того, чтобы оставаться людьми. Конечно, быть человеком – это не очень занимательно. Вы вообще себя когда-нибудь видели? Я видел. Весьма непривлекательная картина. Но письма как раз этот недостаток сглаживают. Они исключают порывистость суждений и развивают постепенный неторопливый подход к жизни, который необходим нам в повсеместно наступившем будущем, как тормоз автомобилю. Сто двадцать километров в час – это, конечно, хорошо и удобно, но куда бы мы доехали без тормозов...

Итак, письма – это тормоза для внезапно напавшего на нас бешеного грядущего, тормоза, позволяющие неторопливо поразмышлять и порассуждать с обширными отступлениями... Кроме того, письма хороши еще и тем, что это своего рода обмен монологами, не прерываемыми нетерпеливым собеседником. Общаться, конечно, можно по-разному. Вот, например, у Маськина во дворе на столбе висел большой ржавый колокол. Маськин иногда в него звонил, когда хотел выразить окружающему миру свой особенно громкий восторг... Но послания эти получались не очень вразумительными, ибо колокол, будучи ржавым, обладал типичным французским прононсом и звонил преимущественно в нос... Поэтому у него получался звон не «бом, бом, бом», а «бон, бон, бон» – что по-французски значит «хорошо, хорошо, хорошо...». Однако, несмотря на такую внешнюю жизнерадостность высказываний, через колокол Маськину не всегда удавалось выразить более глубокие мысли, и он прибегнул к написанию писем, в то время как адресат не заставил себя долго искать, поскольку Маськин друг Сенека ему регулярно и обстоятельно писал.

Сенека был стоиком. Это такой вид философов, которые отличаются тем, что охотно стоят. Где стоят? Да где угодно: например, в очереди. Кстати, именно в очереди Маськин с Сенекой и познакомился. Маськин как раз навещал своего дальнего предка в Древнем Риме – Маськинуса Натураликуса – и пошел в лавку купить масла для освещения жилища, поскольку Маськин родственник всё время кричал слова из какой-то трагедии: «Кто платит за масло? Кто платит за масло?» и выразительно шарахался по темному дому.*

Сенека, как настоящий философ-стоик, стоял в очередях профессионально. Он занимал очередь еще с вечера и стоял всю ночь, чтобы быть первым к открытию. Потом Сенека свою очередь благосклонно уступал первому встречному и занимал очередь в новом месте. Так Сенека воспитывал в себе терпеливость и пытался уяснить для себя бесполезность плотских устремлений, ибо мы все в какой-то мере стоим всю жизнь в очереди, а после уступаем ее первому встречному, так ничего и не дождавшись, а сами растворяемся в небытии...

Сенека уступил Маськину очередь, и они разговорились...

Ах, очереди, очереди... Как я вас ненавидел, когда стоял в них один, но как прекрасно стоять в очереди с Маськиным... Сколько замечательных историй и мыслей может он вам поведать. А как он умеет слушать! Я люблю стоять в очереди с Маськиным. Я вообще люблю Маськина. А вы?


--------------------
* Древние цивилизации вдоль Средиземноморья и в Азии использовали оливковое масло для освещения.