Легенды и реальность северного острова

Елена Ольшанская
Посередине уникального озера Байкал находится место, которое с незапамятных времен называют его сакральным центром, его сердцем. Это – остров Ольхон. Почему-то сложилось так, что именно этот остров стал главным источником и хранителем древних преданий. Именно с ним связана легенда о происхождении бурятского народа, и именно он был и до сих пор остается центром одной из самых загадочных религий – шаманизма.

Давным-давно жил-был охотник Хоридой. Женился он на небесной деве-лебеди, и родилось у них одиннадцать сыновей, которые стали родоначальниками одиннадцати хоринских родов. Здесь же получил шаманский дар от небожителей орел, парящий между небом и землей. Но тяжела оказалась ему шаманская ноша, и он опустился на землю и передал его женщине-эвенкийке, ставшей первой шаманкой на земле. И было это на острове Ольхон…

Самый-самый

Таинственен и загадочен остров Ольхон. Взять, например, происхождение его названия. До сих пор по этому поводу спорят две версии. По одной из них, свое название он получил от бурятского слова «ой-хон», что значит, немного лесистый. И действительно, лес на острове можно встретить только в центральной его части. На северной и южной, в основном, раскинулись степи. По другой версии название острова произошло от бурятского же слова «ольхан», что значит сухой. И это тоже правда, потому что по сравнению с другими местами Байкала над островом выпадает очень мало осадков. Получается, и то и другое верно, а как на самом деле?
Но и дальше, что ни возьми, одни лишь версии и легенды. Вот по количеству археологических памятников – древних городищ, могильников, остатков каменных стен - Ольхону нет равных во всем Прибайкалье. Например, на мысе Хорогой сохранились развалины древней курыканской стены и рядом – места захоронения людей. Есть версия, что стена и рвы рядом с ней служили оберегом от злых сил. И чтобы усилить сакральную оборону, приносились человеческие жертвы.
А на мысе Хобой, или как его еще называют, Скала Девы есть эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык. С юга очертания этой скалы кажутся величественной женской фигурой с четко очерченной головой, носом, подбородком и грудью. Бурятская легенда рассказывает о том, что это окаменевшая бурятка, дерзнувшая попросить у богов-тенгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и у него. Разгневались боги и превратили ее в камень.
Или гора Жима, она же – мыс Ижимей. Почитается, как священная у местного населения. По преданию она была обиталищем духов и божеств. На вершине горы раньше находились деревянная избушка и шалаш из сосновой коры, построенные, как считается, Ольхонскими шаманами. Эта гора самая высокая на Ольхоне – 1300 метров. И где-то у подножия ее будто бы прикован цепью бессмертный медведь.
Впрочем, есть и бесспорные факты. А именно: Ольхон – самый большой остров на озере, по своей форме он напоминает очертания самого Байкала и возле него находится самое глубокое место Байкала – 1637 метров. Так что, как ни говори, а Ольхон – самый, самый!...

Священная гора

Когда в Монголии утверждался буддизм, остров Ольхон, будучи изначально изолированным, оказался последним местом, где сохранился шаманизм. И если Ольхон – сердце Байкала, то священная шаманская скала – мыс Бурхан, или как ее называют, Шаманка, считается сердцем Ольхона. А значит, она и есть самый сакральный центр Прибайкалья.
В мифах и легендах бурят Ольхон считается обиталищем грозных духов Байкала. Сюда, про преданиям, спустился с неба Хан-Хото Бабай, посланный за Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын Хан-Хубуу Нойон, который первым получил шаманский дар от тенгриев. До сих пор возле Бурхана, на берегу озера рядом с поселком Хужир, трепещут на ветру ленточки на деревьях – в месте поклонения духам. По старинным народным преданиям в пещере скалы Шаманки жил владыка этих мест и всего озера Ольхона – Эжин, или Бурхан.
Внутри Шаманки находится сквозная пещера, где шаманы совершали и совершают свои магические обряды. Входить в нее простым смертным небезопасно, особенно, женщинам. Буряты считают, что там сконцентрирована огромная энергетическая сила, что эту пещеру регулярно навещают духи умерших шаманов и встреча с ними может иметь самые нежелательные последствия. Впрочем, бывает по-разному. Некоторые искатели приключений заходят и выходят оттуда как ни в чем не бывало, так ничего и не почувствовав, и потом искренне удивляются рассказам других о том, какие метаморфозы им пришлось пережить. Другие же рассказывают самые разные вещи. Кто-то, попав в пещеру, ощущает, как резко меняется самочувствие, как-будто голову сдавливает стальной обруч, другие чувствуют слабость и то, как какая-то неведомая сила сама выносит их наружу, некоторые, наоборот, остаются там как приклеенные, долгое время не в силах двинуться с места. А кое-кто даже видит дух самого Бурхана, а может, и того круче, самого Хан-Хото Бабая!
А вот с женщинами здесь совсем другое дело. Исторически женщинам было запрещено входить в пещеру шамана, и те, кто нарушал это правило, как правило, лишались рассудка. Может быть, это всего лишь легенда, но и современные женщины, рискующие войти в пещеру, переживают потом неприятные последствия. У них словно путается сознание, они не могут вспомнить элементарных вещей, испытывают резкие перепады настроения, и нужно довольно много времени, чтобы они пришли в себя.
Но если забыть о пещере и просто побывать на Бурхане, то обязательно испытаешь прилив сил и хорошего настроения.


Неошаманы Ольхона

Шаманская традиция никак не могла исчезнуть из столь знаменитого места, хотя самих шаманов стало значительно меньше. Например, в 1884 году их количество в Ольхонском районе составляло тринадцать человек. В 1962 году этнограф-фольклорист С.П.Балдаев записал имена девяти шаманов. В 2001 году официально практикующих шаманов на этой территории осталось только четверо. Правда, до сих пор живы старцы, исполняющих те или иные обряды.
Современный шаман Прибайкалья хорошо образован, знаком с буддизмом и современными научными теориями. Как буддизм и шаманизм уживаются с современной наукой? На этот вопрос шаман отвечает, что все очень просто. Человек хочет быть здоровым, счастливым и защищенным от несчастных случаев и вообще от разных проблем. Получить он это может через защитные мантры лам и через оберегающие заклинания шаманов. Но тем и другим богам человек должен делать за это жертвенные подношения. Иногда ламы отсылают человека к шаману или, наоборот, шаман советует посетить ламу. Или человек может после посещения врача позвать домой шаманов, чтобы сделать обряд, а потом поехать в дацан к ламе и совершить аналогичный обряд по буддийскому канону.
В целом любой ценой ищем мы возможной помощи, будь то помощь буддийского божества, современного врача с ученой степенью или шаманского духа-тэнгрия. Неошаманы хорошо адаптированы к социуму и достаточно открыты для других. Они публикуют книги и выступают с лекциями, демонстрируют свои святыни, помогают людям, рядом с которыми живут. Но самое главное предназначение – поддержание традиции. Шаман – хранитель устного эпического творчества, знаток обрядов, шаманских молитв, имен родовых духов и, конечно, в его задачу входит совершить обряд посвящения с тем, кто займет в будущем его место и продолжит традицию.

Живой и настоящий!

На Ольхоне живет настоящий шаман с обычным, мирским именем – Валентин Владимирович Хагдаев. Он – наследственный практикующий шаман в девятом колене бурятского рода Буян. В 2000 году прошел пятое посвящение (всего их девять) «хэсэтэ боо», что значит, «получивший бубен». Это значит, что во время исполнения обряда он имеет право использовать собственный бубен, который является для шамана дополнительным предметом силы. Во время его посвящения пошел «слепой» дождь, который старцы расценили как хорошее предзнаменование. Валентин, как истинный шаман, имеет лишнюю кость – от рождения раздвоенный большой палец на правой руке. По словам Верховного шамана Монголии боо Цэрэн-зайрана: «с такой отметиной шаманы рождаются один раз в век, и сейчас больше нет ни одного шамана с двойной костью, как у Валентина».
Занимаясь шаманизмом, Валентин Хагдаев закончил аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра. Опубликовал монографию «Шаманизм и мировые религии», сейчас дорабатывает ее до диссертации. Он знает наизусть многие еще неопубликованные легенды, мифы и родовые предания.
Описывая свой опыт шаманского выхода из тела, Валентин пишет: «…Там, в духовном мире, куда важней богатства и власти то, какой ты был человек – плохой или хороший, злой или добрый и сотни подобных вопросов-ответов задают и отвечают за тебя. … «Там» исчезают пространственно-временные ощущения-различия, «там» мир бесформенный или много форменный, это зависит от богатства сознания и воображения. «Там» действительно невообразимо легко, блаженно и невозможно полностью передать словами те ощущения, которые испытываешь во время выхода и перехода в ирреальный мир, что пришлось испытать мне во время моего первого шаманского путешествия и когда мне с большим трудом и болью удалось вернуться в наш тяжелый мир, в свое тело».

Бьющий в бубен

Некоторым счастливым путешественникам удается наблюдать настоящий шаманский обряд, который совершает Валентин.
Первым делом, он делает едва заметный поклон Байкалу и спрашивает позволения у духов местности на проведение обряда именно в этом месте – на высоком берегу мыса Бурхан. Любой обряд вступления шамана в контакт с духами начинается с обращения к огню, призывания племенных духов, духов-эжинов ближайшей местности, затем более могучих. Ритуал произнесения священных имен выполняется в строго определенной последовательности. Если в этот момент из леса вдруг выбежит, например, собака, не стоит относиться к этому, как к случайности. Для шамана, имеющего свое восприятие мира, важно любое незначительное событие, которое на самом деле имеет непосредственное отношение к проводимому обряду и большой смысл. Важно, как поведет себя собака – возьмет ли она угощение (ведь на самом деле в ней путешествует душа уже умершего шамана), важно, как загорится костер (благосклонны ли духи огня), как будет дуть и изменяться ветер (услышали ли эжины призыв бубна).
Перед тем, как надеть на себя костюм шамана, Валентин читает заклинание, по несколько раз произносит для очищения над пламенем каждую вещь, непрестанно перевертывая ее с двух сторон. Особо важные для ритуала магические вещи очищаются в дыме большого количества истолченного чабреца, почитаемого бурятами за его благовоние священной травой. Дольше всех продолжается работа по очищению с бубном. Он выбирается из нескольких и должен отличаться от других своим живым звуком. У него должно быть едва видимое отверстие на натянутой коже для путешествия души шамана в верхние и нижние миры.
Наконец, облачившись в шаманский костюм, с бубном возле костра, словно сошедший со старинной гравюры, Валентин выполняет ему одному понятные древние обрядовые действия. После нескольких очистительных круговращений рукой над пламенем костра, он делает широкое жертвенное движение рукой, брызгая по традиции перед началом обряда молоком, символизирующим чистоту помыслов и мыслей, сначала к небу, а потом на четыре стороны света. Так угощают и задабривают духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.
Удары в бубен завораживают. Из-за непрерывно меняющейся частоты, продолжительности и силы звука в них нет монотонности. Одновременно, кружась вокруг костра и разговаривая с духами огня, то наклоняясь к пламени и приближая к нему бубен, то удаляясь, шаман, закрыв глаза, начинает с помощью древних практик ему одному ведомое путешествие в запредельность повседневного человеческого опыта. Металлические подвески костюма в такт движений поют свою шаманскую песню. Движения шамана все ускоряются и ускоряются, бубен ходит ходуном – звук к земле, бубен у ног, послание к небу, бубен над головой. Круговые движения настолько частые и шаги настолько широкие, что становится страшно – не упадет ли шаман за край обрыва, который вот, совсем рядом. Но именно в этот момент приближается состояние транса, благодаря которому шаман может действовать как маг или «видящий». А уж о чем он будет вопрошать могущественных духов, ведомо только ему.

Таинственен и загадочен остров Ольхон и в то же время открыт и доступен каждому. Можно прожить там сколько угодно времени и так ничего особенного не увидеть и не почувствовать. А можно попасть на один день и получить откровение. Но это уж от человека зависит. Ну и конечно, от духов, которых на Ольхоне больше чем привидений на Мальте. Так, во всяком случае, знающие люди говорят.

Чего не надо бояться на острове и чем запасаться

Остров Ольхон замечателен тем, что на нем можно совершенно не опасаться разных обитателей, которыми богато Прибайкалье: медведей, рысей, змей, и что самое главное, энцефалитных клещей.
Но, отправляясь на Ольхон, нужно не забыть:
· теплую куртку (даже летом там бывает резкая смена погоды);
· бумажку, где будут написаны все твои обиды, претензии к ближним в частности и к миру в целом и которую ты потом сожжешь на берегу небольшой бухты возле Шаманки;
· фотоаппарат (таких видов не найдешь ни в одном другом месте).


Чего нельзя делать на острове

· На спор или ради любопытства ночевать в священной шаманской пещере на мысе Бурхан.
· Разучивать и, тем более, произносить вслух дурдалгу – шаманскую молитву, призывающую духов.
· Пытаться увидеть духов и поговорить с ними. Может случиться галлюцинация и повреждение психики.
· В поисках настоящего шамана, приставать к бурятам, надеясь найти у них шаманские отметины: выдающееся пятно на коже, шестой палец на руки или ноге, странности в поведении.


Полезные шаманские советы для нашей жизни

· Если к тебе попала чужая вещь, которой ты собираешься пользоваться, предварительно нужно очистить ее огнем – зажечь свечу, лучше церковную, и обнести ее несколько раз вокруг вещи.
· Доставшиеся тебе драгоценности нужно подержать в воде с солью.
· Перед ответственным путешествием сбрызнуть на дорогу молоком.
· Оказавшись в новом месте, отнесись к нему с уважением. Не сори, не ломай ветки, не ругайся. А то духи могут рассердиться.


Как остров Ольхон образовался
(Из легенд и преданий)

«Не все правда, что в сказаниях молвится.…Когда Байкал появился, то все места здесь были залиты водой и ни одного островка не было. Прошло с миллион лет, вода установилась, в Байкале рыба начала водиться, кругом леса зашумели – словом, настоящая жизнь здесь началась. После этого на Байкале начали дуть сильные ветры, да такие сильные, что от них весь Байкал, как в котле, закипал. Волны до самого дна доходили, откуда весь камень и песок гнали к берегу. Но до самого берега камни волной не догонялись, они зацеплялись за подводную скалу. Волны работали много лет, все гнали и гнали к скале камень и песок. И так у той скалы намыло целую гору, большую, широкую и длинную. Другие волны ту гору размывали и помаленьку делали ее ровной. От этого и остров Ольхон взялся. Старики говорят, что Ольхон годами выше, а годами ниже бывает. Это от того, что на скале стоит. Когда скалы размываются, остров немного садится, а когда под скалами много воды подопрет, он малость подымается. Сначала они думали, что тут какая-то нечистая сила работает, а потом сами уверились, что это все от ветра зависело…».

Записано от Георгия Максимовича Шелковникова,
о. Ольхон Иркутской области, 1936 г.
 
Опубликовано в журнале "Cosmo Магия", август, 2005 г.