Искусство быть немного другим

Николай Семченко
Читатели, наверное, заметили на страницах многих газет эмблему всероссийской акции «Читают все!». В ней участвуют более пятьдесяти региональных изданий. Задачи акции - возродить интерес к качественной литературе и познакомить читателей с умными и интересными новыми книжками. Книга - это всегда интересно и актуально. Но, как это ни прискорбно, в последнее время они проигрывают телевидению, радио, Интернету, кино. Между тем, книги, по которым снимают кинофильмы, иногда гораздо интереснее того, что видим на экране.
Спилберг плохих фильмов не делает. К ним можно относиться по-разному, но одно совершенно точно: их ставил мастер. Однако при всём том его лента «Поймай меня, если сможешь» восторга у меня не вызвала.
Тому есть две причины: не терплю жуликов, которых возводят в ранг национальных героев. Вторая: главную роль в фильме играет Ди Каприо, который, увы, и в подмётки не годится нашему Остапу Бендеру в исполнении, допустим, Сергея Юрского. Впрочем, может быть, герой Ди Каприо - король мошенников ХХ века Фрэнк У. Абигнейл - вовсе и не обаятельный, умный и невероятный Остап Бендер? Трудно представить, чтобы сын турецкоподданного после всех своих проделок стал преуспевающим бизнесменом. Фрэнк У. Абигнейл стал одним из самых признанных во всём мире специалистов по защите документов от подделки. Более того, учит других, как защититься от таких мошенников, каким некогда был сам.
Потому, когда я увидел его книгу «Поймай меня, если сможешь», сначала решил: читать не буду, потому что с меня и фильма хватит. Но, листая томик, случайно выхватил взглядом фразу: «Скромность никогда не была моей добродетелью, впрочем, в то время и добродетель не относилась к моим добродетелям». И она меня зацепила. Такое не мог написать человек скучный.
В общем-то сюжет книги довольно прост: он строится по принципу «пошел туда, сделал то-то, после чего случилось вот это, а я решил заняться тем-то…». Ну, что тут интересного? А ведь захватывает! Потому что автор всегда был тем, кем хотел быть. Многим ли из нас это удаётся в жизни? А ведь всё достаточно просто: нужно быть внутренне свободным, легче относиться ко всяким жизненным «заморочкам», и когда кажется, что попал в безвыходную ситуацию, суметь улыбнуться и примерить новую маску. Ибо, как это ни банально, весь мир - театр, а люди в нём - актеры. Вот только мы об этом забываем.
А Фрэнк У. Абигнейл вовсю этим пользуется. Он поочередно становится пилотом, педиатром, помощником прокурора, профессором социологии, тюремным инспектором, финансистом. Ему нравится перевоплощаться в других людей. И нравится проделывать мелкие и крупные аферы, тщательно спланированные или спонтанные. Увы, они гораздо прозаичнее проделок нашего Остапа Бендера. Всё-таки Фрэнк У. Абигнейл прагматичный американец. Но он умеет быть тем, кем хочет. Вот в чём вся штука! А вовсе не в тех миллионах, которые он заполучил при помощи своих тонких и парадоксальных махинаций.
Красавчик Ди Каприо сыграл в фильме совсем не того человека. Фрэнк У. Абигнейл другой. Если вам попадётся его книга, всё-таки почитайте её. Особенно хорошо она читается в том настроении, когда хочется хоть что-нибудь изменить в своей жизни, но не знаешь, как. Этот хитрец Абигнейл учит не воровать чужие деньги - он учит не бояться стать другим.
Кстати, сам автор книги считает, что «для съёмок фильма сошлась воистину невероятная команда профессионалов. Именно это убеждение и заставило меня в ответ на просьбу мистера Спилберга появиться на экране в эпизодической роли. Работа с такими талантливыми людьми доставила мне не меньшую радость, чем знакомство с ними».
«Если вдуматься, мысли мои о фильме совсем просты, - пишет он далее. - Я воспринимаю фильм как экранизацию всего лишь незначительной части моей жизни, основанную на книге, написанной более двадцати лет назад. Фильм должен быть развлекательным, передавая ощущение той эпохи в истории и уникального пути по ней. Я вовсе не считаю фильм биографическим, хотя он и точен во многих отношениях, и все жульничества и мошенничества мои собственные. Нет, я считаю его повествованием, основанным на моей жизни, повествованием, допускающим некоторые вольности ради того, чтобы превратить его в увлекательный и связный двухчасовой фильм. Я не рассчитывал - да, пожалуй, и не хотел - совершенно детального биографического отчёта о годах, проведённых мной в бегах, резюмированного в фильме. В конце концов, это лишь краткий период моей жизни, и, несмотря ни на какие ухищрения, открыть полную историю кино не способно».
И снова он прав: жизнь намного сложнее и поучительнее даже самого лучшего кино.