Теперь мы будем делать это за деньги - скандал вокруг мкс

Виолетта Викторовна Баша
© "Единая Россия", Виолетта Баша

Брак по расчету
В 1984 г. президент США Р. Рейган объявил о начале работ по созданию национальной орбитальной станции. Началась разработка проекта. В 1988 г. станция получила название "Freedom" (свобода). Исследования велись в течение 10 лет, на них было истрачено около 20 млрд долларов. Пересмотр проекта показал, что только при международной кооперации можно будет создать столь дорогостоящий комплекс. В это время в СССР работали над проектом станции пятого поколения "Мир-2". Так как сроки эксплуатации орбитального комплекса "Мир" были ограничены, предполагалось, что сборка "Мир-2" начнется в начале 1990-х гг. Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева приступил к разработке первого орбитального модуля. Однако экономическая ситуация в России замедлила темпы работ. Решили продолжить эксплуатацию комплекса "Мир".
17 июня 1992 г. Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним РКА и НАСА разработали совместную программу "Мир-Shuttle", состоящую из полетов российских космонавтов на кораблях "Спейс Шаттл", экспедиций американских астронавтов на "Мир" и совместного полета экипажей, включающего стыковку "шаттла" с комплексом "Мир".
1 ноября 1993 г. в Москве РКА и НАСА подписали "Соглашение о порядке создания постоянной космической станции". В ноябре 1994 были заключены контракты фирм-участниц проекта -"Boeing" и РКК "Энергия" им. С.П. Королева. Однако довольно скоро выяснилось, что проект требует больших затрат, чем планировалось. Согласно докладу счетного управления США в 1994 году, указанный договор должен был обойтись США в дополнительные 400 миллионов долларов. Увеличение суммы затрат вызвало протест ряда сенаторов США, задумавшихся о целесообразности подобных трат. Однако американское правительство настояло на том, чтобы нужные деньги были выделены.
К 1996 г. определилась конфигурация станции, состоящая из двух сегментов - российского (вариант проекта "Мир-2") и американского, с участием Канады, Японии, Италии, стран ESA и Бразилии.
К январю 1998 года в программу уже были вложены средства - Соединенными штатами - 18 миллиардов долларов, Европейским космическим агенством - 5 миллиардов долларов, Японией -3,5 миллиарда, Канадой - миллиард долларов. При этом американский вклад в проект составляет приблизительно 80%, в то время как вклад России около 10%.
29 января 1998 г. в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по проекту МКС и меморандумы между НАСА и космическими агентствами России, Европы и Канады о сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с соглашением российский и американский сегменты полностью используются РКА и НАСА соответственно, а европейский и японский модули поделены между НАСА (46,7%), ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации - российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США - 76,6%, Япония -12,8%, ESA - 8,3% и Канада - 2,3%. В итоге Россия получила 33% ресурсов МКС.
20 ноября 1998 г. был запущен первый элемент МКС - российский модуль "Заря". Этим стартом начался второй этап сборки станции. После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470 т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты составят около 40 млрд. долларов.
В конце января 1998 года на Байконур было отправлено то, что назвали фундаментом будущей станции - разработанный Центром Хруничева по контракту, оцениваемому в 190 миллионов долларов и заключенному с корпорацией «Боинг» - главным подрядчиком МКС, первый элемент станции, предназначенный для хранения топлива, размещения оборудования и сопряжения энергетической аппаратуры с системами связи.
Первые претензии сторон
Однако вопрос о том, кто сколько денег вложил в МКС и какими ресурсами и правами будет пользоваться каждая из сторон, вызывал бурные споры как в США, так и в России.
В мае 2001 года руководитель корпорации "Энергия" Юрий Семенов заявил, что Россия может пересмотреть договор с США по МК из-за спорных утверждений американцев по поводу затрат на создание станции. По словам Семенова, один и тот же болт для МКС можно сделать за рубль и за 2 доллара и доказывать после, кто вложил средств больше. Заявление Семенова последовало после финансовых претензий НАСА к Росавиакосмосу из-за полета на МКС «туриста» Дэниса Тито. Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев тогда сказал, что Росавиакосмос и РКК "Энергия" собираются продолжать отправку на МКС туристов каждые полгода.
Вопрос – кто владеет станцией в немалой степени зависит от того, кто ей управляет.
Управление полетом МКС осуществляется из двух Центров: российским сегментом из ЦУП-М ( г. Королев, Россия), американским сегментом из ЦУПХ (г.Хьюстон, США).
В ЦУП-М для программы МКС оборудован один из двух Главных залов управления, который создавался в свое время для обеспечения полета корабля «Буран». По мере расширения программы к работе будут привлекаться и другие так называемые малые залы. Один из них уже работает, управляя полетом первого модуля МКС ФГБ «Заря». Для повышения надежности управления и безопасности полета в ЦУП-М развернут сектор управления американскими модулями, входящими в состав МКС. Задачей специалистов НАСА, работающих в этом секторе, является проведение операций по управлению полетом американского сегмента в случае выхода из строя ЦУП-Х. Аналогичный российский сектор управления развернут в Хьюстоне. Оба Центра - российский и американский связаны всеми необходимыми линиями связи, и между ними идет круглосуточный обмен информацией. К непосредственному управлению полетом ЦУП-М приступает сразу после отделения космического аппарата от последней ступени ракеты носителя и несет ответственность за весь его орбитальный полет.
 
Россия в роли бедного родственника
 
 К 2002 году проблемы с финансированием МКС для России стали довольно острыми. Россия оказалась в ситуации, когда мог встать вопрос о полном прекращении полетов. Причиной был недостаток финансирования, и как следствие - невозможность строительства новых транспортных кораблей, которые могли бы доставлять космонавтов на станцию. Директор российского отделения программы МКС и главный инженер корпорации "Энергия" Валерий Рюмин тогда заявил, что на строительство одного корабля уходит два года, и если не начать строительство, то к 2004 году лететь на МКС будет не на чем. Заметим, что если "Союзов" не будет, погореть может весь проект МКС. Американские шаттлы, по словам Рюмина, не предназначены для продолжительного пребывания на МКС - три недели, не более. Капсулы "Союзов" же пристыкованы к МКС постоянно, и могут служить средством экстренной эвакуации в случае аварии. Кроме того, запуск шаттла стоит на порядок дороже, чем запуск "Союза" или "Прогресса". Россия дважды выходила из положения благодаря космическим туристам - Денису Тито и Марку Шаттлуорту. Однако полет поп-звезды Лэнса Басса сорвался - за "кандидата" не заплатили. Очевидной стала мысль - каждый новый полет туриста может сорваться, а от этих полетов завит финансирование российской части МКС.
 
Скандал: повод и истинная причина
 
Прибыль от космического туризма не дает США покоя. Как и зависимость функционирования станции от российских средств доставки. Полеты американских шаттлов были прекращены после катастрофы в феврале 2003 года космического челнока "Колумбия". Тогда погибли шестеро американских астронавтов и первый астронавт Израиля Илан Рамон. После катастрофы "Колумбии" основная нагрузка по обеспечению жизнедеятельности МКС легла на российскую сторону.
Для скандала был найден и формальный предлог. Руководство российского Федерального космического агентства (ФКА) в начале марта направило НАСА официальное предложение о продлении сроков пребывания основных экипажей на МКС до года вместо нынешних шести месяцев. В случае продления длительности экспедиций Россия получила бы возможность отправлять на МКС раз в год двух космических туристов, что увеличило бы ее доходы.
НАСА отвергло это предложение. Сразу после успешной стыковки с МКС корабля "Союз" с девятой экспедицией заместитель главы НАСА Фред Грегори заявил: «Предстоящий в октябре полет следующей десятой экспедиции - это преждевременно для НАСА, чтобы мы могли говорить о длительном пилотируемом полете сроком на год». По словам Грегори, пока агентство не готово сделать этот полет более длительным.
Причина? Американцы заявили, что необходимы дальнейшие исследования последствий воздействия невесомости на организм человека. Дело в том, что длительное пребывание в невесомости приводит к атрофированию мышц, а хороших тренажеров для восстановления формы на станции нет. Но сам Грегори тут же проговорился, обозначив истинную причину отказа: «Прежде всего, мы должны вернуть полеты шаттлов». Реакция главы ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов была следующей: "Мы к длительным полетам готовы, и техника у нас готова. Нашим американским партнерам следовало бы поторопиться с решением». В связи с отказом НАСА, ФКА может лишиться большей части внебюджетных средств, получаемых от полетов европейских астронавтов и космических туристов. Увеличение срока пребывания экспедиций на борту МКС с полугода до года, как это предлагает ФКА, "дает возможность в промежутках отправлять корабли "Союз", пояснил журналистам пресс-секретарь ФКА Сергей Горбунов. Два места на кораблях планировалось предоставлять космическим туристам на коммерческой основе.
Теперь мы будет делать это за деньги
Такая мелочность американской стороны тем более странна, если учесть, что Россия бесплатно доставляет американские грузы и экипажи на МКС. Заметим, что в связи с прекращением полетов на станцию американских шаттлов, доставлявших на орбиту экипажи и грузы, вся тяжесть по обслуживанию станции легла на Россию. В такой ситуации, если НАСА не пойдет на увеличение срока пребывания на орбите своих астронавтов, ФКА может сделать платными рейсы "Протонов" для США. Российские корабли доставляют для американцев грузы на МКС. "Мы подчас не знаем, что доставляется "Протонами", причем бесплатно, на орбиту американцам», - заметил Горбунов. Согласие американцев позволило бы России заработать лишние 20 млн. долларов на строительство МКС. Однако в штаб-квартире НАСА подчеркивают, что повторно данный вопрос в ближайшее время рассматриваться не будет.
 По словам Сергея Горбунова, российское космическое ведомство продолжит давление на американцев и "еще не раз вернется к этому вопросу".