Чемортаниха

Людмила Герасенова
 Леонида Моисеевна -восьмидесяти лет полуеврейка-полуукраинка жила в небольшом уральском городишке и работала в школьной библиотеке. Несмотря на высокий рост и худобу, она ходила на высоких каблуках. На головеее лежала жиденькая седая коса ,свернутая в корону ,с плеч свисал цветастый шерстяной платок ,будто ей всегда было холодно .Раньше она преподавала математику. Сейчас же была рада и тому что ей разрешили остаться в школе." Надо работать, иначе душа сникнет",- любила говорить она ,когда учителя намекали на ее древний возраст .Иногда ,когда возникала необходимость ,она заменяла учителей математики с 5 по 10 классы .Директор школы звал ее палочкой-выручалочкой ,дети-Чемортанихой.
 Она шла в 6-г вместо заболевшего Василия Ивановича Блинова ."Как-то меня в этом неуправляемом классе встретят? -думала Леонида Моисеевна .Она знала этих ребят не понаслышке да и учителя называли их не иначе как разгильдяи ,хулиганы и сорвиголовы, -и сколько проболеет Василий Иванович?"
 Леонида Моисеевна вошла в класс .Доска была разрисована непристойными картинками из школьной жизни ,тряпка и мел отсутствовали ,класс наполовину пуст, хотя звонок прозвенел .И только через 5 минут в класс с ревом ,воплями и грохотом, пихая друг друга, ввалились шестиклассники .Кто-то из опоздальщиков воскликнул:" О-п-па !А чего делает здесь эта старушенция?"
Леонида Моисеевна подождала пока все рассядутся .Наконец сплошной гвалт перешел в сдержанный гомон ,и все ожидающе уставились на библиотекаршу." Я буду вести у вас математику ",-сказала она.
-А че не Блин?-крикнул длинноносый ,белобрысый Бурков ,которого ребята прозвали Буратино.
-Василий Иванович приболел. Старые раны... Меня ,я думаю ,представлять не нужно, я вас тоже знаю .
В это время с последней парты кто-то стрельнул пшеном из трубки ,а долговязый второгодник Женька Крутиков продекламировал :"Гром гремит .земля трясется ,Чемортаниха несется на высоких каблуках с арифметикой в руках ."Класс грохнул. Леонида Моисеевна стояла у доски и ждала тишины .Когда наступила относительная тишина ,она произнесла:" Я вижу, вы веселый и талантливый народ, мы найдем общий язык .А сейчас сделаем перекличку"-
-Алешин.
-Леший болеет.
-Фунтиков.
-Добрый поросенок Фунтик сбежал от злюки госпожи Белодонны.
-Шамшурин .
-Шушара, вставай че расселся.
-Я.
-Ну что же ,-тихо сказала Леонида Моисеевна -повеселилитесь ,а математику проведем шестым уроком .Она села на кончик стула и стала смотреть в окно. Девочки зашишикали на мальчишек ,те угомонились. Леонида Моисеевна достала из портфеля мел и тряпку ,подошла к раковине у двери ,смочила тряпку и вытерла доску.
-Приготовьте тетради.
-Орять писать -заныла миникомпания -на литературе писали ,на истории писали, на иностранном...
Леонида Моисеевна, нахмурясь, сказала:" Вначале послушайте ,запишем потом.
 - В марте 1917 года жители Ленинграда, тогда Петрограда ,были озадачены и даже встревожены таинственными знаками ,появившимися ,неизвестно как ,у дверей многих квартир .Молва приписывала этим знакам разнообразные значения. Эти знаки имели форму черточек ,чередующихся с крестами. Пошли зловещие слухи о грабительских шайках ,помечающих квартиры будущих жертв .Комиссар Временного правительства по городу Петрограду, успокаивая население, утверждал ,что таинственные знаки делаются на дверях мирных обывателей, чтобы напугать.
Как выяснилось по произведенному дознанию ,это происки провокаторов и германских шпионов .
Леонида Моисеевна взяла мел и нарисовала на доске знаки +11,
++111 , +++111...
Перерисуйте их в тетради и подумайте над их значением.
Урок поехал дальше. После урока лодырь Губарев изрек:" Я ударен ее рассказом."
Василий Иванович проболел полторы недели .За это время ребята узнали о старинной народной нумерации ,о занимательной математической игре американских школьников, о арифметических знаках и названиях у разных народов, о Чеховской головоломке
Вопрос дисциплины на уроках математики в 6-г уже не стоял .
 - Вы что, гешники ,хуже других ?-бодро спросила старшая пионервожатая, заглянувшая после уроков.
-А че мы опять сделали?- взревел Бекленищев.
-Вы что не знаете что скоро 9 мая ?Вся школа вместе со всей страной готовится к этой знаменательной дате ,параллель шестых собирает материал в нашем микрорайрне для школьного музея Славы .Все, кроме вас ,включились в эту работу обходят квартиры участников войны бсемьи погибших и записывают их воспоминания.
-Давайте мы лучше будем в школе оформлять собраный материал ,у нас есть художники и девочки с красивым почерком.
-Давайте лучше вы будете как все собирать материал ... Коковин по кличке" курица" пригладил волосы и осторожно постучал в дверь . Сначала за дверью было тихо, потом раздался грохот, и дверь стремительно распахнулась. У ребят перехватило дыхание. Они думали ,что здесь живет какой-нибудь инвалид ,а на пороге в фланелевом халатике ,в тапочках на босу ногу стояла Чемортаниха.
-Вы извините нас,-стыдливо забормотал Игорь Шапкин, -мы собираем материал для школьного музея а у вас на дверях звездочка.
А задиристый Костя Авдеев ,не зная куда спрятать глаза ,добавил:" Давеча мы вас обидели с дразнилками...
-Входите входите ,-иронично приподняв бровь ,-сказала Леонида Моисеевна ,-я как раз куховарила ,сейчас попьем чай.
Ребята протиснулись в комнату: пол застлан чистыми самотканными половиками, на окне-цветочные горшки ,меж рам на вате-красновато-кровавые ягоды рябины на веточках ,на стене-ходики, в углу-этажерка с книгами ,посередине-стол .Бандитского вида кот, сыто мурлыча ,терся у ног хозяйки. Прислонившись к притолоке, Леонида Моисеевна подождала пока ребята разделись ,рассадила всех- кого-куда и позвала девочек на кухню .Вскоре они внесли огромную миску с пирожками, чашки и чайник. Леонида Моисеевна включила патефон. Зазвучала щемящая музыка" Это вальс-фантазия, -сказала она, -я очень люблю Глинку".
После чая она, все убрав со стола ,аккуратно разложила перед ребятами треугольные солдатские письма и выцветшие фотографии. Притихшие ребята стали слушать рассказы хозяйки и рассматривать снимки.
-Это монумент, воздвигнутый в память жертв Освенцима .Отличница Нелля Бурлева громко прочитала сфотографированную крупным планом надпись на монументе :"Четыре миллиона человек здесь страдали и погибли в 1940-1945 гг. от рук нацистских убийц.
-Там весной 1942 года в газовой камере был сожжен мой младший брат Михаил. В Освенцим евреев свозили со всей Европы ,умерщвляли их и сжигали ,а так называемые , отходы ,включая волосы ,отправляли на переработку-производство было непрерывным. После войны я была там ,положила цветы. Он до войны ,как и я ,учительствовал.
А это мой муж-Давид Самойлович с нашим внуком .С фотографии смотрел ,улыбаясь, широкоплечий мужчина ,рядом стоял короткок, подстриженный подросток.
-Давид Самойлович командовал саперным взводом .Погиб под Гатчиной ,а внук ,наш веселый и неунывающий мальчик, погиб в последние дни войны при форсировании Эльбы у Дрездена.
Леонида Моисеевна дрожащими руками вытащила из пачки писем пожелтевший от времени листочек и ,сдерживая слезы ,про читала :"Моя дорогая бабуля! Я ухожу на фронт. Мне страшно подумать ,что фашисты заполонят нашу страну .Прости меня ,что я не попращался и не сердись, ведь ты всегда говорила, что от человека требуется постоянная готовность к подвигу .Целую тебя и молю Бога чтобы ты была здорова ..Встретимся после войны .Митя ."
Леонида Моисеевна вытерла слезы:" Мать его умерла ,когда он был совсем маленький ,он воспитывался у нас .Когда он сбежал из дома ,ему было всего 16 лет, не уберегла я его."
На следующей фотографии были изображены сыновья Леониды Моисеевны. Они стояли, обнявшись, и были удивительно похожи .
Капитан Чемортан Лев Давидович погиб при освобождении Пинска ,-прочитал Ваня Шепелев строчки из письма друга капитана.
-Он был очень храбрый человек из, тех кто всегда впереди ,-сказала Леонида Моисеевна, -а это Андрей. Он ,искалеченный под Великими Луками ,вернулся и сейчас работает редактором газеты "Каменский рабочий".
-А вы Леонида Моисеевна где были в войну , -спросила Аня Тебенева.
-Жила в блокадном Ленинграде ,пережила дорогих мне людей ,топчу грещную землю .Чтобы выжить, мы ели и кошек, и собак ,и кору деревьев ,и даже столярный клей.
-Как это?, -ошеломленно спросила Милка Карташова .И Леонида Моисеевна рассказала :"Варили в печи клей долго-долго, если пена переставала выделяться ,значит варево готово, выставляли его на мороз и через 5 минут студень заносили ,солили ,резали на куски и ели ,запивая кипятком."
Ребята сидели молча опустив глаза, кто-то из девочек всхлипнул. Леонида Моисеевна подошла к патефону. Зазвучала песня "Бьется в тесной печурке огонь ,на поленьях смола, как слеза,"
Часы на стене показывали уже 7 вечера, ребятам пора было расходиться по домам .Леонида Моисеевна сложила письма в стопку ,перевязала их красной ленточкой и убрала ,оставив на столе фотографии.
Ребята началт одеваться юИм хотелось сказать этой столько пережившей старенькой женщине что-нибудь теплое, но слова застревали в горле .Шестиклассники вышли из дома...
 Мир сверкал белизной ,тихо падали хлопья снега .Притихшие разгильдяи, хулиганы и сорвиголовы шли по заснеженной улице, часто оборачиваясь, и каждый думал о том ,что надо беречь людей ,которые рядом.
А у окна стояла Чемортаниха ,смотрела вслед уходящим детям ,будто посылая кому-то молитву об избавлении всех детей мира от войн и потерь .