Тоска по особому пути

Григорий Залевский
Прошло около 5 лет, как мы живем в ХХI веке. ХХI век - это век глобализации, превращения мира в большую деревню, где границы государств перехлестываются финансовыми, информационными и другими потоками.

С ростом крупного международного бизнеса, влиятельных неправительственных организаций - религиозных, экологических, благотворительных, правозащитных - государства фактически утрачивают монополию на реализацию властных функций и вершение судеб мира.

Уже сейчас возможности влиять на мировые процессы у такой компании как "Майкрософт" или такой общественной организации как "Гринпис" больше, чем у доброй половины стран-членов ООН.

Слабеет способность государств по собственному разумению управлять обществом, все больше вопросов выносится на международный уровень.

Определяющее воздействие на ход мировых дел по-прежнему оказывают три центра силы - США, Европейский Союз, Япония, к которым стараются подтянуться Китай и Индия. Эти три главных центра влияния в ближайшие десятилетия будут задавать тон процессам интеграции.

При благоприятном развитии событий в качестве еще одного центра может выступить Россия, а Европа в рамках Европейского Союза вступит в стадию постнационального государства.

Из-за обладания мощным ядерным потенциалом и огромной территорией Россия принадлежит к клубу "великих держав". Внешние атрибуты этого налицо - членство в Совете безопасности ООН, "восьмерке", участие в саммитах ЕС.

Однако, по своему экономическому потенциалу Россия находится в нижней части "второго мира", к которому относятся бросившиеся вдогонку за "первым миром" азиатские страны во главе с Китаем и Индией, а также некоторые латиноамериканские государства.

По степени участия в научно-технической и информационной революции и в процессах интернационализации производства Россия находится далеко от лидеров второй группы - где-то на 50-м месте, ближе к 3-му миру. Фактически революция эта пока проходит без России.

При этом какая-либо национальная идея, как и внятная идеология вообще отсутствуют, а со стороны высшего руководства внутрь страны и вовне поступает весьма противоречивая информация. Теперь от правильного выбора зависит, поднимется ли Россия, будет ли она в обозримом будущем существовать как государство.

Нынешний тур дискуссий направляется по традиционным российским направлениям - западничество, евразийство и антизападничество. Соответственно, предлагаются три модели геостратегического выбора: 1) Россия - западная страна, 2) Россия - самобытная и изолированная цивилизация и 3) Россия - лидер антизападного мира.

Следование прошлым схемам обрекает Россию на инерцию, мышление категориями ХIX-XX веков, непонимание сверхдинамичного мира ХХI века, соотношения желаемого и реально возможного, на постановку бесперспективных, а часто и откровенно опасных для страны задач.

Эту дилемму сформулировал политический обозреватель RTVi Леонид Радзиховский:

"Мы можем встраиваться в Запад. Мы можем оставаться гордой и независимой помойкой Запада. Но третьего пути просто нет. России нужны ресурсы для модернизации, современные технологии, а конфронтация с Западом контрпродуктивна".

Главное, что ограничивает движение России на Запад - это четкое осознание того, что в клуб её не примут. Во всяком случае при жизни нынешнего поколения. Запад не подпускает Россию слишком близко. Россия не интегрируема в основные западные структуры (ЕС, НАТО) в обозримом будущем, даже если бы она этого очень захотела.

Антизападники в соответствии с канонами теории мирового заговора обвиняют Запад в целенаправленном развале России, которой ничего не остается, как возглавить борьбу остального мира против глобализации, империализма и гегемонизма.

Они предлагают играть в стратегическую "многополярность", пытаясь ограничить влияние США.
Это предполагает дальнейшее сближение с Китаем, Индией, государствами-изгоями, обострение отношений с Америкой и Западной Европой, в геостратегическом смысле идущей в фарватере Соединенных Штатов.

Пара-тройка не очень умных руководителей может сделать для ослабления и разрушения страны гораздо больше, чем вся мировая закулиса и вражеские спецслужбы вместе взятые.

Курс на конфронтацию с наиболее развитыми странами - абсолютно бесперспективен. Запад может создать для России гораздо меньше неприятностей, чем сама Россия, подвешивая на финансовом долговом крючке, дестабилизируя ситуацию по российской периферии и внутри страны, ограничивая экспорт.

И когда Путин в своей книге "От первого лица" говорит о России как о стране не просто европейской, а западноевропейской культуры, есть все основания сомневаться в его правоте.

Развиваться на собственной основе Россия может, но только очень медленно, стагнируя и все больше отставая от Запада. Её ресурсы - нефть, газ, металлы, лес - самое дешевое из того, что продается в мире. Гораздо дешевле компьютерных программ, сложной техники и т.д.

Расчеты на "чудодейственный рецепт" в экономике, на перескакивание через этапы развития беспредметны. Они сродни вере в чудо - в золотую рыбку или царевну-лягушку. Перспективных растущих рынков в ближайшие годы или даже десятилетия России не найти.

Россия должна сконцентрироваться на задачах национального
возрождения, не допуская самоизоляции и конфронтационных элементов как во внешней, так и во внутренней политике.
По мнению многих экспертов через 10 лет наступит мировой энергетический кризис, который охватит и Россию.

Целью должна стать максимально возможная и реалистически достижимая интеграция в мировую экономику, качественный рывок на основе привлечения большого объема инвестиций и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

В привилегированном клубе действительно быть очень хорошо. Там деньги. Запад оседлал глобализацию: 80% финансовых и информационных потоков приходятся на США, ЕС и Японию. На Западе - сила, которая сейчас измеряется факторами не только военными, но и экономическими, научно-техническими, информационными и т.д.

Для вступления в клуб в России также должны быть развиты и сохранены демократические основы госудаственного устройства. "Одномерная" держава, которой является Россия, допускает растущую непредсказуемость в своей политике и международных отношениях.

Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству чиновников и интеллектуальной элиты. Здесь предстоит преодолеть очень большое отставание, чтобы сохранить возможность разговаривать на одном профессиональном языке с элитами стран "первого мира".

Эти вызовы можно осилить только в рамках дисциплинированно и компетентно проводящейся государственной политики, повышения эффективности и чистоты всего управления, обеспечивающего тесную координацию внутренних и внешних усилий власти, негосударственных общественных и предпринимательских структур во благо всей страны.