Сальери и Моцарт

Владимир Павлов
Все говорят: нет правды на земле….
                А.С. Пушкин Моцарт и Сальери



 Мифы и фальсификации существуют с тех пор, как появилась письменность. Соответственно с ней появилась и интерпретация исторических событий.
Вот один из самых живучих примеров. Отравление Моцарта его соперником, итальянским композитором, жившим в Вене, Антонио Сальери (1750-1825). Откуда взялась эта версия – неизвестно, но жива до сих пор. Музыканты всего мира в течение долгого времени (почти два века) отказывались исполнять произведения Сальери. Лишь недавно этот негласный запрет был снят и зазвучала музыка Сальери.

Антонио Сальери талантливый композитор, написавший множество опер, кантат и других произведений. По характеру он был веселым и добродушным человеком. Вполне естественно, что он подружился с Моцартом. Сальери преклонялся перед инструментальной музыкой Вольфганга Амадея, но считал себя более успешным в написании опер. Оставим этот спор на усмотрение музыковедов и меломанов, у которых наконец-то появилась возможность для сравнительного анализа. При прослушивании музыки Сальери, у меня сложилось мнение, что Антонио Сальери не уступает таким прекрасным композиторам, как Скарлатти и Перголези. Но это мое личное мнение. На самом деле, никаких видимых оснований при жизни Моцарта для зависти со стороны Сальери не было. Композиторы не были соперниками в области инструментальной музыки (Сальери почти не сочинял таковой), что же касается оперы, то Моцарт отнюдь не рассматривался современниками как оперный композитор номер один. И Сальери, и несколько других современных Моцарту мастеров, например Мартин-и-Солер (Martin y Soler, Vicente, 1754-1806), Паизиелло (Paisiello, Giovanni, 1740-1816) имели в этом отношении куда более высокую репутацию, в том числе и у императора Иосифа.

Итак, принято считать, что ненастным декабрьским днем 1791 года, ни одна живая душа не проводила Моцарта в последний путь на кладбище Святого Марка в Вене. Даже жена Констанца. Неправда! Был один человек, сопровождавший гроб с телом друга Вольфганга в глубокой скорби. Антонио Сальери.

Моцарту не удалось исполнить три свои последние симфонии. Спустя год после его смерти это сделал на благотворительном концерте в Вене Антонио Сальери.
Сальери давал уроки сыну Моцарта Францу Ксаверию. Правда, тот не унаследовал и малой доли таланта и славы гениального отца.

Сальери был прекрасный педагог. И у него были великие ученики: Бетховен, Шуберт, Лист, которые  очень чтили Сальери. Известна записка, оставленная в двери его дома, когда хозяин отсутствовал – «Приходил ученик Бетховен». Вы можете себе представить – гениальный Бетховен, назвавший себя его учеником! Шуберт сочинил кантату, посвященную учителю. Пять его знаменитых песен на стихи Гете посвящены Сальери! Наконец, Сальери возглавлял фонд помощи вдовам и детям-сиротам умерших музыкантов. А теперь решайте и думайте, кто он Антонио Сальери? Злодей или преданный друг?


Можно еще привести  огромную кучу рассуждений, доказательств, мемуаров, ссылки на статьи. Мне показалось это ненужным делом.
Пушкин? Поэт, услышав этот сюжет,  гениально  использовал  его для своей трагедии. Прав он, или не прав, но его произведение давно живет самостоятельной жизнью, оставив неразрешимым вопрос:  «А гений и злодейство  — Две вещи несовместные. Не правда ль?»