Брань и смирение

Сергей Судаков
«Не против плоти и крови брань наша, а против духов злобы поднебесных», - утверждал апостол Павел, то есть можно с уверенностью сказать о том, что без брани нам никак не обойтись в этой жизни. Интересно будет выглядеть человек, почитающий Евангелие, но при этом потакающий злу и нечестию, блаженно взирающий на всякое беззаконие, подающий руку нечестивцам и соглашающийся прилюдно с откровенными распутниками и убежденными грешниками. Вы спросите, а как же быть при этом с заповедью «не суди»? Верно, судья таким Бог, но вы своим нетерпимым отношением ко греху проявите любовь к нечестивому, ибо лишний раз подвигнете его призадуматься о грешной и беспутной его жизни, а может и дадите ему этой своей нетерпимостью повод к покаянию и спасению души, кто знает? Проявляя же почтение к нечестивцу и приветствуя его, вы берете на свою душу грех потакания ему, утверждая его в беззаконии его еще более. И тем паче должно возвышать свой голос против всякого беззакония, когда беззаконие множится и нечестивцы начинают помыкать любящими Бога людьми. Не обойтись в этом мире без брани, как это ни печально...

А вот людей близких вам, родных по крови и по духу, детей своих бранить не следует, ибо брань имеет свойство сокрушать дух и отвращать от правды, когда исходит от любимого человека, отца ли, матери ли, наставника ли. Совсем недавно учеными был проделан интереснейший эксперимент, были взяты совершенно однородные семена пшеницы и три емкости с водой. Над одной емкостью с водой ученые громко бранились, над другой потише, а третья была наполнена водой, освященной в церкви. Семена пшеницы, политые водой из первой емкости, взошли лишь на пятую часть, семена, политые из второй емкости, взошли лишь наполовину, а семена, политые освященной водой взошли практически все. Этот опыт показывает, что слова наши имеют реальную силу воздействия на живые организмы. Но об этом нынче знают многие, это уже давно не секрет, а вот удержаться иной раз от брани даже на самых любимых людей в раздражении, бывает порой очень затруднительно, особенно, если к тому нет навыков, если с самого начала в своих отношениях с близкими людьми вы часто допускали горячность и нетерпимость, использовали брань.

«А Я говорю, благословляйте проклинающих вас», - учил Иисус, но, приученные к заповеди «око за око, зуб за зуб», не могут взять в толк поучение Христа. Между тем, именно благословение способно достойно и эффективно противостоять проклятию, более того, проклинающий благословляющего имеет немного шансов оправдаться перед Богом. Ни одно проклятие, если оно незаслуженно, не будет иметь силы и обернется против проклинающего, будучи при том многократно усиленным.

Подставить другую щеку... Ничего удивительного в том, что первосвященники возненавидели Иисуса, что предали Его самой страшной и самой позорной казни, из всех, на кои горазд был во все времена изощренный и «пытливый» ум людей. Каким же мужеством нужно обладать человеку, чтобы злу и насилию противопоставить мощь смиренного духа, силу святости, реальное неприятие греха, тот образ, то подобие, которые воссоединяют нас с Господом в Кровном Завете. Чтобы заповедь «возлюби врага своего» засверкала всеми чудесными гранями своего совершенства, чтобы Крест Святого отобразился в сердцах вечным и незыблемым символом послушания Богу.

Я для себя вывел две приемлемых формулы брани. Браниться не тогда, когда это безопасно для самого себя, а когда это действительно – жертва, угодная Богу, когда правда обличает тех, кто имеет реальную силу, и не только физическую, когда беззакония выплескивают за все разумные пределы, там, где сердце вам говорит «не молчи, возвысь голос свой!» И наоборот, злу, обращенному против тебя лично, необходимо противопоставить совершенную силу смирения, когда, казалось бы, гордыня вопиет к разуму – «ответь, ударь, не молчи!», тогда и сия жертва будет угодна Богу. Бог примет жертву тогда, когда она чего-то стоит, когда она освящена не только усилием души, а и бесконечным упованием на Того, Кому эта жертва. Ибо храбр и силен лишь тот, кто уповает на Господа.