Ар и Бат

Даниил Кузнецов
АР и БАТ

 Ты течешь, как река. Странное название!
 Б. Окуджава

 Арбат парадоксален. Само название его для москвичей – загадка. К единому мнению о происхождении этого слова историки Москвы так и не пришли. Задумался некогда над тайной «Арбата» и старожил его Дмитрий Николаевич Афанасьев (1907-1991). Арбат, Орбат, горбат. В этом непонятном названии, думал он, буква «г», конечно, могла исчезнуть (говорили же на Руси – «оспода» и «осударь»), а «о» преобразиться в «а». Только Арбат-то вовсе не горбат, а напротив, место почти равнинное. Или взять тюркское слово «арба». Ведь согласно рукописям, еще в древние времена, были близ этих мест мастерские Колымажного двора, а в конце XV века тут поселились татары, которые могли дать местности это название. В том, что название «Арбат» тюркского происхождения у большинства историков сомнений не вызывает. Но от слова «арба» ли оно происходит? Арба не телега. Этих двуколок на полоненной татарами Руси еще не встречалось, а само это название, кроме как на юге страны, хождения не имело. Кроме того, слово «колъмаг» в давние времена означало не экипаж (что утвердилось в языке XVI-XVII веков), а стан, т. е. укрепленное место.
 Из разных источников можно узнать, что «Арбат», в приблизительном переводе со старого арабского языка, – пригород, предместье. Например, Ибн-Джубейри писал о Дамаске. «Пригороды (арбад) велики, а самый город не очень велик». Это и на Москву XV века похоже. Арбат пригород. Казалось бы, логично. Приезжали в те времена и купцы с Востока. И, наверное, как раз тут и останавливались. Но столь частыми гостями, чтобы дать название целой местности, они, конечно, не были. «Рабат», опять же, по-арабски, может означать караван-сарай, а также странноприимный дом. Рабат столица Марокко. Но могли ли быть в XV веке в сиих местах татарские богадельни? Это исключено, поскольку о проживании до той поры близ Кремля татар в рукописях нет ни строчки.
 Несколько историков предлагали и другие расшифровки «Арбата». Например, происхождение его от древнего слова «арпа» (ячмень) или от латинского – арбутум (вишня), но эти выводы кажутся неубедительными. Предполагали также, что слово «Арбат» напоминает о жертвоприношениях и, соответственно, о слове «арбуй» (знахарь, колдун); однако в XIV-XV веках татары приняли уже мусульманство.
 Афанасьев стал искать разгадку тайны слова «Арбат» по-своему. Он переписал все известные в нашей стране географические названия: «Арбат». В стране их оказалось много, от Черного моря до Татарского пролива. Они есть всюду, где живут или жили люди, говорящие на тюркских наречиях. В Хакассии есть горы Большой и Малый Арбат, а на Алтае одноименные реки; в Саянах есть горный хребет Арбат, а в Казахстане так назван ручей. Афанасьев отметил, что ручьев и оврагов, названных «Арбатами», особенно много.
 В Москве XV века Афанасьева, кроме основного Арбата, особенно заинтересовал овраг Арбатец, что находился близ Крутицкого подворья, и овраг Малый Арбатец на Воронцовой горке. Еще он упорно искал хоть какое-нибудь письменное упоминание об Арбатском кладбище, которое, по преданию, находилось недалеко от села Всесвятское (близ ст. м. Сокол), но не нашел. Арбат, как и оба Арбатца, как он выяснил, были связаны с поселением татар. Рядом с Крутицким подворьем Золотоордынских митрополитов жили крещеные татары. Да и соседний Арбатцу овражек тоже имел татарское название Сара. Татары, видимо, были в ополчении у воеводы Воронцова-Вельяминова. Все переменилось ведь тогда на Руси. А на землю, что между улицами Б. Никитской и Воздвиженкой они переселились из ордынского подворья Кремля. Это были сборщики налогов баскаки. Поселились они на пустыре. В Китай-город и другие населенные места они, мусульмане, селиться бы не стали. Причина проста. Крестьяне держали в своих хозяйствах свиней. Но как найти связующую нить между многочисленными горами и реками, оврагами и ручьями, с названием «Арбат»? Эта местность, как значится в старинных книгах по гидрологии, тоже была изрыта оврагами. Нашлись даже свидетельства, что при Иване Грозном их засыпали песком.
 В молодости, работая в Средней Азии, Афанасьев встречал немало названий, начинающихся с «ар» Арал, Аркалык, арык. Он как-то вспомнил об этом, и его осенило: «Ар» это же вода. И действительно, открыв словари, он обнаружил, что санскритское значение «ар» вода. Но что же тогда «бат»? В словаре «бат» трактовалось как «вязнуть» или около того. Получалась бессмыслица. Даже тюркологи не смогли помочь Афанасьеву связать воедино «ар» и «бат». В одном из древних письменных источников, слово «бат» обозначалось как «стекать». Задача была решена. Оказалось, что «Арбат», в переводе с древнетюркского языка, «стекающая вода».
 И еще вот что удивительно. Очень уж это словосочетание с улицей Арбат связывается. Течет Арбат, всеми красками сияет. Булат Окуджава это верно подметил.