Венеция

Витанор
...По ней душа и стонет и тоскует...
 Она - вся рай, вся радости полна...
Н.В. Гоголь

Мечтаете увидеть, почувствовать самый необычный, романтичный и сумасбродный город мира? Ваш путь - в Венецию.
Сотни кружевных островов, спаянных паутиной мостов и мостиков; прилепившихся друг к другу, зашоренных домов на дубовых сваях; без зеленых газонов, но с множеством каналов - сладостная "мекка", достойная внимания, и желанная при том.
В Венеции нет мануфактур, парков, простора, здесь царство воды, гондольеров, творений рук мастеровых с хищным прищуром, и глазеющих, благодарных туристов. Венеция ажурна, элегантна и удивительно фотогенична, поэтому объективы фотоаппаратов у всех, как удивленные рты, раскрыты.
Красивейшая площадь Святого Марка, веселая, чистая, несмотря на "золотую голубятню"*,   свежая, благодаря приливам и отливам лагуны.
Собор Святого Марка изначально был призван затмить своей красотой все, что создано человеком. Достигнута ли цель, Вам судить,- поможет, хранящийся здесь Pаla D’Ora - огромный гранит с вкраплениями множества драгоценностей, ваяли который пять веков.
Приостановитесь  у прилегающих к собору, "Бумажных ворот" - шедевру готики, они ютили в далекие времена писцов, помогавшим неграмотным.
Взгляните, над площадью царит 100-метровая Кампаниле - "Хозяин дома". На ее звоннице, присмотритесь, Галилей творил свои опыты...
Мосты это - семафоры Венеции и услада туристов. Мост "поцелуев" - гармоничен и легок. Мост "вздохов" через канал Рио-ди-Палаццо - приют последних минут шедших на казнь. Ponto dei Pialto - символ города-знаменит тем, что сотворен был не Микельанджело,"заломившим" за работу огромную сумму, а начальником соляной таможни Да Понте, который предложил новое инженерное решение крылатой арки моста.
В Венеции провел младые годы Дж. Казанова, личность незаурядная, неясная. В Падуе я "рванул" в Падуанский университет, Alma mater Коперника, Петрарки и, как оказалось, Казановы, получившему здесь докторскую степень в 18 (!) лет. Пришлось мне минут 15 побывать и в роли Андрея Миронова в "бриллиантовом заблудке": вокруг - портики, реннесанс ХУIII века и ни одного человека... Казанова был свободный творец, обладатель феноменальной памяти и находчивости. До сих пор непонятно, как ему удалось ускользнуть из крепко запечатанной венецианской одиночки. И не важно, что суровой богине бессмертия он принес лишь "Precis de mavie" - труд своих последних четырех лет, отдавая ему по 12-13 часов ежедневно.
Но, конечно, все затмят бесшумные, черные, как смола, украшенные позументами, гондолы, скользящие по "Конолаццо" и малым каналам. Как пело сердце, когда мы с Димой усаживались в гондолу, как хотелось и мы услышали мягкую, лиричную баркароллу "над сонною волной"* в исполнении гондольера, как мы смеялись и балагурили...
Только черные гондолы? Отнюдь, нет! Была и единственная Белая гондола «неистовой маркизы» Луизы Казатти, светской королевы начала двадцатого века. Когда Луиза  садилась в гандолу «из одежды на ней были только духи», но рядом всегда возлежал гепард в бриллиантовом ошейнике, и вились вокруг ее ног змеи...  « Портрет Луизы, молодой дамы с собачкой», который потом приобрел Рокфеллер, набросал великий Джованни Больдини, подчеркивая притчу во языцех: Венеция - творение искусства и любви, город, который изнывает от желания...

 Это город, лишенный одиночества, город не только неудержимого безумства, но - достойный храм всепобеждающей любви! Доказательства? Извольте. Карнавалы до полугода с символом-масками, лукаво скрываемого безрассудства. Известны и почитаемы "ученики" этой жизненной школы: Казанова, Байрон, не менее пылкий, нашедший приют (семь десятилетий спустя) в доме напротив, там же - у площади Сан Марко. Здесь он творил своего бессмертного Дон Жуана. В доме на Бири Гранде в приюте Сан Канчано, недалеко от моста Rialto,  великий Тициан создает "Венеру" - одно из лучших полотен, когда либо посвященных женщине. Вспомним и австрийского художника Ж-Э Лиотара с его венецианским символом любви с первого взгляда "Прекрасной шоколадницей", которую приобрел в первом за углом кафе на набережной для дрезденской галлереи Франческо Альгаротти, написавший "Ньютонизм для дам", книгу высоко оцененную Вольтером. Кстати, Альгаротти подвиг А.С.Пушкина на ставшее крылатым изречение из "Медного всадника", сказав: "Санкт-Петербург - это окно,через которое,Россия смотрит на Европу"... В одном из красивейших палаццо дожей Мончениго у излучены Гранд канала, четыре необычные шпиля над его фронтоном вы видите, был схвачен инквизицией Дж.Бруно**, певец вселенской любви. А законы Республики, предписывающие синьоритам хорошо питаться, дабы все женские прелести были ярче, объемнее, призывнее, если хотите... Думаю, достаточно.

Обязательно копытами, копытами, неспешно - piano, поцокойте по узким улочкам и переулкам, почувствуйте венецианский темп жизни без "Maserati"** - уравниловку всех жителей единственного города в мире.
 Для полноты впечатлений советую: поглубже вдохните, не обращайте внимания на запах гнилой воды, скользните взглядом по серым, сдавливающим вас стенам, представьте на миг, как "бегают" и "играют" здесь ваши дети, как выгуливают собак...

 Я-венецианец! Звучит гордо.Я внимательно оглядываю их, хочу почувствовать своеобразие горожан, жизнь которых постоянный, массовый прессинг многочисленных гостей. Я видел сосредоточенные, иногда, устало - раздраженные лица гондольеров; охваченные привычной страстью, беспокойные руки стряпающих в ресторанчиках и il bar; мягкую доброжелательность, избалованных вниманием, хозяев магазинчиков и лавок. Обычный работный люд удивительного города, который всегда будет напоминать Прекрасную Незнакомку изяществом древних зданий, чувственностью в изгибах каналов, мостов, таинственностью в  шепоте - плеске загадочной воды и легком говоре туристов за столиками уличного кафе...
 Идут годы, но изделия венецианских умельцев-зеркальщиков,  искусных кружевниц, стеклодувов вызывали и вызывают бурное восхищение, подчеркнуто элегантны, оригинальны и неподвластны времени и моде. Острова Мурано и Бурано с очаровательными разноцветными домиками стоит посетить, хотя бы для того, чтобы перенестись в глубь веков и увидеть торжество Венецианских зеркал, кружев, стекла!  А остров Сан-Микеле, - чтобы отдать дань уплывшим "домой" Дягилеву, Стравинскому, русским принцессам...
Все пути снова приведут Вас на пл. Святого Марка. Покормите голубей - ритуал всех туристов мира. Вам теперь на набережную. Видите два столпа впереди у Дворца Дожей, где в стену одного из залов встроен лик озверевшего, оскалившегося венецианца - львиные уста (bocca di leone) - щель, в которую добрые граждане Венеции опускали секретные доносы? Обойдите столпы стороной - плохая примета проходить между ними. На набережной дайте себя обмануть бандитскими ценами за "высокий бифштекс с реберной костью" и чашечку кофе. Пусть взгляд Ваш окинет различные развлекательные аттракционы... Если Вы желаете оставить благодарную память о городе-музее, советую: не берите баутту - маску для лица праздников-карнавалов типа "Бучинторо", коих множество будут Вам предлагать. Возьмите чашечку из многоцветного, искристого муранского стекла и, как-нибудь вечером, наполните ее черным кофе или бархатистым душистым чаем и поднесите любимому человеку, судьба, уверяю, поблагодарит Вас воспоминаниями, а Господь благословит Вас в другие земли, в новые путешествия!
 Arrivederci, Venecia! Прощай, сказочный город на зеленой воде с черными, как уголь, гандолами и безумными, как любовь, масками...
 
* - А.Ахматова
 **- дорогой автомобиль.