Мелочь пузатая. От рождения до трех лет

О.Хорхой
Мелочь пузатая.

Есть три вещи, в которых каждый из нас мнит себя специалистом. Это политика, медицина и воспитание детей. Что ж, в политике не существует готовых рецептов, которые не давали бы сбоев, особенно в нашей стране, в медицине нам пришлось научиться понимать хотя бы то, что написано в рецепте, чтобы взамен дешевых отечественных препаратов нам не продали бы дорогие и просроченные аналоги, а вот в воспитании... Тут все мы – любители, которым пришлось стать специалистами, чтобы не навредить самым близким и дорогим людям – нашим детям. И теперь, с высоты полученного опыта, мы взираем на молодых родителей, толкающих перед собой коляски, как дипломник – на абитуриента: им все это еще предстоит. Именно молодым родителям я и хочу предложить наблюдения и выводы из собственного опыта воспитания нашей дорогой и любимой «мелочи пузатой». Сразу оговорюсь: у меня немного больше, чем у вас, теоретических знаний, и намного больше практического опыта. В один прекрасный день опыта было накоплено достаточно для того, что он смог кристаллизоваться в эти заметки.


1. До рождения и старше.

Когда читаешь разнообразные советы для будущих мам, то узнаешь и о том, как питаться, и сколько и где гулять, и как с мужем общаться, и как о фигуре заботиться, не встречаешь только внятного объяснения тому, почему у одних и тех же родителей один ребенок ласковый, послушный и хорошо обучаемый, а другой – вздорный, крикливый и агрессивный. Причем различия эти проявляются в первые дни после рождения, а потом только усиливаются, несмотря на то, что мы и второго воспитываем почти так же, как первого. Каковы же причины, если исключить, конечно, случаи осложненной беременности и связанные с этим пороки развития (это уже вопрос не воспитателю, а медику)?

Да, конечно, наследственность, рекомбинация генов и прочие серьезные причины существуют, и никуда от них не деться. К примеру, старший сын унаследовал ангельский характер от бабушки, которая в течение долгих сорока лет удерживала на плаву семейный ковчег, а вот дочка пошла в прадеда-пулеметчика, что и в мирное время «воевал» и колошматил почем зря жену и детей. Что тут сделаешь? А ведь сделать можно очень многое. Если, конечно, сразу же заметить эти различия и направлять излишек энергии в нужное русло. Надо лишь признать, что новорожденный ребенок – это далеко не «чистый лист», он, скорее, проект личности, в который мы, конечно, можем внести некоторые поправки, но полностью изменить его не в состоянии.

«Все в ребенке от наследственности, и все – от воспитания». Наблюдая за младенцами, уже можно отличить интроверта от экстраверта, трусишку от агрессора, оптимиста от пессимиста. Но в вашей власти вырастить из интроверта, трусишки и пессимиста мудрого и осторожного человека, способного сочувствовать другим людям и понимать их проблемы. Жизнь редко прощает ошибки, так давайте сделаем так, чтобы наше дитя не допускало ошибок фатальных, способных испортить его судьбу и перечеркнуть все его достижения.

Стоит ли бояться ошибок? Если их допускает ребенок, ответ однозначен – не стоит. Детские «шишки и синяки» предотвращают в будущем непоправимые ошибки и тяжелые удары, под грузом которых взрослый человек может сломаться. Вы же, родители-воспитатели, не имеете права действовать наобум, потому что собирать плоды воспитания не вам, а ребенку. Тем более что все, необходимое воспитателю, у вас уже есть: любовь, внимание и уважение к личности вашего ребенка.

Пара слов о любви. Где она зарождается и когда? Почему одни люди способны на глубокое и сильное чувство, а другие лишь смотрят на них и вертят у виска пальцем, втайне завидуя этой способности? Что бы ни говорили медики о влиянии половых гормонов на зарождение этого чувства, главное, все же, происходит не ниже пояса, а в голове. Счастливая любовь, находящая счастье в самой себе и в благополучии любимого человека, имеет исток даже не во младенчестве, а еще ранее – во внутриутробном развитии младенца. Последний триместр беременности, когда сформировались все органы и системы, когда происходит их «дозревание» и подготовка маленького человечка к выходу в новый, огромный и невероятно интересный мир, проходит под знаком взаимоотношений будущей мамочки с этим миром. Помните: еще не родившийся ребенок слышит все, что вы говорите, и даже то, что говорят вам, он, в отличие от окружающих, знает, как вы ко всему этому относитесь, и после рождения будет вести себя в соответствии с тем, что узнал от вас в эти три долгих месяца. «Как?» - спросите вы. Очень просто: ваши эмоции вызывают почти моментальный выброс гормонов в кровь, а кровь у вас «общая», и ваше настроение спустя несколько минут передастся ему. Неприятный разговор, пугающая ситуация – адреналин в крови – малыш пугается вместе с вами, и, безусловно, запомнит тот голос, что так вас огорчил. Скандал, выброс норадреналина – малыш будет относиться к вашему оппоненту, как к потенциальному врагу, даже если позже вы с ним помиритесь. Будущие папаши! Если хотите через десять лет получить ершистого подростка, который не будет вас ставить ни в грош, давайте, ссорьтесь с беременной женой, малыш все запомнит. Но если ваша любимая женщина счастлива рядом с вами, то и для ее ребенка вы станете непререкаемым авторитетом и главным заступником. Потому что есть и «гормоны счастья» - энкефалины и эндорфины, и их действие сильнее любых других на человеческий мозг. Они накрепко запишут в подсознании вашего ребенка голос человека, что сделал его маму счастливой. Да, кстати, то же самое относится к будущим бабушкам и дедушкам: как бы вы ни относились к своей дочери/невестке, постарайтесь не ссориться с ней в эти три месяца, иначе новорожденный младенец будет верещать, как поросенок, от одного вашего голоса, а лет через десять начнет вам пакостить так, что мало не покажется. В конце концов, это ваше продолжение, ваше послание в будущее, не плюйте же в вечность!


2. Первый год, знакомство с миром.

Вот он, ваш ребенок, ваше сокровище с красным личиком и разъезжающимися глазками. Ему всего-то несколько минут от роду, но он уже многое понял. Во-первых, мир велик, страшно велик! Вокруг него – воздух, холодный, терпкий на вкус, он заполняет легкие, и они расширяются, захватывая новую порцию этого неизведанного вещества, которое впитывается в кровь, пьянит, будоражит сознание. У новорожденного ребенка гораздо больше гемоглобина, чем у вас, так что первые минуты своей жизни он проводит, опьяненный воздухом новой жизни. Это сполна компенсирует ту боль и все те неприятности, что он претерпел при рождении. Первый крик ребенка звучит в мажорном ладе, он входит в мир оптимистом, и в вашей власти сделать его способным испытывать счастье от любых мелочей, но вы можете сделать его и несчастным на всю долгую жизнь.

До рождения вы были основным источником информации для него, сейчас вы становитесь главным интерпретатором всего происходящего. Целый год он будет следить за каждым вашим взглядом, вслушиваться в каждую вашу интонацию, и научится относиться к миру так, как относится его мама. Он прекрасно чувствует ваше настроение, даже когда вы находитесь в другой комнате, а когда вы рядом, то, кажется, даже мысли ваши читает. То захнычет, то улыбнется, и все время проверяет, как вы на это отреагируете. В соответствии с этим и действует.

Если к полутора годам вы имеете законченного скандалиста и истерика, это значит только одно – вы сами его так воспитали: сперва уделяли недостаточно внимания, а потом брали на руки только тогда, когда заходился в плаче. Почаще бы говорили с ним, когда он улыбается! Улыбались бы в ответ, брали на руки – получили бы ангела во плоти, а не хитроумного манипулятора. Не говорю о том, что не надо подходить, когда плачет, надо, но не подходить, когда улыбается и гулит – полный идиотизм.

Об информации. Младенца до года ею «перекормить» нельзя – он просто заснет, когда «наестся». Все время, пока ребенок бодрствует, ему надо давать пищу для размышлений, она важна для его развития не меньше, чем грудное молоко. Но, как младенца нельзя кормить абы чем, так и «грузить» его мозг чем попало не стоит.

Разговоры, песни, музыка, тихая и мелодичная – вот она, первая пища для младенческого ума. Если вы на прогулке, хватит уличного шума, если дома, то, занимаясь своими делами, пойте вполголоса, говорите что-то приятное ему, а если уже язык во рту опух от таких разговоров – включите что-нибудь, что любите сами, но не на полную громкость. Если ему не понравится, он тут же вам это покажет – расхнычется. В этом случае смените музыку. Помните – она должна звучать с той громкостью, которая не разбудила бы вас, если бы вы спали. Однако если он заснет, музыку выключайте.

Тактильное восприятие – второе, что включается в работу по сбору информации. Мягкое-жесткое, теплое-холодное, пушистое-гладкое. Это он ощущает с рождения всем своим телом, а, как только начнет тянуть ручки к предметам, считайте, начался активный сбор информации. Так удовлетворите его интерес! Четвертый месяц жизни определяет, насколько инициативным станет ребенок в будущем. Поэтому не пеленайте его с ручками задолго до этого, а с трех месяцев распашонки должны быть с «открытыми» рукавами, ни в коем случае не «глухие», иначе потом не оберетесь трудностей в его воспитании: от развития речи до приучения к труду. С аллергией надо бороться другими способами. Ну, сами подумайте, каково вам самим, когда чешется, а почесать невозможно. Это – такой стресс, что только ребенок с его крепкими нервами и выдержит, но и для него подобное не проходит бесследно. Сделайте так, чтобы не чесалось, а не так, чтобы не расчесывал, где чешется. Подберите подходящую пищу, снизьте температуру воздуха на три-пять градусов, выкиньте из комнаты все лишнее барахло и разнообразные пылесборники, воспользуйтесь, в конце концов, народными средствами. Но не связывайте младенцу руки!

Да, кстати, игрушки должны быть не только приятными на ощупь, но и просто красивыми. С четырех месяцев младенцы обожают дергать дам за серьги и цепочки, когда те берут их на руки. Наберите побольше красивых пуговиц и крупных бусин, закрепите их надежно на веревке и повесьте рядом с натяжной погремушкой, так, чтобы мог достать рукой, но не дотянул до рта – увидите, что он выберет. Купите или сделайте сами красочный мобиль, повесьте под потолком, где ребенок будет видеть его, не напрягаясь и не закатывая глаза, и скандальный плач станет редкостью. Кажется, немного усилий, и на порядок меньше проблем.

Если же и в этом случае время от времени дитя заходится в плаче, кормленное и в сухих пеленках, значит, у него просто что-то болит. Чаще всего болит живот, от слишком жирного молока некоторых малышей пучит, а от детских-то смесей – через одного у «искусственников» проблемы. Многие из них в еде переборчивы, и это понятно – у «искусственников» желудочно-кишечный тракт работает с перегрузкой, лучше слегка недоесть, чем съесть «не того». Придется вам поискать, что полезно и одновременно приятно на их вкус. А не на ваш. Потому что могут отвергать подслащенный творог и предпочитать всему остальному кислющий бифилин – их право.

Ползунки и пеленки. Чем меньше у маленького человечка препятствий для болтания руками и ногами, тем скорее он развивается. Оптимально вообще ничем не связывать ножки, если, конечно, нет каких-то серьезных отклонений. Но уж, если в комнате прохладно, ползунки предпочтительнее, и чем раньше – тем лучше. Ребенок сам себе будет устраивать разминки, болтая ногами, а вы можете стать инициатором этого, с самого рождения тренируя его. Всякий раз, когда перепеленываете новорожденного, прижимайте ладони к его пяткам, и он будет «отпихиваться». Приподнимая после кормления, чтобы отрыгнул воздух, учите «держать головку», несколько мгновений не поддерживая ее рукой. Когда исполнится три месяца, повесьте на натяжную погремушку несколько пластмассовых ярких браслетов, и ребенок получит первый силовой тренажер. Не бойтесь, что ребенок перетренируется, младенец лишен ваших предрассудков насчет красивой фигуры и здорового образа жизни, как только устанет, он прекратит это занятие.

Начал ползать? Расширьте поле его деятельности, предоставив манеж, особенно, если его площадь намного превышает площадь кроватки. Но это только на первых порах. «Детка в клетке» к концу первого года напоминает уже маленького зверька в неволе. Найдите время, чтобы последить за ребенком, ползающим по комнате, ничего, что на полу холодно, пока он активно двигается, не простынет. Лучше пресекайте контакты с заболевшими ОРЗ родственниками, заразиться ему гораздо проще, чем простудиться. Пусть хотя бы повязки надевают в этом случае, а не тычутся сопливыми носами в его личико, не кашляют на него и не хватают грязными руками. Кстати, повязки можно раскрасить фломастерами, и тогда такая неприятная вещь, как сезонная эпидемия респираторных инфекций хоть немного смягчится импровизированным маскарадом. Оптимистов болезни обходят, а к мрачным типам пристает любая зараза.

Вперед, мамы и папы, бабушки и дедушки! В вашей власти вырастить ребенка здоровым, счастливым и уверенным в себе!


3. Поиграем! (от года до трех)

Сколько человек живет, столько он учится и играет. Эти две функции присущи не только человеческому поведению, все высшие животные в той или иной мере обучаемы и склонны к игре, но лишь человек учится и играет всю жизнь. Игра – имитация реальности, ее облегченный, упрощенный вариант, но более насыщенный значимыми событиями и менее отягченный бытовыми проблемами. К тому же, игровые «трагедии» переживаются значительно легче оттого, что происходят они не с нами-настоящими, а с нашим героем. Согласитесь, «умереть» на игре и погибнуть взаправду – совсем разные вещи. И лучше иногда отрепетировать геройство и несчастную любовь на импровизированной сцене, чтобы в реале счастливо их избежать, и, «наевшись кактусов» до отвала, спокойно завалиться в койку с чувством, что не так-то уж страшны завтрашние неприятности по сравнению с затоплением Нуменора.

Совершенно особую роль выполняют азартные игры, полностью лишенные подобия реальности, но дающие человеку то, что он недополучает в обыденной жизни – риск, напряженную работу ума (в карточных играх) или страх и надежду ожидания (в играх по типу рулетки), и, в завершение, радость победы или горечь поражения, причем и то и другое человек испытывает не без повода – на кону-то его собственные деньги(!), а не призрачное владение в виртуальной стране.

Игры делят на разные категории по различным признакам, но мы разделим их так, чтобы нам было удобно рассмотреть их роль во взрослении детей и обучении их реальной жизни.

Первый, самый простой вид игр – игры манипулятивные. Простые, как катание машинки, более сложные, как запуск волчка, прямо-таки цирковые номера с йо-йо, или чисто спортивные, как прыжки через скакалку «просто так», без соревновательного элемента.
Каково взаимодействие? Человек – предмет.
Какова цель? Ощутить свойства предмета и собственного тела, отточить моторику и глазомер.
Каковы действия? Монотонные, повторяющиеся с незначительными вариациями.

Второй, более сложный вид игр – игры созидательные. От простой имитации трудового процесса до приводящих к реальным результатам, таким, как самодельная вазочка или самошитная ночнушка.
Взаимодействие: человек – предмет, человек – материал.
Цель: преобразование материала, придание предмету соответствующей формы.
Действия: от простейших, вроде набивания формочки песком до таких сложных, как фигурная строчка на швейной машинке и работа на гончарном круге. Кстати, все изобразительное искусство – это в большой мере созидательная игра, ведь результаты его обычно не имеют практического применения и оцениваются нами только с точки зрения красоты формы и передачи мыслей и эмоций автора, а это, согласитесь, больше связано с игрой и неформальным общением, чем с добыванием хлеба насущного.

Третий вид игр, предполагающий, в отличие от двух первых, теснейшее общение игроков – игры соревновательные.
Взаимодействие: человек – человек.
Цель: быть лучше других, победить.
Действия: как требующие силы и выносливости, вроде соревнований в беге или в поднятии тяжестей, так и ловкости, меткости, различных умений (вся легкая атлетика и большинство дворовых игр, стрельба, фехтование, да много еще всего). Но есть еще и соревновательные игры иного рода, где главное – интеллект, ум, а совсем не сила и не только знания. От вреднющихых загадок – к школьным олимпиадам, и к великой «Диспуте», изображенной Рафаэлем, где мы становимся незримыми соседями Сократу и Диогену, Платону и Аристотелю. К соревновательным принадлежат и все азартные игры, а также, частично – вырожденные ролевые, типа манчкинс.

Четвертый вид игр – ролевые. Они не только объединяют в себе элементы всех предыдущих, но и вносят в игру жизнеподобие, играешь ли ты в дочки-матери, в мужичков-пожарничков или в янки при дворе короля Артура. В любых, самых невероятных играх ты репетируешь жизнь. Не так уж разнообразны ее основные темы, не так уж много ролей, которые в ней можно сыграть. Дети пробуют все, невзирая на «черно-белую» специфику некоторых игр: при распределении ролей замечаешь, что среди популярнейших присутствуют Баба-Яга, миледи Винтер и страшлый и ужаслый Саурон. Что это? Стремление нарушать законы законным образом, «по игре»? Желание справедливости, требование выслушать противоположную сторону в несправедливом «суде истории»? Или отвержение самого деления на «черное» и «белое», которым мы все перекормлены с детства? Как бы то ни было, «казаки» и «разбойники» собирают примерно равное количество участников. А то, что в ролевые игры все чаще играют взрослые люди, показывает, что потенциал их далеко не полностью востребован повседневной жизнью, есть желания и силы, но нет возможности их приложить. Это совсем неплохо, хуже было бы в противоположном случае: уйма возможностей, но ни сил, ни желаний, ни душевного потенциала не осталось, чтобы их реализовать.

Так кто в какие игры и когда играет?

До полутора лет ребенок учится манипулировать с предметами, осваивает, подчиняет себе окружающий его мир детской комнаты и свое тело. От манипуляций с погремушками, шариками и колечками переходит к манипуляциям с кубиками и пирамидками, от пассивного разглядывания и ощупывания предметов – к их разбиранию-соединению. Согласитесь, положить кубик в ведерко – манипуляция гораздо более сложная, чем погрызть тот же кубик или швырнуть его на пол. Манипуляции, усложняясь, мягко подводят ребенка к созидательным играм, часто невозможно определить, где кончается манипуляция и начинается созидание. Сборка-разборка пирамидки – это манипуляция или созидание? Хотя ничего нового и не получится, но созидательный элемент в этом действии налицо. А кубики? Складывание кубиков «просто так» - типичная манипуляция, попытка что-то построить из них – начало созидательной игры. А вот игрушка-конструктор может заключать в себе больше манипулятивного элемента игры, чем созидательного. В этом смысле показательны конструкторы «Лего» из которых можно собрать только то, что изображено на картинке. Поневоле вспомнишь былой чешский конструктор, из которого сам в детстве строил «дома», «дворцы» и «заводы».

В этот период стоит давать ребенку как можно больше разных предметов, а не только игрушки, но не сразу, а по одному-два в день. Однотипных можно давать и больше, особенно – после года. Дети обожают играть с посудой – дайте ему пару кастрюль и черпак, подставьте к мойке стул и пусть играет с водой, переливая ее из кастрюли в кастрюлю. Ему – час-полтора увлекательного занятия, вам – час-полтора свободного времени. Пошли на прогулку – наберите камушков-голышей, веток, шишек. Пусть играет не только с песочком, тем более что в это время он не может еще самостоятельно делать куличики. Собираетесь домой – захватите с собой часть «природного материала», который сможете помыть и приобщить к игрушкам. Если сам что-то захочет взять домой, пусть тащит. Как наиграется, выкинете, но не делайте этого слишком рано, обиды и слез будет море.

В это время дитя манипулирует не только с игрушками, он манипулирует и с людьми, познавая реакцию окружающих на себя и свои поступки. О младенческих манипуляциях сказано выше, сейчас стоит поговорить о формировании понятия свое-чужое, которое потом будет определять поступки и ребенка, и подростка, и взрослого человека. Если вы не хотите видеть своего ребенка воришкой в супермаркете, подростка – малолетним бандитом, отбирающим у младших игрушки и карманные деньги, с года постепенно подводите его к тому, что многие вещи брать нельзя, потому что они чужие. Нет, ЧУЖИЕ. Демократия начинается не с социальных преобразований, а с уважения людей к чужой собственности, чужим убеждениям, чужой личности. Если вам по душе разумный и законопослушный гражданин, а не отморозок с большой дороги, не позволяйте ребенку отбирать игрушки у других детей и сами не отбирайте у него его вещи. До тех пор, пока ваш ребенок не начал взаимодействовать с другими детьми в игре, не пытайтесь научить его «делиться игрушками», это приведет к размыванию границ дозволенности или к неуверенности в том, что у него вообще есть что-то свое. Если позволяют габариты квартиры, выделите ему также место, которое будет «только его», хоть уголок, и где он может делать все, что ему заблагорассудится. Периодически придется там прибираться и, может быть, переклеивать обои, но, думаю, рисунки на стенах вполне можно вытерпеть, если они присутствуют в «концентрированном» виде на двух квадратных метрах стены, а не равномерно рассеяны по всей квартире.

Вандализм. Ребенок ломает игрушки, причем делает это нарочно, со вкусом, отрывает руки-ноги у плюшевых зайцев, рвет книги, прокалывает мячи карандашом, разбирает машинки по винтику. Одни дети проходят этот период, другие – счастливо минуют его. Это не правило, но и не исключение, это встречается часто и является особенностью взросления некоторых детей. Причины тут может быть три, вам необходимо выяснить, какая преобладает, и действовать в соответствии с этим.

Любопытство. Малыш примеривается, крутит в руках игрушку, рассматривает ее, ковыряет пальцем, по нескольку раз поворачивает все движущиеся части, а потом отдирает что-нибудь и заглядывает вовнутрь. Самая невинная причина детского вандализма. Купите разбирающиеся игрушки, и побольше, а те неразборные, что уже есть – ничего не поделаешь, пусть доламывает. Новых аналогичных не покупайте, пока страсть к «разбирательству» чуть-чуть не утихнет. Если будет просить и хныкать, объясните, что у него уже есть, и укажите на сломанные. Действует лучше любых наказаний.

Манипуляция с людьми, а, конкретно – с вами. Ребенок дожидается, пока вы войдете в комнату, хватает игрушку и с невинным выражением лица раздирает ее или бьет об стену. И все время смотрит на вас. Дождались! Ребенку не хватает эмоционального общения с вами, может, и на повышенных тонах, и не хватает ему явно «неприятностей», сердитостей, крика, хотя, наверно, и ласки тоже. Ваш ответ? Не реагируйте, отвернитесь и идите по своим делам. Пусть поймет, что таким макаром ему от вас ничего не добиться. Но для себя сделайте вывод. Не только ласкайте ребенка, хотя, может, долю ласки стоит увеличить, но и рассказывайте ему что-нибудь «страшненькое», вроде «серенького козлика», делайте это эмоционально, оскаливаясь и рыча как волк, а он пусть на мгновение почувствует себя тем самым козликом, испугается. Кстати игра «сейчас тебя съем», или, в более старинном, архаическом варианте - «выем-выем потроха», в которую наши бабушки когда-то с нами играли, вполне отвечает необходимости детей испытывать отрицательные эмоции.

Вандализм ради вандализма. Ребенок ломает игрушки «просто так», наслаждаясь процессом разрушения. Что ж, это – тоже манипуляция, только весьма однобокая. Если она сравнительно редка, просто проигнорируйте ее, ну что ж, бывает. Если вошло в привычку – пожурите, не покупайте в течение некоторого времени аналогичных игрушек. «Играй тем, что сломал». Если же эта манипуляция – почти единственная, которой он пользуется, если еще она сочетается с агрессивностью в отношениях с людьми, то полундра!: у ребенка начался эмоциональный перекос. Прежде всего, проанализируйте отношения в семье, не находитесь ли вы со своими ближними в состоянии «холодной войны», изредка перетекающей в «горячую», со скандалом и рукоприкладством, или, наоборот, вы общаетесь, как чужие люди, вынужденно сосуществующие в одной квартире, холодно и равнодушно. Измените среду – изменится и ваш маленький человечек, пусть не сразу, но прогресс будет. Не можете наладить добрые отношения дома – идите с ребенком к подругам, заранее предупредив их, чтобы убрали подальше все более-менее ценные предметы, и общайтесь с ними по душам. Чем чаще, тем лучше. Хорошая подруга поймет и поможет, тем более что помощь эта будет заключаться лишь в долгой и эмоционально теплой беседе с вами, лишь бы ваш ребенок все это наблюдал и прочувствовал. Нет такой возможности – идите в лес, в поле, на луг, природа лечит страдающую душу не меньше, чем теплые отношения. Найдите повод радоваться жизни, тогда и ваш ребенок перестанет ей мстить. Моя дочь выросла, как капуста – на огороде, ибо дома у нас был кошмар, и сломала нарочно за все это время пару-тройку игрушек, когда была в жуткой обиде. А врожденной агрессивности (ярко выраженная норадреналиновая реакция) у нее хоть отбавляй.

Кстати, если не исправлять эмоциональные перекосы, ваш маленький вандал станет весьма неуравновешенным подростком, а потом – глубоко несчастным взрослым, который будет плодить таких же или еще более несчастных детей.

Уже к двум-двум с половиной годам помимо манипулятивных игр у вашего ребенка должны появиться игры созидательные: от собирания пирамидки – к домику из кубиков, шалашику из веток, от раскапывания и разбрасывания песка в песочнице – к куличикам и норкам. Помогайте ему созидать, глядя на вас, он научится. Если не получается с первого раза (как правило), возьмите его руку в свою и покажите, как действовать. Не настаивайте на получении качественного результата – в это время дети еще не могут долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, обучение может растянуться на многие дни и состоять из однотипных попыток с повторяющимся неудовлетворительным результатом. Какой бы маленький прогресс ни был в этом достигнут, хвалите малыша и не бойтесь перехвалить. Но если прогресса нет, похвалы быть не должно, только, пожалуйста, не ругайте. Заметьте вскользь, что, если бы он последовал вашему совету, все получилось бы значительно лучше.

Почаще выводите его из «каменных джунглей» на природу, пусть даже эта природа – кусок загаженного собаками пустыря. Можно набрать веточек и разжечь костер – детям нравится смотреть на огонь, они с удовольствием помогают собирать «горючие материалы», к тому же, играя с маленьким костром, проще и безопаснее выяснить, что огонь – вещь опасная и может очень больно обжечь, чем с конфоркой газовой плиты дома, где одно неосторожное движение – и случится беда. Только одежду на ребенка надевайте хлопчатую, джинсовую или «туристическую», волосы убирайте под шапку, иначе подобный опыт может слишком дорого обойтись. Рассказывайте, что может огонь, и где используется горение и даже взрывы в промышленности и в быту, и к чему может привести нарушение техники безопасности. Не думайте, что он маленький и ничего не поймет, говорите простыми словами и короткими предложениями, вы будете вознаграждены впоследствии, когда ему стукнет семь-восемь лет, и часть времени он станет проводить в компании сверстников без какого-либо надзора со стороны взрослых.

Если есть хоть кусочек земли под окнами дома, вместе с ребенком раскопайте его и посейте что-то простое в уходе, вроде календулы, космеи или газонной травы. Можно сделать из камней «альпийскую горку» и положить пару причудливых коряг. Главное, чтобы вы сами потом не забыли про это, в жару поливали цветы, а, когда расцветут, показали ребенку и сказали ему: вот, смотри, что у нас с тобой получилось.

Если есть поблизости речка или ручей, но не гнилое болото, приходите туда, взяв с собой кораблики, сделанные из щепок. Смастерить их вовсе нетрудно: прокрутить дырку в досочке, вставить туда ветку, нацепить на нее парус из газетного листа, а снизу на доску можно налепить киль из пластилина. Корабль готов! Устойчивый, повышенной плавучести и прочности по сравнению с бумажными. Если не хотите потерять свое «произведение искусства», привяжите к основанию мачты длинную веревку, можно будет подвести к берегу, когда надоест бежать за ним. Вариант: можно сделать одноразовые кораблики, которые не намокнут, надо только смочить бумагу растительным маслом, прежде чем будете складывать ее. Только не переборщите, она не должна блестеть и истекать им наподобие блина.

Весна – отдельный разговор. Столько воды, что можно просто обалдеть от такого количества разнообразных игр с ней. Протоки, запруды, озерца – вот неполный перечень того, что можно сделать обычной лопаткой.

Огонь, земля и вода освоены. Остается воздух, небо. Самолетики, вертолетики, птички-журавлики, «бочки» и бумажные голуби. Наберите старых газет и начинайте делать всю эту ерунду в диком количестве. Ребенок тоже пусть складывает, и ничего, что поначалу ничего не получится, тут важно участие. Потом идите на улицу, забирайтесь на горку и запускайте. Удовольствие получите прежде всего сами, а уж ребенок будет в восторге. Помните, для созидательных игр восторг от результата деятельности – самое главное, он побуждает продолжить эту игру.

Где-то к трем годам ваш ребенок начнет регулярно общаться со сверстниками, а не только бросать взгляд на красивую девочку или давать тумака соседу в песочнице. «Коллективисты» начинают знакомиться и общаться раньше, уже в два года можно заметить, как они кучкуются по двое, по трое, затевая какую-то шкоду. Моя дочь и ее приятель, когда им было по два с половиной года, любили играть в пожарников, выливая на стену дома, дорожки и самих себя ведерками где-то полбочки ледяной воды, и это – осенью, в лютую холодину. Когда я замечала плеск воды, шкодники уже бывали мокрыми с головы до ног, и оставалось только тащить их домой, переодевать и отогревать. К трем годам только самые «сосредоточенные в себе» не делают попыток играть со сверстниками, но игра не у всех получается.

Этому ведь тоже надо учиться. Сперва ребенок играет с родителями и воспитателями, после, если повезет – со взрослыми детьми, и лишь потом, набравшись опыта, может играть со сверстниками. Первый партнер детских игр своего ребенка – вы. А самая первая соревновательная игра – догонялки. Очень полезная, кстати сказать. Если вы пошли гулять без коляски, а ребенок устал и не хочет идти, просится на руки, крикнете «догоняй!» и мелкими шажками бегите от него. Погонится, догонит и побежит от вас. Так и дойдете до дома. Вообще, прогулочной коляской с полутора лет лучше не пользоваться. Отучает ребенка действовать, а из некоторых, особо продвинутых личностей, воспитывает ленивых созерцателей. Лучше лишний раз взять на руки, немного понести и снова опустить на землю: отдохнул – дальше иди. Но если уж действительно далеко идете, берите коляску, иначе не захочет потом и на соседнюю улицу уходить.

Многое, что ребенку лень или неинтересно делать, он выполнит и без вашего окрика, если в этом будет соревновательный элемент. Кто быстрее соберет кубики? Кто сложит в ящик больше игрушек? И комната убрана.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ