Вспоминая 1 сентября

Борис Кунин
Образование – это то, что остается,
когда мы уже забыли все,
чему нас учили.

Маркиз ГАЛИФАКС
(Джордж Сэвил) (1633-1695)
английский политик и писатель



«Все мы родом из детства». Эта засевшая у всех на зубах фраза тем не менее весьма точна. А вот осознанное восприятие своего «Я», как правило, начинается с момента прихода в школу. В первый класс. Первого сентября. То есть, многие из нас помнят себя и раньше: в детском саду, на даче у бабушки… Но эти воспоминания, как правило, разрознены и фрагментарны.


Вот школьные годы уже помнятся не в пример лучше. Ведь это как бы первое в жизни каждого человека серьезное дело. Это время, когда у ребенка помимо прав (и капризов) появляются еще и какие-то обязанности. Конечно, не все их четко и скрупулезно выполняют, но впечатление все равно остается на всю жизнь.


Для всех, кто прожил более семи лет на просторах бывшего СССР – день 1 сентября занимает особое место. Торжественная линейка, нарядная одежда, букеты цветов. Одним словом – праздник. И так из года в год. И в школе, и в университете. Кто-то ждал этот день с радостным нетерпением, кто-то – с содроганием. Но – ждали!


В Германии этот день ничем не отличается от большинства остальных. Ведь учебный год начинается в каждой земле по-разному. В Нижней Саксонии – во второй половине августа, а, допустим, в Северной Рейн-Вестфалии – в середине сентября. Причем, конкретная дата тоже каждый год меняется. И, соответственно, начало учебного года у немецких школьников и гимназистов не ассоциируется с каким-то конкретным днем календаря. Хорошо это или плохо – сказать трудно. Там были свои традиции, здесь – свои.


К тому же это не единственное и, уж тем более, не основное отличие немецкой системы образования от постсоветской.


Хочу сразу же предостеречь читателя от резких оценок типа: «Там было все хорошо, а здесь – все плохо». Да, в различных европейских и международных исследованиях по данному вопросу Германия уже долгие годы занимает (как бы это помягче выразиться) далеко не лидирующее положение. Но, во-первых, любые исследования делаются конкретными людьми и по конкретному заказу. А во-вторых, и там уже давно не все так безоблачно.


Это в 60-70е годы советские школьники на всех (!) международных олимпиадах по прикладным дисциплинам неизменно занимали призовые места. Но тогда система образования была рассчитана на среднего ученика и, с некоторыми оговорками, действительно считалась одной из лучших в мире. Потом стали ориентироваться на ученика слабого (показатели ведь неуклонно должны были расти) и пошло-поехало. Вверх по лестнице ведущей вниз. Уж поверьте человеку, имеющему определенный опыт работы в данной сфере: до последних ступенек этой лестницы там еще не дошли. Но, судя по сегодняшнему развитию событий, обязательно дойдут. А вот тогда…


Американцы многие десятилетия ориентируются на сильного ученика. Что тоже, кстати, не лучший вариант. Но они все еще могут позволить себе покупать умы почти по всему миру.


Что же касается Германии, то вообще трудно определить, на какого ученика ориентирована сегодня ее система образования. Здесь никого не учат вообще, точнее сказать – не заставляют учиться. Если к этому добавить, что сам ученик учиться не желает, а родители не в состоянии повлиять на него в данном вопросе, то получается… Примеров этому вокруг достаточно. К тому же здесь любая профессия действительно уважаема и жить позволяет весьма достойно. Даже по местным меркам.


Еще в Германии, похоже, понятия не имеют, кто такой отличник или золотой медалист. Хотя понятие аттестат или диплом с отличием немцы воспринимают с первого раза и этому словосочетанию есть вполне конкретный эквивалент в немецком языке. Но, честно говоря, ежегодное количество отличников и медалистов на постсоветском пространстве в последнее время значительно превысило не только допустимые, но даже и разумные пределы, чтобы к этому относиться серьезно. Ну, не может такое количество школьников одинаково превосходно учиться по всем предметам школьной программы. Не может, хоть вы меня режьте! Отметки по трем-четырем предметам им, мягко говоря, несколько завышены. Это по самым скромным оценкам. Дети, которые действительно в состоянии одинаково великолепно успевать по всем предметам, рождаются в единственном экземпляре даже не каждые десять лет. И имя им в таком случае – гении, или вундеркинды. Но это тема для отдельного разговора.


В чем однозначно можно позавидовать немецким учителям и администрации местных школ и гимназий, так это в отсутствии на них давления извне. В смысле уровня успеваемости их подопечных. Точнее, его возможного улучшения. Если ты после 10 класса Realschule имеешь средний балл аттестата вообще и по трем главным предметам в частности 3,0 или меньше (для Hauptschule этот показатель должен быть 2,0 или меньше), то добро пожаловать дальше. Делай Abitur, иди учиться в институт или университет. Если же этот показатель хоть на одну сотую хуже, то есть Berufschule. И ни каких исключений из правил. Правда, обучение в 10 классе можно повторить, чтобы как раз достичь нужного среднего балла.


Таковы некоторые особенности немецкого среднего образования, которые следует учитывать и не следует бояться. Ибо объем преподавания прикладных дисциплин на постсоветском пространстве все равно еще остается пока более высоким и тот, кто действительно хорошо окончил десятый класс там, весьма комфортно чувствует себя на этих уроках здесь. И «1» получить оказывается не так сложно. Даже с посредственным немецким языком. Что, правда, не касается предметов «разговорного» жанра. Тут уж приходится соответствовать, чтобы получить необходимые результаты.


Что же касается оценки упомянутых особенностей по шкале «хорошо-плохо», то… Для тех, кто любит сырую погоду, дождь – это «хорошо». Для страдающих ревматизмом – «плохо». Но на самом деле это всего лишь дождь.