Встреча

Таисий Черный
Иногда случаются события, которые настолько незамысловаты, настолько, казалось бы, тривиальны, что и говорить-то о них сложно. Что-то вроде банальной схемы «пришел-сделал-получил». Но, тем не менее, некая предыстория делает их привлекательными и они помнятся долго, образуя порой в памяти настолько устойчивые острова, что уже истирается все, что предшествовало или последовало, и остается в океане разрозненных хаотичных обрывков нечто цельное, светлое, без чего уже не хотелось бы ассоциировать себя.
  Я уже не помню, что именно мы делали для министерства обороны Италии. Помню, что это была какая-то совершенно обычная консультация или вроде того. Кажется, речь шла о газовых лазерах, а может быть, и нет... Не важно, одним словом. Так или иначе, но из Марселя я отправился на пару дней в Рим. Если бы я знал, что все так произойдет! Я бы хоть оделся поприличнее, но тогда мне и в голову не могло прийти, что все так обернется. Я был как всегда в шортах, футболке и сандалиях, поскольку стояло невыносимо жаркое лето.
Довольно скоро самолет приземлился в Риме (это около часу лета) и я, потягиваясь, ступил на трап. Оглядываюсь – кругом обыкновенные люди... Но тогда зачем этот лимузин чуть не на взлетной полосе? Тотчас из лимузина выходит какой-то ОЧЕНЬ высокопоставленный офицер (может быть и генерал), в каком-то невероятном мундире, гигантской фуражке, обвешанный всякими «золотыми» значками, золотыми же стилизованными дубовыми листьями и прочими причиндалами. В руках у него оказалась... О, боже!! Не верю своим глазам! У него в руках на длинной палке табличка с моим именем! И тут же в мозгу молнией пронеслась идиотская мысль: «Бежать»!!!
Да, видать, годы, проведенные в Союзе, оставили в душе глубокий след... Сдерживаю какое-то непонятное смущение, спускаюсь на землю, подхожу. Он что-то быстро говорит по-итальянски. Я его понимаю с большим трудом, но от души отлегает. Он, оказывается, рад меня приветствовать и приехал как раз за мной. «Багаж потом привезут в гостиницу», - сказал он. По дороге водитель врубил сирену, и мы с диким визгом проносились на красный свет, под тяжелыми взглядами Римских граждан. Вся эта помпа была настолько нелепой, что даже настораживала. Но я уже был немного закален в «мистических играх Мира» и потому решил просто расслабиться и наблюдать за происходящим как бы со стороны.
Мы подкатили к министерству обороны. Это, как и в любой стране - гигантский комплекс зданий, окруженных железной оградой, железными же воротами и автоматчиками чуть ли не на каждом углу. Когда мы въехали в подземное помещение и вышли из машины, мне вручили пропуск с моей фотографией!!! Синьор Мидено – так он разрешил себя называть – предложил перекусить, но я отказался.
Оказывается, до конференции была еще уйма времени, и Мидено искал способ как меня развлечь. Я сказал, что если у них есть какой-нибудь зал, то я бы просто посидел там и почитал что-нибудь. Его как будто осенило. Он сразу посветлел и сказал:
- Давайте я вам покажу наш музей! Туда ведь с улицы не попадешь!
Признаться, я не любитель бродить по музеям без определенной цели. Но он уже тащил меня куда-то в левое крыло здания, и я приготовился страдать перед витринами со всяким ржавым оружием, медалями и якобы подлинными одеждами, для достоверности слегка побитыми молью.
Но я, и на этот раз, ошибся. Нет, там чего только не было, и ржавого оружия в частности, но главное было не это. Мидено сам сделался моим гидом, сам включал и выключал свет, что-то объяснял, а потом мы вошли в зал, целиком посвященный Леонардо да Винчи. Там я и «потек». Дело в том, что Леонардо – это для меня нечто особенное. Я равнодушен к эпохе Возрождения в целом, но вот личность Леонардо меня просто завораживает. Сколько я прочел о нем в самых разных библиотеках мира! Я мог на память назвать почти все его изобретения, я помнил почти визуально многие его рукописи. А тут – настоящая, им же отлитая многоствольная пушка – прообраз современного пулемета! Действующие модели водяных насосов, парашют и так от стенда к стенду... Временами, я уже стал что-то объяснять Мидено и он был даже удивлен – кое чего он не знал. В частности, он считал, что Леонардо писал каким-то шифром, и сперва не поверил, что это просто зеркальное отображение. Мы даже поспорили. Он тогда подошел к какому-то массивному шкафу, встроенному в стену, набрал шифр на замке и достал небольшую кожаную книжечку. Полистав, он протянул ее мне. Я открыл, и подумал, что сейчас меня хватит удар: я держал ПОДЛИННУЮ записную книжку Леонардо да Винчи, с теми самыми рисунками, которые я мог бы узнать из тысяч!!! Мы подошли к зеркалу и посмотрели на книжечку с его помощью. Мидено просто обалдел. Ну, это выглядело так, как если бы я перед ним начал летать или же вдруг мы бы стали свидетелями, как на площадь св. Петра село бы НЛО. То есть, он, всю жизнь не задумываясь, считал, что это шифр, а оказалось, что он вполне может прочитать письмена великого соотечественника!
Я листал и листал, слушал, как шуршат страницы, вдыхал их запах... Господи, до чего приятно пахнут старые книги. Дальше по музею, я уже, понятно не пошел. Я стоял и перелистывал страницу за страницей, на каждой из которых меня ждала какая-нибудь встреча. Вот рисунок пушечного обустройства корабля. Вот «махолет». Какие-то каракули, затем какой-то список и в уголке маленький набросок пером – какая-то местность, что ли? Вот опять какие-то наброски, и среди них немного знакомое лицо женщины... Да это Мона Лиза, только повернута по-другому и выполнена в двух линиях... В общем, я бы там простоял до следующего утра... Но беседа, ради которой я приехал, надвигалась, становилась все ближе и ближе, и вот, небольшая кожанная записная книжка заперта снова в железный шкаф, оставив мне лишь привкус встречи и ненависть ко всему, что связано с лазерами...
Марсель 1998