Путешествие по Волге

Валентина Томашевская
Путешествие по Волге на теплоходе «Советский Союз» из Москвы в Горький (Нижний Новгород) и обратно мы совершили вместе со Светланой Савчук. Она работала в библиотеке  нашей Дагдской школы.  Светлана была  больна сахарным диабетом,  сохраняла при этом бодрость духа и чувство юмора, присущие ей.

На слуху еще была смерть Владимира Высоцкого, и, приехав в Москву, мы со Светланой решили отправиться на Ваганьково. Поклонник поэта, встреченный нами на кладбише, прямо у ворот , где и похоронен  Высоцкий, рассказал, что в гроб с прахом поэта положили японский двухкассетный магнитофон и долго из-под земли звучал охрипший баритон певца.

Мы подошли к  могиле Сергея Есенина. Запомнился бюст поэта, сделанный из белого мрамора. Рядом похоронена Галина Бениславская, которая застрелилась на его могиле. Здесь же покоится прах матери поэта.

На Ваганьково похоронен Иван Владимирович Цветаев, заслуженный профессор, основатель Московского музея Изобразительных искусств имени А.Пушкина, отец Марины Цветаевой.
Посетили мы и музей Изобразительных искусств, где проходила художественная выставка от Делакруа до Матисса.

Естественно, мы посетили места, связанные с именами великих русских писателей.  Мы побывали на родине Максима Горького в Нижнем Новгороде.  «Дед писателя верил Богу днем, а ночью сундучок прятал под голову. Сундучок был сделан так, чтоб его было удобно положить под голову.»

Могилу бабушки писателя, Акулины Ивановны сохранили в парке, разбитом на месте бывшего Петропавловского кладбища.

Невольно задумаешься о той роли, которую играет рассказчик -сказитель в формировании представлений, в становлении ребенка, тем более если он умеет творить праздники, слова, песни, сказки прежде всего, как Акулина Ивановна или Арина Родионовна.

В Чебоксарах(Чувашия) посетили  дом-музей героя гражданской войны Василия Чапаева. Семейные фотографии на стенах. Невысокого роста, вместе с женой, с детьми...

...Отдыхаешь в каюте, смотришь в окно-иллюминатор на Волгу, великую русскую реку, на пейзажи, медленно плывущие перед глазами… По теплоходному радио проводят викторину и я   приняла в ней участие.  В дорогу я взяла книги Андрея Мельникова-Печерского «В лесах». В библиотеке теплохода нашла  продолжение -  «На горах». Так что информацией о лесах и горах имела.

Светлана подбила меня на участие в конкурсе «Мисс Советского Союза», проводившегося среди участников круиза. "Давай участвовать!" - «Давай». Это позволило нам познакомиться и пообщаться с интересными людьми. И хотя я уже не помню ни имен, ни разговоров, которые мы вели, помню, что беседа была вечером и теплоход стоял у шлюза,- воспоминания эти согревают душу.

Помню, остановку в Никольском, где-то за Саратовом. Значит, это древняя стоянка. Вот и у Александра Дюма она упоминается. В это утро проводили  День Нептуна.

Светлана в костюме русалки, а я в костюме грешницы, идем по берегу Волги.
Рядом с нашим теплоходом стоит другой белый красавец - «Фридрих Энгельс». Там тоже чествуют Нептуна, священник с бутафорским кадилом, сделанным на скорую руку из консервной банки.

Грешница молчит, а Русалка подбивает:" Давай с Батюшкой пообщаемся."- "Давай!" «Батюшка, говорит Русалка,- отпусти грехи!» - »ПрихОди в келию,»- отвечает Батюшка.- « А келия где?»- «На «Энгельсе». Дружно смеемся.

Особо сильное впечатление произвел на меня  город Плёс, домик-музей Исаака Левитана в нем.
Именно в Плесе испытала то, что называется: душа развернулась, почувствовав и грусть, и простор, и собственно Россию.

Мне вспоминается, как пошел дождь и воды Волги покрылись мелкими пупырышками, напоминая шкурку драгоценного зверя.
Мне вспоминается скромная набережная-дорожка, оборудованная лишь квадратиками плит, одноэтажные домики вдоль реки, ушедшие в землю; дорога поднимающаяся ся вверх, выводит на небольшую площадь, где раньше проходили ярмарки, а теперь затишье (вошедшее в русский язык,слово «ярмарка» произошло от немецкого наименования ежегодного рынка -Jahrmarkt), несколько каменных домов, знак на доме -какое-то старинное страховое агентство. Все больше деревянные домики, заборы с воротами. Такое ощущение, что где-то видел это давно и много раз: то ли читал в книгах и представлял, то ли наяву видел, ощущение того, как мало коснулось время этого быта и этих дворов за забором. Экскурсовод рассказывает, и мы направляем взоры на две церкви, уцелевшие после 17-го года. В них размещали склады. Ныне церкви реставрируют - тысячелетие крещения Руси - и они будут открыты к 2011году.

Спускаемся вниз с высокого холма, по тропинке, усыпанной шлаком (чтоб не так скользко было зимой). Перед взором предстает картина: живописный берег лесной речки Шохонки (Тараканиха) с прилепившимися к склонам холма домиками. Замечательная картина, вызывающая умиротворение души . Эти места были любимы художником Левитаном, они вдохновили его на создание цикла картин и шедевра «Над вечным покоем» ((1893-1894).
…высокий мыс берега с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром, и покривившимися могильными крестами, бескрайние водные просторы и огромное небо с грозовыми облаками. Земная жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни навевает это полотно.

Писалась картина под Вышним Волочком, близ озера Удомля, но изображенная на картине небольшая деревянная церковь взята художником из Плеса. Она давно сгорела, и сейчас лишь кресты заброшенных могил напоминают о тех местах, где Левитан писал свои этюды.

… Небольшой каменный дом-музей Левитана. Здесь он снимал мезонин (полуэтаж, теремок). Спальня, комната, где работал художник, ваза с его любимыми полевыми цветами. Своим ученикам он советовал писать цветы так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.
 
 Сохранился подлинный мольберт Левитана, за которым он неустанно работал.
Серия его картин: «После дождя. Плёс», «Тихая обитель», «Вечерний звон», «вечер, «Золотой плёс», «Вечер на Волге».Осень в слободе», «Над вечным покоем». И хотя это копии - подлинники хранятся в музеях - можно понять, какую особую роль в творчестве художника сыграли четыре его поездки на Волгу (1887 - 1890гг.), как он был поражен красотой могучей реки и тронут местной природой. Своими картинами он как бы заново открыл красоту небольшого волжского городка.

Здесь же картины художницы С.Н.Кувшинниковой. "Во время своего пребывания в Плесе Левитан познакомился с ней и увлекся ею. Вскоре их увлечение перестало быть секретом для окружающих,- рассказывала экскурсовод.-  Город-то невелик! Чехов, который недолюбливал Кувшинникову, вывел ее образ в рассказе «Попрыгунья». Левитан обиделся за свою подругу и долгие годы не разговаривал с писателем. Левитан был влюбчивым, экспрессивным по натуре человеком: ему нравились и Лика Мизинова, и Мария Чехова (он делал ей предложение), родная сестра писателя." «Эти увлечения всегда протекали бурно… до выстрелов включительно,- вспоминала Мария Павловна. К счастью, Левитан остался жив, а Антон Павлович описал этот выстрел в своей знаменитой пьесе «Чайка». Причиной же, по которой Исаак Ильич хотел застрелиться, было соперничество двух одновременно влюбленных в него женщин - матери и дочери Турчаниновых.

Можно понять неустроенность личной жизни, быта художника, которому порой приходилось платить за жилье своими, уже тогда ценными для знатоков, рисунками и картинами.
За коротких 40 лет своей жизни Левитан создал около 1000 картин, рисунков и этюдов. Нужно отдать должное известному меценату Савве Морозову, в мастерской которого Левитан создает свою лучшую пейзажную серию картин «У омута», «Вечерний звон», «Свежий ветер. Волга".

 Особый успех выпал на долю полотен художника-пейзажиста: «Над вечным покоем» и «Владимирка». Владимирка  - это большая дорога Владимировской губернии.