Избитые истины

Сергей Судаков
"Как называется человек, БРЕДУЩИЙ по следам известных истин?", - вопрос, который мне встретился в одном очень умном и заковыристом кроссворде, поставил меня в тупик.
- А как можно назвать человека, смело и уверенно шагающего по следам собственных заблуждений, по следам, ПРЕТЕНДУЮЩИХ на истину, современных коллизий?, -
тут же съязвил я про себя, но, подумав, решил-таки порассуждать около этой темы.
Причем, без тени иронии, я совершенно искренне благодарен автору этой крестословицы, побудившему меня к этим размышлениям.

 * * *

Сочетание этих слов давно и надежно, до подсознательного, ассоциативного уровня, стало обозначать то обстоятельство, которое всем давно известно, набило оскомину, приелось, и что уже давно никого из мыслящих людей не интересует. Что-то вроде того, что масло есть маслянистый продукт. Или, что коммунизм, как и фашизм, как и любая утопия - это плохо.

Хочу однако возразить. Истина в руках людей, сложнейший продукт озарения гения, как и машина в руках дикаря превращается в груду лома, в неполном, неясном осознании ее, действительно может превратиться в жалкого уродца человеческой ее интерпретации. Потому в сочетании со словом "избитая", причем безжалостно, дуболомами от логики и интеллекта, употреблять ее очень даже справедливо. Знаете, как и во фразе, используемой копами при аресте преступника, - "Все, сказанное вами, может быть на суде использовано против вас", - так и в любом, практически, истинном рассуждении при определенной перестановке акцентов и, "легким движением руки", смещении понятий, этакой произвольной коррекцией исходной мысли, можно любую здравую идею, гениальный плод разума и духа, Божественное Откровение, превратить в немощную и жалкую конструкцию мысли, в калеку и уродца. И истина на глазах превращается... превращается.... Правильно, превращается в обыкновенный набор красивых слов, а еще хуже, и в глупость, и ответ в душе вызывает уже прямо противоположный искомому, породившим эту истину, мудрецом.

Математики, ученые выставили защиту против избиения дураками, сложнейший инструментарий объективного познания. Потому, слава Богу, в мире науки все "покушения" на истину носят продуктивный характер, характер умножения познания и движения вперед, характер мощного столкновения условно равных интеллектов, генерирущего новые идеи.

Такой защиты, к сожалению, нет в бурном кипении общественной мысли и сферах, доступных ей, этой мысли. Это литература, религия, политика. В этих сферах, безусловно, всяк считает себя знатоком и экспертом. Тому есть подтверждение в многочисленных дебатах, и не только виртуальных.