Импровизация на заданную тему

Ровшан Сананоглу
Любая книга или статья по истории джаза невозможна без экскурса в его историю, в его чёрные корни. И обязательна небольшая прогулка по Сент-Луису – всё начиналось именно там. Я тоже не буду отходить от стандартов – в джазе без них нельзя. И расскажу немного о моём Баку – городе, который нельзя не любить.

Для начала просто произнесите слова Джаз и Азербайджан – и покатайте их на языке. Покатайте так, как будто Вы хотите почувствовать аромат хорошего марочного коньяка "Бакы". И уже по тому, как звучат эти слова, Вы поймёте, что Джаз и Азербайджан – родственные души. Именно поэтому терпкий вкус азериджаза снискал заслуженную славу не только в моей стране, но и далеко за её пределами.

То, что Баку был кузницей нефтяных кадров для всего бывшего СССР, знают все – да это и не удивительно. Но я сейчас назову всего лишь несколько имён – и сразу станет ясно, что Баку был кузницей не только нефтяных, но и джазовых кадров. Константин Орбелян – руководитель государственного эстрадного оркестра Армении, Константин Певзнер – руководитель государственного эстрадного оркестра Грузии, маэстро Вагиф Садыхов – пианист, ещё в советские времена перебравшийся в Москву… Этот ряд можно продолжать и продолжать. Но есть одно, что объединяет всех вышеназванных музыкантов – все они мои земляки.

Вы бывали когда-нибудь на Приморском бульваре Баку? Если нет – то послушайте пьесу Эмиля Ибрагима "Старый бульвар", вошедшую в его альбом "Тетралогия". В этой пьесе – аромат нашего бульвара. Аромат, настоянный на запахе цветов, моря и нефти – и возможный только в моём городе.

Джаз – это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь грамотно и технично – но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И всё потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню, придуманное докторами. Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной структуры – невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего не напоминает? Ведь в джазе всё точно так же – в первую очередь надо уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твоё мироощущение интересно для слушателя.

Наш джаз берёт своё начало в 30-х годах прошлого века – когда совсем ещё молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана. Джазовая школа, наложенная на азербайджанскую музыкальную культуру, не могла не дать своих плодов – и незадолго до Великой Отечественной войны Тофик Кулиев вместе с другим корифеем азербайджанской музыки – маэстро Ниязи – создаёт первый в Баку джазовый оркестр.

В оркестре Тофик Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза – саксофонист Пярвиз Рустамбеков. В 1944 году, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице – и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами: восхищённые игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз вынужден был вернуться в Баку. Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. Судьба отпустила Пярвизу слишком мало: в 1949 году он его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а уже в декабре того же, 1949 года, его не было в живых…

Но традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Именно благодаря ему джаз приблизился к слушателю на расстояние вытянутой руки. По рассказам, бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса – только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвёзд. Почему? Всё очень просто – именно в джазе есть тот аромат свободы, который больше нигде невозможно найти.

Много, очень много имён вписаны золотыми буквами в историю азербайджанского джаза – но формат статьи заставляет меня остановиться на тех, кого знал весь бывший Союз. Достаточно упомянуть вокальный квартет "Гая", в котором собрались молодые ребята, впитавшие джаз с младых ногтей, - и всё станет ясно. Но известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.

Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского Фестиваля 1967 года – и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток – дело тонкое" – именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза. Напомню, что это был 1967 год – именно в это время и начинались первые эксперименты в области слияния западной музыкальной культуры с восточной, начатые великими Иегуди Менухином и Рави Шанкаром. Но в джазе одни из первых примеров сочетания Востока и Запада в джазе были продемонстрированы Вагифом и Рафиком Бабаевым именно в Таллинне, в 1967 году – на несколько лет раньше Майлса Девиса.

Они были разными – Рафик и Вагиф. Если музыка в исполнении Рафика Бабаева была ближе к европейской – но была окрашена цветами азербайджанских гармоний, то музыка Вагифа брала начало в корнях – в мугаме. Они были одинаковыми – безмерно талантливыми и требовательными к себе… И оба одинаково безвременно ушли из жизни: Рафик Бабаев погиб в результате теракта в бакинском метро 19 марта 1994 года, а Вагиф в возрасте 39 лет умер практически на сцене, от инфаркта.

В Баку не принято называть фамилию Вагифа: достаточно произнести одно только его имя – и сразу станет ясно, о ком идёт речь. В 60-70-е годы Вагиф поставил своего рода рекорд по количеству записей на фирме грамзаписи "Мелодия": у него вышло 6 альбомов, в том числе и двойной. В 1979 году, незадолго до смерти, его пьеса "В ожидании Азизы" завоевала первое место на Всемирном конкурсе джазовой музыки в Монако. О Вагифе можно говорить бесконечно – настолько сильна была его аура. Никогда не забуду атмосферу его регулярных концертов в Филармонии. Зал всегда был заполнен до отказа – и было ощущение, что все пришедшие – друзья Вагифа. Я никогда не забуду, как после исполнения каждой пьесы Вагиф смотрел в зал и смущённо-виновато улыбался… Я никогда не забуду его пьесу "Без меня" – Вагиф поднимал руки над клавишами, объявлял пьесу и уходил со сцены… И его похороны – когда умудрённые опытом седовласые бакинцы плакали, не стыдясь своих слёз… И как на протяжении почти года после его смерти я искал глазами афишу с датой очередного концерта Мастера. Через несколько лет фирма "Мелодия" выпускает двойной альбом Оскара Питерсона – и в пьесе "Чёрный Орфей" цитата из Вагифа. И сразу – воспоминания, а вместе с ними – светлая грусть…

"В ожидании Азизы"… Вагиф не дождался дебюта своей дочери на мировой джазовой сцене – хотя именно он впервые вывел десятилетнюю дочурку на сцену джазового фестиваля в Тбилиси. Азиза пошла по стопам отца – гены не могли не сказаться. Гены и атмосфера отчего дома. Уже в 1991 году она записала свой дебютный альбом на фирме SONY, а её партнёрами по записи были знаменитые Джон Патитуччи и Дейв Уэкл. Послужной список первой леди азербайджанского джаза может вызвать зависть у многих музыкантов. Шесть записанных компакт-дисков, работа со звёздами мирового джаза, концертные турне с полными залами… Вагифу было бы чем гордиться…


Прошло всего лишь несколько лет после смерти Вагифа – и всем стало не до джаза. Наступили лихие времена – и на первый план вышло искусство выживания. Но благодаря усилиям Рафика Бабаева азербайджанская джазовая школа продолжала жить и развиваться: костяк джазовой сцены Баку составляют именно его ученики.

Новые времена – новые люди. Новые люди и новые идеи. Сегодня безусловным лидером азербайджанского джаза является композитор и пианист Салман Гамбаров. Разносторонний и энциклопедически образованный музыкант, он работает в самых разных направлениях – и всегда успешно. Салман всегда ищет новые пути во всём – это чувствуется и в его интерпретациях джазовых стандартов, и в его подходе к так называемому этноджазу. Нет противостояния Востока и Запада – есть диалог и взаимообогащение. Именно этот принцип и декларирует Салман своей музыкой. На международном джазовом фестивале, состоявшемся в Баку в апреле этого года, Салман представил интереснейший проект, который стал жемчужиной фестивальной программы. Трудно, очень трудно уместить описание этого действа в рамки газетной статьи. Если же очень коротко, то это – джаз и немое кино, национальные инструменты и рояль, традиционная азербайджанская музыка в исполнении кяманчиста Фахраддина Дадашева и джазовые гармонии в исполнении Салмана. И всё это – на высочайшем уровне.

Фестиваль… Да, в апреле этого года в Баку состоялся международный джазовый фестиваль, который стал своего рода творческим отчётом бакинских джазменов и отправной точкой для контактов с мировым джазом. На протяжении недели музыканты из США, Канады, Германии, России и других стран были гостями джазового Баку - причём следует отметить, что в нескольких проектах вместе с азербайджанскими музыкантами выступали приглашённые на фестиваль гости. И на одном из последних джемсейшнов фестиваля нагарист Натик Ширинов, ранее вплотную не соприкасавшийся с джазом, выступил в одном джеме с перкуссионистом Джо Завинула Хорхе Безеррой. Они соревновались друг с другом, отбивая одно и то же и подстраиваясь на ходу под собеседника – причём делали всё одновременно! Было ощущение, что всё было отрепетировано заранее – но они даже видели друг друга в первый раз. Закончилось всё очень просто: Натик добил-таки оппонента бешеной дробью, которую тот повторить не смог...

Джаз вернулся в Баку – и вернулся надолго. За последние годы вышло несколько компакт-дисков разных музыкантов. Несколько альбомов саксофониста Раина Султанова, два альбома талантливого и техничного молодого пианиста Шаина Новрасли, вышеупомянутый диск Эмиля Ибрагима, два прекрасных альбома Салмана Гамбарова – один из которых вышел в Германии. В Баку есть Джазклуб имени Вагифа Мустафазаде и современный джазовый центр, издаётся ежеквартальный джазовый журнал "Джаз Дунйасы" (Мир джаза) и уже почти год в эфире – джазовое радио Lider FM.

И напоследок – небольшой анонс. В этом году Вагифу исполнилось бы 65 лет – и поклонники его таланта готовят сюрприз для ценителей джаза: в конце октября в столице России Москве состоится джазовый фестиваль памяти Вагифа Мустафазаде. Загляните на огонёк – не пожалеете!

P.S. Статья была написана для российского выпуска газеты ИЗВЕСТИЯ (http://main.izvestia.ru/azerbaijan/29-09-05/article2757886) и в сокращённом виде вышла в свет в четверг, 29 сентября 2005 года.