Text 1

Celena Costello
Содержание политического сыска в России

В большинстве государств в системе спецслужб существуют подразделения по борьбе с угрозами конституционному строю. Эта практика считается вполне цивилизованной и призвана не допустить незаконное свержение действующей власти, внешнее вмешательство с целью дестабилизации и вывода из строя механизмов принятия решений, создание массовых фашистских и прочих экстремистских организаций. Мероприятия в этом направлении действительно необходимы и при своей реализации соответствующими органами допускают использование целого комплекса методов работы, включая агентурную работу, наружное наблюдение, наблюдение и прослушивание с использованием технических средств и т.д. В существующем в большинстве стран законодательстве предусмотрены подобные методы работы спецслужб и органов полиции, однако, ввиду того, что такое вмешательство в жизнь той или иной группы граждан изначально противоречит демократическим правам и свободам, на реализацию этих мероприятий законодателем наложены жесткие ограничения. Подобные ограничения предусмотрены и российским законодательством, однако в практике работы органов безопасности и внутренних дел чаще всего эти ограничения игнорируются вследствие отсутствия реальных механизмов прокурорского, парламентского и общественного контроля над деятельностью этих органов.
Вместе с тем, в настоящий момент в России сложилась практика негласного одобрения подобных неправовых методов работы политическим руководством страны, более того, руководство страны, по сути является высшим звеном в системе органов политического сыска, определяя основные направления работы этих органов и задавая требуемый режим их работы.
Таким образом, политический сыск в современной России включает в себя мероприятия, проводимые органами безопасности, внутренних дел и другими уполномоченными на это структурами (в том числе прямо либо опосредованно - общественными организациями, фондами, политическими партиями, коммерческими структурами и т.д.), гражданами и их группами, направленные на получение детальной информации о процессах общественно-политической жизни общества с целью дальнейшего использования этой информации в целях влияния на политическую ситуацию в стране.
Как правило, мероприятия политического сыска не имеют своей целью возбуждение уголовного преследования, а получение информации об общественно-политических процессах может рассматриваться как разведывательная деятельность, осуществляемая в рамках существующего законодательства. Однако, в законодательстве Российской Федерации (в т.ч. ФЗ "О Федеральной Службе Безопасности", ФЗ "О милиции", ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и др.) четко определены допустимые цели подобной разведывательной деятельности на территории страны - это предотвращение преступлений, направленных на нанесение ущерба государству и его безопасности.
В случае политического сыска предположить нанесение ущерба государственной безопасности самим фактом деятельности в стране политических партий и общественных организаций вряд ли возможно.
Юридически несостоятельными являются и попытки подвести деятельность системы органов политического сыска под законодательство о контрразведывательной деятельности.
Наиболее часто прикрытием деятельности органов политического сыска является понятие борьбы с политическим экстремизмом. Однако, учитывая реальные факты из практики работы российских спецслужб, в большинстве случаев разрабатываемые организации и группы лиц не несут какой бы то ни было угрозы политической безопасности страны и не являются экстремистскими.
Не может считаться достаточным и объяснение необходимости существования политического сыска как системы, реализующей информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти, так как в ее деятельности существует изначальная цель не простого отстраненного наблюдения, а оперативного влияния на политическую ситуацию в пользу определенных политических групп, поддерживающих руководство страны.

Органы политического сыска в СССР

В начальные годы советской власти функции политического сыска были во многом распылены по различным подразделениям органов государственной безопасности - ВЧК, ОГПУ, НКВД. Четкая система политического сыска сформировалась в конце 1950-х - начале 1960-х годов и просуществовала без существенных изменений до 1991 года.
В 1950-1980 гг. Советском Союзе функции политического сыска выполняло прежде всего Пятое Главное Управление КГБ СССР, занимавшееся борьбой с инакомыслящими. Официально цель его деятельности формулировалась как "борьба с идеологической диверсией". В региональных подразделениях также имелись подразделения пятого направления. Подразделения Пятого Главного Управления занимались прежде всего крупными оппозиционерами и диссидентами, в то время как менее значимыми персонами и организациями занимались непосредственно подразделения "по борьбе с идеологической диверсией" региональных управлений КГБ СССР.
Существовавшее в советские годы законодательство предусматривало уголовную ответственность за "распространение лживых сведений (клеветы), порочащих советскую власть". Под данное определение могли попасть самые разные деяния - от банальных анекдотов про партийное руководство до выпуска самиздата и организации антисоветских политических и общественных организаций (в плане ведения агитационно-пропагандистской работы в рамках этих структур).
Однако методы уголовного преследования использовались лишь в крайних случаях. В большинстве дел Пятого Главного Управления отмечены всевозможные "профилактические беседы" оперативников с диссидентами, предварительное составление детального досье, позволяющего сделать вывод о психологическом типе конкретного человека. В зависимости от полученных данных и наличии либо отсутствии эффекта от "профилактических мероприятий", принималось решение о применении отдельных административных мер. В частности, широко практиковалось исключение из учебных заведений, увольнение с работы с соответствующей "волчьей" отметкой в трудовой книжке. Реализация подобных мер для органов безопасности советского периода была нетрудной - во всех вузах и на большинстве предприятий существовали секретные Первые Отделы, во главе которых стояли как правило старшие офицеры спецслужб (так называемый "Действующий резерв"). Кроме контроля режима и работой с секретными документами, Первые Отделы вели определенную оперативно-розыскную работу, направленную на составление досье на сотрудников (учащихся), выявление идеологически неблагонадежных, отслеживание круга знакомых лиц, заподозренных в инакомыслии и т.д. Эти же структуры реализовывали "высочайшие" указания органов госбезопасности в отношении тех или иных лиц, попавших в разработку органов политического сыска.
В случаях, когда и эти методы оказывались неэффективными, органы политического сыска практиковали применение карательной психиатрии. Институт имени Сербского, главное экспертное учреждение СССР в области клинической психиатрии, выполнял функции легитимизатора объявления инакомыслящих психически больными. После медицинской экспертизы, проводимой по представлению органов госбезопасности, инакомыслящие помещались в специальные психиатрические больницы (СПБ). Обращение с "пациентами" в этих учреждениях было крайне жестоким - фактически, практиковались всевозможные издевательства, пытки, мучительные "медицинские" процедуры - специальные уколы и т.д. В случаях "прогресса", органы государственной безопасности зачастую принимали решение о переводе диссидентов в обычные психиатрические больницы. Обстановка в этих учреждениях была гораздо менее жестокой, нежели в специальных больницах, в них не практиковались издевательства, однако моральная атмосфера в городских психиатрических больницах зачастую ломала даже самых стойких.
Существовали и "мягкие" методы психологического прессинга, такие как демонстративное наружное наблюдение, выставление постов у мест проживания объектов оперативной разработки и т.д. Подобные методы практикуются и в настоящее время.

Формирование органов политического сыска в постсоветский период

С распадом СССР и ликвидацией КГБ, были сформирован целый ряд спецслужб в республиках бывшего союза. В России в течение нескольких лет главная спецслужба сменила несколько названий - Агентство Национальной Безопасности, Министерство Безопасности, Министерство Безопасности и внутренних дел, Федеральная Служба Контрразведки, Федеральная Служба Безопасности.
В девяностые годы функции политического сыска выполняли различные подраздения ФСБ и МВД, зачастую дублируя друг друга. Отдельного подраздения, занимавшегося политическим сыском в это время не существовало. Отдельные операции, в основном направленные на наблюдение за активными в этот период времени леворадикальными группами, выполнялись подразделениями по защите конституционного строя ФСБ России и Региональными Управлениями по Борьбе с Организованной Преступностью МВД. В большинстве случаев, эти действия не носили систематического характера и являлись по большей части наблюдательными.
В период активных внутриполитических преобразований начала 2000-х годов, направленных на усиление роли государственного аппарата и спецслужб в общественной жизни страны, руководство Российской Федерации и спецслужб столкнулось с необходимостью формирования обновленной системы политического сыска. Подразделение по борьбе с политическим экстремизмом появилось в составе департамента защиты конституционного строя. В дальнейшем, подразделения политического сыска стали неразрывно связаны с подразделениями по борьбе с терроризмом. В результате, к 2002-2003 годам, главной структурой, занимающейся политическим сыском, стало Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом ФСБ России, существовавшее в составе Департамента защиты конституционного строя и борьбы с терроризмом. Основным же ядром всей системы органов политического сыска стал первый отдел УБТПЭ. Аналогичные структуры были созданы и в региональных управлениях ФСБ. По линии органов внутренних дел, продолжилось создание в составе региональных УБОП отделов по борьбе с политическим экстремизмом. Широко известны по ряду скандалов с избиениями и издевательствами над членами ряда политических организаций так называемые "Центры "Т". Эти структуры, созданные в составе УБОП и призванные бороться с террористической угрозой по факту выполняют функции силовой поддержки политического сыска, будучи укомплектованы весьма боеспособными кадрами из числа бывших представителей организованной преступности.

Современная структура органов политического сыска

Современная структура органов политического сыска в России отличается высокой степенью централизованности и нарастающими оборотами своего технологического развития.
Так или иначе, вся деятельность системы органов политического сыска подчинена конкретным политическим, экономическим и иным интересам руководства страны и групп, образовавшихся вокруг него. Соответственно, стратегическое руководство политическим сыском осуществляется прежде всего Администрацией Президента Российской Федерации.
В российском законодательстве Администрация Президента не рассматривается как орган исполнительной власти, а определена как аппарат, обеспечивающий деятельность высшего должностного лица страны. Администрации Президента приданы функции подготовки решений и указов, экспертного анализа, прогноза, контрольные функции.
Функции руководства политическим сыском выполняет управление внутренней политики, курируемое заместителем главы Администрации Президента Владиславом Сурковым. Управление внутренней политики не только руководит и направляет деятельность органов политического сыска, но и реализует определенные мероприятия, направленные на вмешательство в общественно-политические процессы в стране в интересах высшего руководства России и его окружения, используя для этого различные структуры и организации, в том числе общественные объединения и политические партии.
Предметное руководство органами политического сыска в настоящий момент возложено на Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом ФСБ России. Основные функции политическим сыском в этом подразделении выполняет первый отдел управления, проводящий в том числе агентурную работу и разрабатывающий схемы влияния на общественно-политические процессы. Первый отдел УБТПЭ привлекает к проведению конкретных мероприятий соответствующие подразделения региональных управлений ФСБ и структур по борьбе с политическим экстремизмом УБОП региональных управлений внутренних дел.
Для проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий при разработке общественно-политических организаций, привлекаются также Оперативно-поисковое управление (ОПУ), осуществляющее наружное наблюдение, и подразделения, работающие с техническими средствами аудиовизуального контроля.
Система органов политического сыска в России во многом опирается на имеющуюся агентуру, т.н. "лиц, оказывающих содействие". Агентура используется для получения самой разнообразной информации о деятельности общественно-политических структур и оказания влияния на ситуацию.

Наиболее широко практикуемые оперативно-розыскные мероприятия общественно-политической направленности:
1. Оперативное обеспечение массовых мероприятий
Проводимые оппозиционными общественными и правозащитными организациями и политическими партиями массовые мероприятия (митинги, пикеты, шествия и т.д.) контролируются с привлечением оперативных сотрудников ФСБ, МВД и лиц, оказывающих содействие органам безопасности и внутренних дел (агентов). Привлеченные к содействию лица по окончании мероприятия составляют письменный отчет, в котором отмечают число участников акции, их принадлежность, собирают весь агитационный материал, использованный в процессе проведения акции. Наиболее тщательно осуществляется оперативное обеспечение массовых мероприятий, проводимых такими организациями как Национал-Большевистская Партия, Авангард Красной Молодежи, Союз Коммунистической Молодежи, Молодежный Левый Фронт, Молодежное "Яблоко". При помощи технических средств (фото- и видеосъемка) фиксируются присутствовавшие на мероприятии, впоследствии сотрудники органов безопасности стремятся установить личность всех присутствовавших для последующего сбора установочной информации и формирования досье.
2. Оперативное обеспечение пресс-конференций, съездов и т.д.
Оперативное обеспечение этих мероприятий проводится как в целях информационно-аналитической работы, так и в совершенно определенных тактических целях. В частности, дважды зафиксированы случаи, когда в случае присутствия оперативных сотрудников ФСБ под прикрытием журналистов в течение мероприятий с участием лидера НБП Э.Лимонова осуществлялась попытка штурма помещения штаба этой партии.
Пресс-конференцию кандидата в президенты Ивана Рыбкина 13 февраля 2004 года обеспечивали три оперативных сотрудника ФСБ (в их числе оперативные сотрудники 1-го отдела УБТПЭ, один из которых действовал под видом корреспондента информационного агентства "Интерфакс") и одно лицо, оказывающее содействие ФСБ, проводилась видеосъемка с помощью цифровой видеокамеры, велось подробное конспектирование. В результате активной работы российских спецслужб пресс-конференция фактически оказалась сорванной (Иван Рыбкин в ней участвовать не смог).
Контроль менее важных пресс-конференций обеспечивается при помощи лиц, оказывающих содействие органам безопасности России - под видом журналистов эти лица присутствуют на пресс-конференции, конспектируя происходящее. По окончании пресс-конференции руководящему агентом оперативному сотруднику передается составленный агентом письменный отчет.
Подобным образом осуществляется проведение ОРМ на съездах, конференциях, конгрессах. В частности, "Гражданский Конгресс" 12 декабря 2004 года сопровождала целая группа оперативников 1-го отдела УБТПЭ и Управления ФСБ по г. Москве и Московской области. По окончании конгресса сотрудники ФСБ получили доступ к спискам всех присутствовавших делегатов конгресса и аккредитованных журналистов.
Съезду Национал-Большевистской Партии Эдуарда Лимонова 1 декабря 2004 года было уделено еще большее внимание ФСБ - под видом журналиста на съезд был направлен один из агентов 1-го отдела УБТПЭ ФСБ России, снабженный доработанным сотовым телефоном, позволявшим вести слуховой контроль помещения. Поблизости от здания театра, в котором проходил съезд, располагалась автомашина сотрудников ФСБ, в которой велась магнитофонная запись происходящего внутри здания.
3. Влияние на руководителей общественно-политических организаций
В августе 2004 года в связи с усилением напряженности в российско-грузинских отношениях, руководство Второй Службы ФСБ приняло решение об оказании воздействия на руководство оппозиционных общественно-политических организаций с целью подтолкнуть их к проведению антигрузинских выступлений у посольства Республики Грузия в Москве. Подобное воздействие оказывалось с использованием имеющейся агентуры на целый ряд организаций, в числе которых Авангард Красной Молодежи, Союз Молодежи "За Родину!" (молодежная организация партии "Родина") и ряд других.
4. Проведение уличных акций
Органы политического сыска зачастую по заданию управления внутренней политики Администрации Президента проводят уличные акции (митинги, пикеты и т.д.) с целью создания эффекта общественной поддержки либо неодобрения тех или иных событий. В частности, 17 мая 2005 года, у здания Мещанского Суда, где проходило оглашение приговора бывшему главе НК "ЮКОС" Михаилу Ходорковскому, был организован митинг "противников Ходорковского". В митинге участвовали в основном пенсионеры, которым за участие в мероприятии было заплачено по 300 рублей. Помощник сопредседателя "Комитета-2008" Марина Литвинович, проезжая мимо здания Управления ФСБ России по Москве и Московской области сфотографировала выносимые из здания и погружаемые в автобус плакаты и транспаранты, позже использованные на митинге "противников Ходорковского".


Использование органами безопасности и политическим руководством страны общественно-политических организаций и групп в собственных целях

С середины девяностых годов органы безопасности России используют в своих целях различные общественные и политические организации, группы и движения. В большинстве своем, предпочтение отдается националистическим и фашистским группам. В частности, известно о работе активистов ультранационалистического движения "Русское Национальное Единство" на органы безопасности и органы внутренних дел. "РНЕ" не раз использовалось подразделениями по борьбе с оргпреступностью МВД России для ликвидации этнических преступных группировок. В аналогичных целях МВД использует и группировки скинхедов. Руководитель отдела по борьбе с политическим экстремизмом московского УБОП Виталий Митькин, отвечающий за подобные "спецоперации", имеет прочные связи в преступном мире из числа бывших спортсменов, что позволяет ему привлекать к сотрудничеству для физической борьбы с оппозицией и группировки агрессивно настроенной молодежи, организующиеся вокруг всевозможных спортивных клубов.
Агрессивно настроенные группы футбольных фанатов используются как подразделениями по борьбе с оргпреступностью МВД, так и органами безопасности и политическим руководством страны. В частности, по имеющейся информации, подготовка к созданию прокремлевского движения "Наши", силовое крыло которого сформировано целиком из числа агрессивно настроенных фанатов футбольного клуба "Спартак", велась с начала 2004 года на базе различных вузов. В частности, при проведении акции Молодежного Левого Фронта по пикетированию московских вузов с раздачей листовок против обязательной службы в вооруженных силах, у здания Московского Института Радиоэлектроники и Автоматики проводившие раздачу листовок подверглись нападению со стороны группы агрессивно настроенных студентов, при последующем разговоре представившихся футбольными фанатами, следящими по поручению "соответствующих органов" за активностью оппозиционных организаций в институте. Эти студенты отдавали команды охраняющим здание института сотрудникам подразделения вневедомственной охраны, которые те охотно выполняли.
Органы безопасности Российской Федерации используют и более высокоинтеллектуальные методы работы с общественными организациями и группами. В частности, всевозможные общественные фонды и институты, ведущие свою деятельность под прикрытием "патриотической" и "почвеннической" направленности зачастую используются органами безопасности России и политическим руководством страны (чаще всего - представителями группы влияния Игоря Сечина, помощника президента Российской Федерации). В частности, известно об использовании российскими спецслужбами фонда "Русская Цивилизация" для финансирования экстремистских оппозиционных организаций в Украине.
Политические партии также используются органами безопасности России в своих целях. В частности, "Народная Партия", возглавляемая полковником ФСБ Геннадием Гудковым и представленная в Государственной Думе в составе фракции "Единая Россия", используется спецслужбами для лоббирования интересов подконтрольных им бизнес-группировок, во главе которых долгое время стоял бывший заместитель Н.Патрушева Юрий Заостровцев, связанный с коррупционными скандалами вокруг мебельных центров "Гранд" и "Три Кита".

Органы безопасности России и международные неправительственные организации

Международные неправительственные организации и зарубежные общественные и правительственные организации традиционно являются объектом повышенной заинтересованности органов безопасности России, однако наибольший размах оперативная разработка этих структур достигла в последние годы. Не может не настораживать агрессивная риторика руководства Федеральной Службы Безопасности России, озвучиваемая на официальном уровне.
События, связанные с демократическими транзитами на территории стран СНГ, дали повод российским спецслужбам усилить работу в этом направлении, однако она велась ими и ранее.
В частности, большой интерес ФСБ проявляла к деятельности таких организаций, как Фонд Сороса, Агентство США по международному развитию (USAID) и ряда других.
Осенью 2003 года в связи с началом репрессий в отношении руководства нефтяной компании "ЮКОС", УБТПЭ ФСБ РФ проводились оперативно-розыскные мероприятия в отношении Региональной Общественной Организации "Открытая Россия". Особый интерес для органов безопасности России представляли связи этой организации с Агентством США по международному развитию.
В тот же период времени и раньше проводилась разработка в отношении граждан Российской Федерации, участвовавших в программах Библиотеки Конгресса США.
В период с осени 2004 года по настоящий момент ФСБ России форсировала проведение мероприятий по разработке сотрудничества российских общественных и правозащитных организаций и международных неправительственных структур. В частности, в январе-феврале 2005 года ФСБ прорабатывалась возможность внедрения агентуры в одну из оппозиционных организаций для последующего установления контакта с международными неправительственными структурами от имени этой организации и документирования этого контакта. Насколько известно, данная попытка потерпела неудачу, однако резкие высказывания главы ФСБ Н.П.Патрушева в адрес международных неправительственных организаций в мае 2005 года позволяют сделать вывод о продолжении оперативных разработок в этом направлении. Более того, существующая информация позволяет говорить о координирующей роли Федеральной Службы Безопасности России в общей борьбе спецслужб постсоветских антидемократических режимов с международными общественными организациями.

Вмешательство органов безопасности России в политические процессы стран СНГ

Влияние органов безопасности и разведки Российской Федерации на постсоветском пространстве традиционно велико в силу целого ряда причин, включая общую кадровую базу спецслужб стран СНГ, основу которой составляют выходцы из советского КГБ. Множество неформальных контактов между оперативными сотрудниками и руководящим составом органов безопасности бывших советских республик вместе с тесными межгосударственными контактами на высшем уровне делают работу спецслужб этих стран скоординированной, сохраняя при этом лидирующую роль спецслужб России.
Вместе с тем, режим Владимира Путина, находясь перед лицом реальной угрозы утраты политического и экономического влияния на территории бывшего СССР, пытается использовать эти рычаги для сохранения хоть малой доли прежнего геополитического господства.
В ходе президентских выборов в Украине осенью 2004 года спецслужбы Российской Федерации проводили целый комплекс оперативно-розыскных, активных и иных мероприятий, направленных на избрание президентом Украины В.Ф.Януковича. Эти мероприятия реализовывались с участием целого ряда доверенных лиц из числа политологов, политтехнологов и журналистов разного уровня. В российских средствах массовой информации размещались оплаченные материалы, тенденциозно освещающие предвыборную гонку, а зачастую содержащие множество признаков ведения пропагандистских мероприятий.
Аналогичные механизмы, по имеющейся информации, будут задействованы и в процессе выборов в Верховную Раду Украины в 2006 году. Федеральная Служба Безопасности совместно с группировками в окружении президента России готовят масштабный спецпропагандистский "десант" в Украине. Доверенные лица и лица из числа агентуры российских спецслужб будут работать на выборах под прикрытием работы в штабах оппозиционных партий. В частности, работать на Партию Регионов Украины Виктора Януковича будет российское PR-агентство, возглавляемое доверенным лицом Федеральной Службы Безопасности России А.Е-вым.
Весной 2005 года спецслужбы России по заданию Администрации Президента России начали проведение так называемых "активных мероприятий" в отношении премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и президента Украины Виктора Ющенко. Задача проводимых мероприятий - внести раскол в команду украинского президента, подготавливая таким образом почву для дестабилизации политической ситуации в стране на пороге парламентских выборов. "Активные мероприятия", проводимые российскими спецслужбами, включают в себя публикацию тенденциозных материалов в российских СМИ, информационную и психологическую войну (включая "нефтяную" войну с Украиной). Весь комплекс этих методов позволяет сделать вывод о возобновлении использования методов, практиковавшихся КГБ СССР в годы холодной войны.

Привлечение граждан к сотрудничеству с органами безопасности России

Органы безопасности России в своей деятельности в области оперативной разработки общественно-политических структур активно используют привлеченных к сотрудничеству граждан. Зачастую, несмотря на декларируемый принцип "добровольности" такого сотрудничества, на интересующее спецслужбы лицо оказывается психологическое или физическое давление. В случае отказа от сотрудничества зафиксированы случаи уголовного преследования, оказания массированного психологического прессинга. В случае неожиданного прерывания контакта с органами безопасности со стороны привлеченного гражданина практикуются различные методы воздействия и "нейтрализации угрозы", вплоть до уголовного преследования по сфабрикованному делу и даже физического уничтожения.
Имеется информация о случаях лишения гражданства и документов, удостоверяющих личность, лиц, отказавшихся от сотрудничества с органами безопасности России.

Негласные рычаги влияния органов политического сыска

Органами политического сыска в современной России практикуется целый ряд мер воздействия на граждан, по тем или иным причинам попавших в поле зрения спецслужб (например, отказ от сотрудничества с органами безопасности России) и сбора информации об интересующих гражданах.
Вот некоторые из этих рычагов:
1. Влияние и сбор информации через организации и коммерческие структуры, в которых работает гражданин. Большинство служб безопасности крупных частных компаний сформированы из числа бывших сотрудников органов безопасности и внутренних дел, которые сохраняют свои контакты в силовых структурах, пользуясь их покровительством в обмен на сотрудничество (предоставление интересующей информации о своих компаниях в органы внутренних дел и безопасности). Подобные схемы были задействованы и в сборе оперативной информации о нефтяной компании "ЮКОС".
2. Влияние и сбор информации об учащихся высших учебных заведений через администрацию вузов. Во всех высших учебных заведениях существуют Первые отделы, занимающиеся работой с секретной документацией и сбором досье на профессорско-преподавательский состав и учащихся. Эти отделы находятся в фактическом подчинении ФСБ России. Во многих университетах и институтах страны существует понятие "начальника курса" - офицера органов безопасности из числа "прикомандированных сотрудников" (бывший "действующий резерв"). Начальники курсов находятся в подчинении куратора вуза по линии органов безопасности (часто это бывает один из проректоров или помощников ректора), кроме ряда необременительных заданий выполняющие также и негласные поручения органов безопасности. Наиболее развиты подобные структуры в самых престижных вузах страны: МГУ, МГИМО и т.д. Имеется информация о случаях воздействия офицеров "действующего резерва" на профессорско-преподавательский состав вузов для исключения "политически неблагонадежных" студентов под видом "академической неуспеваемости".
3. Органы милиции и паспортно-визовые подразделения органов внутренних дел. Органы милиции используются как для сбора информации об интересующем гражданине, так и для определенного воздействия на него. В частности, практикуются безосновательные обыски, задержания, вызовы на "беседы" без надлежащего оформления повестки.
4. Военные комиссариаты. Военные комиссариаты широко используются в качестве своеобразных репрессивных органов. Часто лиц, отказавшихся от сотрудничества с органами безопасности либо по политическим причинам попавших в поле зрения органов политического сыска, внезапно призывают на различные сборы и т.д.
Некоторые общественные и политические деятели и организации, в отношении которых органами безопасности Российской Федерации в 2004-2005 года проводились необоснованные оперативно-розыскные мероприятия

Организации:

Национал-Большевистская Партия Эдуарда Лимонова
Авангард Красной Молодежи
Молодежный Левый Фронт
Коммунистическая Партия Российской Федерации
партия "Яблоко"
"Комитет-2008"
Национально-державная партия России
Союз Коммунистической Молодежи
Союз Комитетов Солдатских Матерей
ассоциация "Голос"
Московская Хельсинкская Группа

Некоторые общественно-политические деятели:
Михаил Делягин, член федерального политсовета политической партии "Родина", кандидат в депутаты Государственной Думы по 199 округу. Мероприятия проводились в связи с подозрениями в связях с руководством НК "ЮКОС"

Сергей Митрохин, заместитель руководителя партии "Яблоко". Мероприятия проводились в связи с высокой политической активностью Митрохина и высоким рейтингом его как кандидата в депутаты Государственной Думы по 192 округу.

Борис Надеждин, секретарь федерального политсовета "Союза Правых Сил". Мероприятия проводились в связи с наличием у ФСБ России оперативной информации о контактах Надеждина и Немцова с западными фондами и претензиях Надеждина на лидерство в СПС.

Борис Немцов, один из лидеров "Союза Правых Сил". Мероприятия проводились в связи с наличием у ФСБ России оперативной информации о контактах Немцова и Надеждина с западными фондами.

Илья Пономарев, член оргкомитета "Молодежного левого фронта". Мероприятия проводились в связи с информацией о связях Пономарева с НК "ЮКОС". Были задействованы механизмы информационной войны. В связи с фигурой Пономарева, органами безопасности был реализован комплекс мероприятий, направленных на внесение раскола в молодежное левое движение.

Марина Литвинович, член "Комитета-2008". Мероприятия проводились в связи с информацией о связях Литвинович с НК "ЮКОС" и Леонидом Невзлиным.


Трактовка действий органов политического сыска

Сложившаяся система органов политического сыска по своей сути противоречит основным нормам демократического общества и прав человека. Разрушая естественные общественно-политические процессы, эта система способствует становлению в России антидемократического автократического политического режима.
Ввиду отсутствия реальных институтов общественного и парламентского контроля над деятельностью спецслужб, гласности их работы и действенных ограничений их деятельности, закрепленных законодательством, эти процессы представляются крайне опасными, постепенно возвращающими страну в атмосферу всеобщего страха и тотального подчинения, царившую в худшие годы советской власти.
В нынешней ситуации, очевидно поощрение политическим руководством России формирования системы органов политического сыска и прямое руководство этой системой представителями Администрации Президента, подотчетными лично Владимиру Путину. Очевидно и использование сложившейся системы политического манипулирования и сыска в интересах конкретных политических и финансово-промышленных группировок, сформировавшихся вокруг фигуры президента страны.







Операция по "захвату НТВ" имела санкцию Путина и проводилась по классическим канонам спецслужб, сообщают нам источники из президентской администрации. Одной из главных задач было получение доступа к архивам телекомпании и личным бумагам Киселева, что было осуществлено лишь частично, поскольку, согласно данным от инсайдерских источников в "ЛогоВАЗе", "вариант с переходом команды НТВ на канал ТВ-6 заранее обговаривался на предновогодней встрече Березовского и Гусинского, так что теперь Киселеву и Ко необходимо продержаться до генуэзской встречи "большой восьмерки", где Путину будет предъявлен ультиматум по Чечне, коррупции и свободе слова"…
     
      l В путинском окружении активно разрабатываются планы по "изоляции и нейтрализации" патриотической оппозиции. К работе в этом направлении привлекаются "силовые" ведомства, куда уже направлены соответствующие инструкции. Параллельно в Думе депутаты Крашенинников (СПС) и Федулов (бывший заместитель Руцкого в Курске) заканчивают работу над законопроектами, посвященными "борьбе с экстремизмом и фашизмом", которые "развяжут руки" спецслужбам в деле политического сыска…
АГЕНТУРНЫЕ ДОНЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ "ДЕНЬ"

Title: ТАБЛО
No: 16(385)
Date: 17-04-2001

     http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/01/385/12.html


ОЧЕРЕДНАЯ АФЕРА ПАРТБОССОВ КПРФ

По сведениям из кругов, близких к руководству КПРФ, лидеры коммунистов планируют провести 22 сентября с.г. так называемый съезд Народно-патриотического союза России (НПСР) - организации, распавшейся около года назад по вине тех же самых коммунистов. Примечательно, что из пяти сопредседателей несуществующего НПСР четверо: С.Говорухин, М.Лапшин, А.Подберезкин и А.Тулеев не только не приглашены на предстоящее "шоу", но и не поставлены в известность о подготовке "съезда". По слухам, фактически отошли и все остальные лидеры, не являющиеся функционерами КПРФ. По имеющейся информации, Председатель Контрольной комиссии НПСР В.Милосердов потребует от Г.Зюганова, чтобы на съезд были приглашены все те, кто учреждал НПСР, а не только партийные функционеры КПРФ. Ожидается большой скандал, т.к. г-н ЗЮ должен будет объяснить "приватизацию" НПСР. /Наследие.Ru, 7 сентября/


ФРАКЦИЯ КПРФ СОБРАЛАСЬ НА ТАЙНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ВНЕ СТЕН ПАРЛАМЕНТА

КОНКУРЕНЦИЯ между претендентами на политическую нишу ведущей левой организации России, кажется, перешагнула границы скрытой. 7 сентября парламентская фракция КПРФ демонстративно собралась на свое заседание вне стен Думы, чей председатель Геннадий Селезнев хоть и числится еще членом президиума ЦК, но вовсю создает свое собственное движение "Россия". Пока спикер вел на Охотном ряду первый за осеннюю сессию Совет нижней палаты, его товарищи-коммунисты во главе с Геннадием Зюгановым, сторонясь журналистов, пробирались в здание "Росагропромстроя" близ Тишинского рынка. Как пояснил корреспонденту "Сегодня" зюгановский пресс-секретарь Андрей Андреев, депутаты собрались в штаб-квартире "красного олигарха" Виктора Видьманова специально, чтобы не было утечек информации. В ответ на уточняющий вопрос, надо ли это понимать так, что в Думе стены имеют уши, было заявлено: "Мы собираемся там, где их точно нет". За привычно закрытыми от прессы дверями, по официальной версии, члены думского уже не большинства обменивались информацией из регионов и решали, как им жить дальше. Выбор, на самом деле, невелик: потесниться на электоральном поле или решительно радикализировать лозунги и стать "политической крышей" для губернаторской фронды Кремлю. Влиять на президента так же, как в свое время на премьера Евгения Примакова, согласовывавшего с коммунистами экономическую политику своего "коалиционного правительства", вряд ли возможно. Пять государственнических пунктов обнародованного Зюгановым после гибели "Курска" плана, безусловно, были взяты на заметку главой государства, но никаких политических дивидендов самому лидеру КПРФ не принесли. Альтернативный сценарий - публичная пикировка с федеральной властью на осенних губернаторских выборах в регионах - плох тем, что поддерживать придется отнюдь не лучших (с точки зрения публичного имиджа) членов разжалованного СФ. С менее одиозными сенаторами-губернаторами Кремль, безусловно, сторгуется сам. /"Сегодня", 8 сентября/


"СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" БУДЕТ НАСТАИВАТЬ НА ОТМЕНЕ ДЕПУТАТСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

"Союз правых сил" будет настаивать на отмене депутатской неприкосновенности, сообщает пресс-служба фракции СПС. Об этом заявил руководитель фракции в ГД Борис Немцов. Кроме того, в ходе осенней сессии СПС будет добиваться рассмотрения закона о прокуратуре и закона о военной реформе. Немцов считает, что при принятии бюджета развернется "настоящая борьба" и предсказывает "бурные дебаты" вокруг Налогового и Земельного кодексов. Лидер СПС также заявил, что фракция продолжит процесс объединения с "Яблоком". /РИА "ОРЕАНДА", 8 сентября/


ГРУППА "НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ" ТРЕБУЕТ ВОЗОБНОВИТЬ СМЕРТНЫЕ КАЗНИ

Думская депутатская группа "Народный депутат" направила президенту Владимиру Путину обращение с просьбой отменить в России мораторий на смертную казнь. В тексте документа, полученном РИА "Новости" в группе "Народный депутат", отмечается, что "в последнее время Россию буквально захлестнула волна преступности и терроризма. Несмотря на все усилия правоохранительных органов, ситуация в криминогенной сфере не улучшается. По всему миру прокатилось эхо взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске". Депутаты считают, что терроризм и организованная преступность представляют собой опасность как для граждан России, так и для страны в целом. Они обращают внимание, что на их встречах с избирателями постоянно поднимаются вопросы о преждевременности введения моратория на смертную казнь, люди требуют более сурового наказания для лиц, совершивших особо тяжкие преступления. В связи с этим депутаты группы "полагают нецелесообразным" соблюдать мораторий на смертную казнь в РФ. /Lenta.ru, 13 сентября/


Процесс по делу ЮКОСА на фоне наступления на права человека
Анна Нейстат, директор Московского представительства Хьюман Райтс Вотч
16 июня в Москве началось рассмотрение по существу дела бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и совладельца компании Платона Лебедева. Обоим вменяются уклонение от уплаты налогов и финансовые махинации, за которые им грозит до 10 лет тюрьмы.
В глазах многих Ходорковский выглядит олигархом, ограбившим свою страну ради создания собственной нефтяной империи. Они с воодушевлением восприняли это дело как свидетельство решимости президента Путина всерьез заняться экономической преступностью. Для других Ходорковский - редкий пример российского предпринимателя, которому удалось выстроить прозрачный и социально ответственный бизнес, и поэтому убеждены, что его ждет политически мотивированный показательный процесс.
Как бы там ни было, суд над Ходорковским, если он будет похож на все остальные судебные процессы в России, скорее всего действительно будет показательным - в смысле отсутствия независимой судебной власти. С большой долей вероятности можно предсказать, что аргументы защиты практически не будут приниматься во внимание, ее ходатайства будут отклоняться, а исход дела будет зависеть не столько от результатов судебного следствия, сколько от установок исполнительной власти.
Этот процесс разворачивается в условиях, когда российские власти - вдохновляемые внешне невинной президентской концепцией "управляемой демократии" - демонстрируют беспрецедентное рвение в попытках восстановить контроль над самыми разными сферами жизни общества, и крупным бизнесом дело далеко не ограничивается. При этом власти неуклонно сводят на нет многие крупнейшие завоевания в области гражданских свобод, достигнутые в постсоветскую эпоху.
Все восемь месяцев, пока Ходорковский оставался в СИЗО, Россия последовательно и все более явно эволюционировала в сторону авторитаризма. Последний год первого путинского срока, триумфально завершившийся его переизбранием в марте, был отмечен концентрацией власти в руках президента, который все в большей степени опирается на так называемых "силовиков" из спецслужб, армии и МВД. Парламент послушно штампует президентские и правительственные законопроекты, либеральная оппозиция отправлена в небытие, независимое телевидение задушено. Откат в области гражданских прав продолжился и после переизбрания Путина, вызвав к жизни очередной всплеск "шпиономании", новые придирки к прессе, почти неприкрытые угрозы в адрес неправительственных организаций и новый закон, направленный на ограничение публичных акций протеста.
Президентская команда представляет все это как приемлемую цену за восстановление "порядка и стабильности", по которым россияне, как принято считать, истосковались после многих лет "неуправляемой демократии". Проблема лишь в том, что по большей части "стабильность" остается не более чем иллюзией. Продолжительные голодовки шахтеров, требующих погашения задолженности по зарплате, не слишком соотносятся с громкими заявлениями правительства о приоритетности социальных и экономических прав. Тысячи людей протестуют и против планов правительства заменить льготы денежной компенсацией.
"Управляемая демократия" не привела к улучшению ситуации с самыми застарелыми российскими проблемами в области прав человека. В стране продолжается разгул безнаказанных пыток в милиции, выбитых признаний и приговоров по сфабрикованным делам. Призывную армию разъедают дедовщина, нарушения прав военнослужащих, недоедание и проблемы с медицинской помощью. Вызывают тревогу темпы нарастания ксенофобии, экстремистских настроений и дискриминации этнических меньшинств.
Политический плюрализм
За последний год фактически уничтожены политический плюрализм и парламент, способный противостоять исполнительной власти, которые последняя, по всей видимости, считала двумя главными препятствиями на пути России к "управляемой демократии".
После декабрьских парламентских и мартовских президентских выборов страна оказалась в опасной близости от однопартийной системы, где доминирующая партия тесно связана с исполнительной властью. По иронии судьбы, единственной "оппозиционной" партией в Думе остались коммунисты, но с их незначительным меньшинством голосов они практически лишены возможности сколько-нибудь серьезно влиять на законодательный процесс.
То, как проводились выборы, вызывает серьезные сомнения в перспективах свободного и справедливого избирательного процесса в России. Обе кампании отличались активным использованием административного ресурса, а подконтрольные Кремлю телеканалы практически в открытую выполняли установку на шельмование оппозиции и пропаганду в пользу партии власти и действующего президента.
Вместе с утратой парламентских мандатов либеральные партии, такие как "Яблоко" и "Союз правых сил", исчезли как с политической сцены, так и из большинства вещательных СМИ. Соответственно, перестал быть слышен голос умеренной оппозиции.
Вскоре после переизбрания Путина послушный парламент в ускоренном темпе предпринял ряд шагов против гражданских свобод: были одобрены законопроекты, предусматривающие 30-дневное содержание подозреваемых в терроризме под стражей без предъявления обвинения и серьезные ограничения на проведение митингов и демонстраций, а также референдумов, которые могут стать практически невозможными для инициативных групп, не имеющих связей с властными структурами.
Свобода печати
Ко второй половине своего первого президентского срока Путин не оставил сомнений в том, что ему не нужна свобода, которой российские СМИ пользовались со времен гласности. Под различными предлогами все российские общенациональные телеканалы - ОРТ, НТВ, ТВ-6 и ТВС - были либо ликвидированы, либо фактически переведены под контроль государства.
После того как укрощенные СМИ сыграли свою роль на парламентских и президентских выборах, власти продолжили курс на подчинение прессы и избавление от своевольных журналистов. Ощутимым ударом стало увольнение самого популярного ведущего телеканала НТВ Леонида Парфенова и закрытие его рейтинговой аналитической программы. Причиной увольнения послужило то, что Парфенов предал огласке открытый акт цензуры: руководство его телеканала, с подачи спецслужб, приказало снять с эфира интервью с вдовой убитого в Катаре чеченского сепаратиста.
Одновременно с этим неуклонный рост числа гражданских исков о защите чести и достоинства и уголовных дел о клевете заставляет журналистов прибегать к тщательной самоцензуре. Российские официальные лица самого различного уровня регулярно выдают новые предложения по официальному ограничению свободы СМИ, один из последних примеров - лицензирование интернет-изданий. Нападения на журналистов во многих российских городах давно стали обыденным явлением: только за последний месяц по меньшей мере десять человек были избиты или стали объектом нападения, несколько журналистов были арестованы в Москве при освещении митингов.
Неправительственные организации
Последними по времени в список кандидатов на "управление" попали российские неправительственные организации и правозащитные группы. Для запуска кампании против правозащитников президент Путин воспользовался такой высокой трибуной, как майское послание Федеральному Собранию, бросив обвинение в том, что "для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов, при этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными".
Не прошло и нескольких дней после выступления президента, как МИД обвинил гуманитарные организации в Чечне в использовании их миссии как прикрытия для антироссийской деятельности. Телеканал ТВЦ посвятил осуждению правозащитников часовую программу в прайм-тайм, обвинив правозащитные организации, словами ведущего, в "ненависти" к России. Вторя общему хору, кремлевский политконсультант Глеб Павловский упрекнул правозащитников в том, что они "зациклились" на западных идеалах. В Казани правозащитный центр подвергся разгрому неизвестными лицами в масках. По словам его руководителя, погромщики ссылались на президентское обращение.
Свобода собраний
В начале 1990-х годов свобода собраний стала одним из первых демократических завоеваний и мощным инструментом дальнейших реформ. Принятый в этом месяце закон, даже в последнем смягченном варианте, делает эту важнейшую свободу "управляемой", запрещая демонстрации и митинги вблизи резиденции президента, исправительных учреждений, судов, в погранзоне и в районах расположения опасных объектов. Закон предусматривает уведомительный порядок проведения, однако власти имеют достаточно возможностей запретить мероприятие под предлогом несоответствия его целей российскому законодательству. Практически до последнего дня власти могут изменить место проведения акции.
За последние два месяца милицией и охраной были силой разогнаны по меньшей мере три митинга. Так, 2 июня милиция разогнала митинг, организованный "Яблоком" и КПРФ как раз против закона о митингах; трое активистов "Яблока" были арестованы.
Новая волна "шпиономании"
С момента распада СССР российские спецслужбы пытаются восстановить свою монополию на определенные категории чувствительной информации. Одним из способов достижения этой цели стали сомнительные уголовные дела о шпионаже в отношении около десятка ученых, журналистов и экологов - правозащитники окрестили эту тенденцию "шпиономанией".
Обвиняемым вменяется сотрудничество с иностранцами по вопросам, которые в советские времена считались исключительной прерогативой КГБ: захоронение радиоактивных отходов, проблемы экологии, военные технологии и т.п. В большинстве случаев, однако, суды, возможно - стремясь сохранить лицо, выносят незначительные или условные приговоры, а иногда и освобождают подсудимого прямо в зале суда.
Тревожным поворотом в этой области после переизбрания президента Путина стал приговор по делу ученого Игоря Сутягина. К апрелю 2004 года он уже более четырех лет провел в предварительном заключении, пока шли следствие, суд, новое следствие и новый суд. В апреле Сутягин, во время суда над которым был нарушен целый ряд процессуальных стандартов, получил 15 лет колонии, что стало самым суровым приговором за всю постсоветскую историю.
Дело Сутягина послужило недвусмысленным предупреждением другим ученым, журналистам и специалистам в различных областях, занимающимся чувствительными проблемами. Со своей стороны, ФСБ, прокуратура и суды получили возможность в очередной раз убедиться в том, что отныне они могут не оглядываться на закон или общественное мнение.
19 мая военный суд на закрытом заседании приговорил к четырем годам лишения свободы бывшего сотрудника ФСБ Михаила Трепашкина за разглашение государственной тайны и незаконное хранение боеприпасов. Трепашкин занимался расследованием взрывов жилых домов в 1999 году и намекал на возможную причастность к этому спецслужб. Его коллеги по соответствующей парламентской комиссии убеждены, что уголовное дело против Трепашкина преследовало цель поставить крест на его расследовании.
В июне Верховный суд России отменил оправдательный приговор ученому-физику Валентину Данилову, который обвинялся в продаже Китаю космических технологий. В декабре прошлого года он был оправдан присяжными после судебного процесса, продолжавшегося 21 месяц. Теперь дело должно слушаться новым составом присяжных.
Конфликт в Чечне
Попыток применить концепцию "управляемой демократии" к Чечне пока не отмечено, однако действия правительства в этом продолжающемся вооруженном конфликте свидетельствуют о его склонности к созданию виртуальной реальности и о пренебрежительном отношении к правам человека.
Начало второго срока президента Путина сопровождалось очередными триумфальными заявлениями о нормализации в Чечне при полном отсутствии позитивных сдвигов в реальности. Внесудебные казни, исчезновения, пытки и грабежи остаются в республике обыденным делом.
Российские власти закрыли последний крупный палаточный лагерь в Ингушетии, который служил, пожалуй, наиболее наглядным напоминанием о затянувшемся конфликте. Жителей фактически вынудили вернуться в Чечню, не предоставив им ни адекватного размещения, ни достаточных гарантий безопасности. Если не считать периодических визитов высоких международных должностных лиц, Чечня остается закрытой для международного мониторинга, что намного облегчает задачу "достижения" виртуальной нормализации.
Несмотря на все это, майское покушение на прокремлевского президента Чечни Ахмада Кадырова выявило тщетность правительственных уверений в "нормализации" и послужило толчком для нового витка произвола и насилия с обеих сторон конфликта.
Что делать?
Граждан России заботят не только настойчиво предлагаемая им стабильность, но и основные права и свободы. Сегодня, больше чем когда-либо еще, либеральные силы, гражданское общество и правозащитное движение в России нуждаются во внешней поддержке. В своих отношениях с Москвой международные партнеры России должны утверждать приоритетность прав человека. Они должны призывать к созданию подлинно независимого телеканала и к прекращению избирательного правосудия, а также содействовать обеспечению ответственности за нарушения и большей открытости в Чечне.
Разворот вспять демократического развития внутри страны, скорее всего, скажется и на российской внешней политике. Партнеры
http://www.hrw.org/russian/comments/khodor.html