Кто знает?

Владимир Павлов
Кто знает?


Много лет назад купил я как-то в маленьком букинистическом магазине одну книжонку. Не книжонка, а так, какая-то брошюрка. Обложка выцветшая, когда-то была зеленого цвета. А текст и вовсе напечатан на дурной газетной бумаге. Я меломан и меня привлекло ее название «Бах». Гравюра на обложке изображала Иоганна Себастьяна Баха. Под ней надпись «Светозар» Петербург, 1923 год. Автор Евгений Браудо, тираж 5000 экземпляров. Отдал я за нее пятьдесят копеек. Содержание типично музыковедческое. Ничего нового для себя в этой брошюре я не почерпнул. А вот на последней странице брошюры пустой от текста, прочел надпись выцветшими чернилами.

«Римме 22 февраля 1923 г. В день ее выезда. В эти тяжелые внутренне минуты, когда я подписываю эту брошюру, у меня есть одно желание, существующие ради сохранения Нас. Пусть в Твоем пути Бах будет путеводной звездой – не Скрябин. Может через музыку Ты вступишь на Путь. Но это желание мое личное и оно не должно Тебя ни к чему обязывать».

Под этим неразборчивая подпись.

Я долго раздумывал над этим строками, предназначенных неведомой Римме. Как сложилась ее судьба? Как сложилась судьба автора этих строк? Почему Римма не уехала? А может неизвестный корреспондент не смог передать эту брошюру Римме? И почему, почти через 60 лет, эта вещь оказалась на книжном прилавке букинистического магазина? Через какие трагедии пришлось пройти этим двум тонким душам? Вступила ли Римма на Путь? Увидела ли она его?
Кто знает?