Письмо к немецкому другу

Александр Апальков
Александр Апальков
ПИСЬМО К НЕМЕЦКОМУ ДРУГУ
Карлу В. Шелнбергеру

Дорогой Карл, я часто вспоминаю тебя. Вижу твое лицо, слышу твой голос. Иногда мне трудно удержаться от желания обратиться к тебе вслух, говорить с тобой лицом к лицу. Понимаешь, столько накипело у меня на душе! Мне нужно выговориться. И я иногда среди бела дня, а порой и ночью мысленно обращаюсь к тебе, пытаюсь тебя в чем-то убедить, жду твоих возражений и подсказок. Не обижайся на меня, но все вы, немцы, французы, американцы, шведы и проч., проч., как бы вы искренне не сочувствовали нам, как бы вы горячо не хотели помочь нам, не можете до конца понять, что с нами происходит и чем это может обернуться для вас, – для вас, дорогие немцы, французы, американцы, шведы и проч. и проч. Ведь и мы (я, например!), бывая в Германии, любя эту страну, овладев ее языком, тем не менее сплошь и рядом оказываемся слепыми и глухими, не способными понять нечто глубинно-немецкое. Ибо есть такие вещи, как «почва», «корни», «зов предков» или говоря по-современному, «менталитет жизни», «архетипы» ее социально-исторической жизни, – то есть нечто «чужакам», к сожалению, недоступное. На нашу страну обрушились великие беды – и бедам этим не видно конца. Большинство населения нашей страны никак не может приспособиться к новым условиям, еле-еле сводит концы с концами, отчаивается, злится и готово молить Всевышнего о возврате проклятого прошлого, когда каждому был обеспечен скромный по вашим меркам, полунищенский, но все-таки гарантированный достаток, когда никого не волновало, что он завтра может остаться без работы, без куска хлеба, без средств на погребение… Последнее особенно страшно и унизительно. Кто виноват в этом? традиционные наши вопросы: кто виноват? что делать? Над этими роковыми вопросами сегодня ломает голову интеллигенция. Горько в этом признаться, обидно, стыдно, но именно интеллигенция, которая так много сделала, чтобы расшатать «империю зла», разрушить ее, которая обещала всем нам демократию, расцвет культуры и экономики, в первую очередь несет ответственность за сегодняшнюю экономическую и культурную разруху. Увлекшись ролью «могильщика коммунизма», демократическая интеллигенция не учла, что можно быстро, в считанные годы, иногда в считанные месяцы, изменить в стране общественную ситуацию, «перестроить» внешние формы политической жизни, но для того, чтобы перестроить умы и сердца людей, изменить их духовную конституцию, на это надо положить (потратить?) многие десятилетия, а возможно и столетия. Конечно, сегодня мы остро нуждаемся в иностранных инвестициях, в гуманитарной помощи, но даже, если бы каждый человек на Западе внял завету Христа: «Если у тебя две рубашки, а у другого ни одной, поделись с ним» – даже тогда, если бы к нам потекли реки инвестиций, если бы нас завалили гуманитарной помощью, все равно мы бы продолжали бедствовать, отчаиваться, негодовать. Ибо никто, кроме нас самих, не способен обустроить, говоря словами Солженицына, нашу жизнь, нашу экономику, нашу культуру, создать необходимые нам государственные институты и традиции. Можно нас накормить, обуть, одеть (а можно ли?), но нельзя ведь раз-два-три изменить наш образ мыслей, сделать нас правопослушными прагматиками, артистами в сфере предпринимательства – тем более, что в силу исторических обстоятельств у нас развелось море разливанное артистов грабежа, мошенничества. А что произойдет с вами, дорогие люди Запада, если у нас ничего не получится в области экономики и культуры, если огромные количества эмоциональной энергии, анархической взрывчатки, которые накоплены были не только за семьдесят послереволюционных лет, но за всю нашу многовековую историю, приведут к новому общественному взрыву – к новой революции и гражданской войне? Оглянитесь на то, что сегодня происходит в Афганистане, в Чечне, в Югославии! Все это может показаться каплей в море по сравнению с потрясениями, которые могут охватить всю Россию, Украину и другие страны бывшего СССР. Учтите, вся экономическая, военная, интеллектуальная мощь Запада, всего цивилизованного мира, бессильна будет противостоять разрушительной мощи событий, которые могут в любой день разыграться на просторах России, Украины, Кавказа, Средней Азии. Если вы не хотите подумать о нас, подумайте о себе, о своих детях, пожалейте их, обезопасьте их от всемирной Хиросимы. Что для этого нужно сделать? Прежде всего понять, что не будет у нас «здорового тела» (прогрессивной экономики, прочного государственного порядка), до тех пор пока мы не обретем «здоровый дух». Наивная наша интеллигенция, азартно и в кратчайшие сроки разрушив так называемую коммунистическую идеологию, вместе с тем невольно и очень успешно разрушила нравственные устои нашей национальной жизни. Выпустив джина из бутылки, она все свои надежды стала возлагать на религиозное Возрождение и национальную идею. Но религиозное Возрождение обернулось пропагандистским спектаклем: ибо такого разгула грабежа, насилия и жестокости, такого атомного взрыва безнравственности, который мы имеем сегодня, Россия и Украина не знали во всю свою историю. А национальная идея обернулась бешеным разгулом националистических страстей. Что это такое и к каким последствиям это приводит, вы, в Германии, знаете лучше других. Надо лечить дух нации – тогда выздоровеет и «тело» нации. Именно в этом и видит свою миссию скромный журнал «Склянка Часу», выходящий в провинциальном городе Каневе, но уже вызвавший к себе интерес во многих уголках Украины, стремящийся выйти и к широким кругам общественности России и Германии. Подумайте, взвесьте все «за» и «против», подсчитайте, что вы потеряете и что вы обретете, оказав помощь – очень скромную, по вашим масштабам, незаметную, здоровым силам бывшей «империи зла», которые свои усилия направляют в первую очередь на исцеление духа двух великих народов – русского и украинского.