Рябиновая аллея

Людмила Герасенова
 Впрочем нет, все именно так и было...
 Ту рябиновую аллею они посадили осенью ,той осенью перед самым призывом его в Армию .Она вся печальная такая с нехорошим предчувствием шла с ним в сад через увядающий лес .Было тепло ,сыро ,ветренно, накрапывал дождь и среди высоченных корабельных сосен дрожали, гнулись на сквозном ветру тоненькие рябинки.
Казалось, не дождинки катились по их листикам ,а слезинки .На душе у нее было тоскливо, пасмурно ,и она, не осозновая что делает ,отчаянно начала выдергивать из влажной земли ,прикрытой хвоей ,тонкие стебельки рябинок, прижимала их к груди ,будто пытаясь защитить от ветра. Он взял из рук ее ровно половину. В сад пришли грязные ,мокрые и под моросящим дождиком копали ямки, рассаживали рябиновые прутики вдоль забора ,привязывали к колышкам ,чтобы не сломал ветер ,носили с Исети воду и поливали .Аллею они выхаживали до самой его отправки в Армию.
 На вокзале было шумно ,кто-то плакал ,кто-то кричал ,молодые нестройные голоса пели:" Не ходил бы ты ,Ванек, во солдаты " .А потом был внезапный гудок и какая-то судорожная суета на перроне.
Она ,вдруг съежившись, потянулась к нему, чмокнула в щеку и поспешно отвернулась ,чтобы не видеть слез провожающих и скрыть свои .Он тоже ,глядя поверх голов, еле сдерживаясь ,выдохнул еле слышно:" Я вернусь, мама!"
Уже когда состав тронулся ,она дала волю слезам ,плакала навзрыд ,безутешно, еще не зная ,но уже предчувствуя ,что ее мальчика увозят на настоящую войну.
 Колеса гремели как набат, и уже откуда-то издалека будто из другого измерения ,ей все слышалось:" Я вернусь ,мама!"
Как добралась домой она не помнила -все в сером тумане .С этого времени жизнь для нее остановилась .Она машинально шла на работу ,машинально что-то говорила своим ученикам ,машинально листала их сочинения -все делала автоматически ,жила от письма до письма.
 " Где же видано, чтобы за рябиновой аллеей так неистово ухаживали ,прямо как за детьми ,и ведь ягоды-то ее горькие",- говаривали за ее спиной.
Через пять месяцев он написал:" Нас готовят для Афгана приезжай вдруг не увидимся."
И она помчалась в далекую Прибалтику ,в Пренай .Была весна ,слякоть .Его отпустили к ней на неделю ,все это время смотрела она на него говорящего ,гуляющего, спящего ,не пропускала ничего.
Потом было расставание .Его ждала война ,а ее-их аллея в саду .
С деревцами делилась она мыслями ,жаловалась ,когда долго не было писем ,им же и читала его коротенькие послания .Подросшие и окрепшие рябины вместе с ней ждали его и чудилось ей в их шелесте :"Я вернусь, мама!" В городской газете она прочла ,что в их город привезли Сережу Позднякова в цинковом гробу ,он учился вместе с ее сыном и вместе служили .Теперь она жила как на вулкане в постоянном ожидании беды.
Задыхаясь в пустом садовом домике, глотая нитроглицерин ,читала его редкие письма и шептала сквозь слезы :"Будь осторожен ,внимателен ,вгрызайся в землю ,выживи !"Шептала ,что уже лето ,что все его ждут ,убеждала что ,если с ним что-нибудь случится ,она умрет .
 Шли дни ,недели ,месяцы ,зимы ,весны ,она уже потеряла счет времени и чудилось ей ,что это не листочки опадали с их рябин, а падали юные мальчики на полях войны.
Последняя осень была особенно тяжела. Сын писал ,что не пришло пополнение и их задержат.
 В саду дул холодный ветер ,шел колючий снег ,замерзшую землю укрыл разноцветный ковер .Один-единственный лист задержался на материнском лоне ,и она умоляла его:" Держись ,не падай !"Но и он упал .Как дурнота к горлу подступила ужасающая паника .Сердце ее готово было разорваться. В смятении покинула она сад и ,добравшись до дома ,собрав его вещи :рубашки ,маечки ,носки стала стирать ,повторяя как заклинанье:" Вернись ,вернись!"
 В этот момент задребезжал звонок и ,рассыпая полузабытый звук шагов, вошел сын .Сильные руки сына подхватили ее, губы его прошептали :"Я вернулся ,мама, я же обещал"
 Мир для нее ожил ,она второпях, захлебываясь словами ,начала рассказывать ему что-то несвязное ,и он понял только ,что их рябиновая аллея жива .