Подвиг дубель-шлюпки 2

Владислав Поваров
 


Все слышали и читали о героическом подвиге капитана II ранга Остен-Сакена, взорвавшего в 1788 году свой корабль, чтобы не стать вражеским трофеем, но время, увы, несколько сократило подробности. Поэтому рассказ капитана I ранга Николая Александровича Рыкачева, в 1886 году издателя “Кронштадтского Вестника” (в том же году был произведен в контр-адмиралы с отставкой), не мог утерять своей актуальнос-ти до сих пор.
Итак, “Кронштадтский Вестник”, № 13, от 29 января (10 февраля) 1886 года :

Кронштадт, 28-го января.
Из приказа по морскому ведомству, напечатанного в предыдущем номере нашей газеты, читатели уже знают, что строющийся в Николаеве минный крейсер назван име-нем Капитана Сакена, а строющиеся для черноморского флота к5анонерские лодки на-званы именами : Запорожец, Донец, Терец, Кубанец, Уралец и Черноморец. Имена слав-ных казачьих войск, расположенных по берегам рек и морей южных пределов России, хорошо известны каждому сколько-нибудь образованному русскому человеку. Каждый русский хорошо знает геройские подвиги наших казаков, отстаивавших в течении веков наши южные пределы от натиска турок и татар и так много способствовавших к окон-чательному завладению Крымом и берегами Черного моря, а потому имена эти, данные новым черноморским канониркам [так в тексте], покажутся каждому совершенно понят-ными. Совсем не то с именем миноносного крейсера Капитан Сакен. Имя это разумеется известно большинству наших военных моряков, но за то вне морской сферы оно совер-шенно непонятно и может быть даже неверно истолковано, вот почему нам кажется вполне уместным пользуясь настоящим случаем, напомнить об одном из самых выдаю-щихся геройских подвигов, которыми справедливо гордится наш флот.
Подвиг капитана 2-го ранга Рейнгольда фон-Сакена был совершен во время вто-рой турецкой войны, при Императрице Екатерине II. Война эта, как известно, нача-лась в 1787 году заключением нашего посла Булгакова в Семибашенный замок, а окон-чилась миром, заключенным в Яссах 29-го декабря 1791 года [по новому стилю - 9 янва-ря 1792 года]. По этому миру России был уступлен Очаков с полосой земли, лежащей между Бугом и Днестром. Эта кампания знаменита взятием штурмом Очакова, Измаила, Акермана [так в тексте] и Бендер и положительно чудными победами Суворова при Фокшанах и Рымнике, принадлежит к числу самых блестящих кампаний русской армии и потому ничего нет удивительного, если посреди славных и величественных побед на-ших сухопутных войск, деятельность горсточки моряков только что основанного кня-зем Потемкиным Черноморского флота, осталась незамеченной. Вот посреди этой дея-тельности и совершен был тот подвиг, о котором мы намерены сказать несколько слов.
Кампания 1787 года открылась на берегах Днепровского лимана. В лимане этом уже находилась наша новая Черноморская флотилия, а весь левый берег Днепра, с Кин-бурнской косой, был занят войсками знаменитого Суворова. Так называемая Екатерино-славская армия, под начальством самого князя Потемкина, подвигалась с севера, имея целью осаду Очакова. Известно, что Потемкин подвигался очень медленно и приготов-ления к осаде продолжались ровно год. Осень 1787 года ознаменовалась рядом отдель-ных стычек между турецкими судами, групировавшимися [так в тексте] на рейде крепос-ти Очакова и в устье реки Буг, тогда еще находившимся в руках турок, и русскими суда-













- 2 -

ми, стоявшими у Кинбурнской косы и владевшими устьями реки Днепра. Из этих стычек наиболее замечательна стычка 5-го октября, когда русская эскадра из 8-ми судов, под командою контр-адмирала Мордвинова, отогнала от Очакова турецкий флот, выгнала его из лимана и на другой день, 6-го октября, бомбардировала Очаков. Это было первое предостережение, данное Очакову со стороны русского флота.
Зима и первые месяцы 1788 года были употреблены князем Потемкиным на усиле-ние флотилии, находящейся в устьях реки Днепра и Днепровском лимане. С этою целью , между прочим, в августе 1787 года (ордер Потемкина от 17-го августа) капитану 2-го ранга Рейнгольду фон-Сакену поручено было с шестисотную командою рабочих отпра-виться в Польшу для заготовления лесов для корабельных построек. Исполняя поруче-ние князя Таврического, фон-Сакен изготовил на Днепре и вооружил восемь шлюпок и столько же барказов [так в тексте] и в апреле 1788 года возвратился в Херсон. Фон-Сакен принадлежит к древней курляндской фамилии (*) и был определен в Морской ка-детский корпус в 1766 году вместе с 4-мя братьями. Двое старших умерли от жабы, во время несчастной операции, произведенной корпусным доктором Горголе, а младшие - Рейнгольд и Адольф вышли в мичманы в 1772 году (смотри очерк истории Морского кадетского корпуса Ф. Ф. Веселаго - список стр. 15). До 1786 года Рейнгольд служил в Балтийском флоте. В 1777 году он был произведен в лейтенанты, в 1784 в капитан-лей-тенанты, а в 1786, находясь на фрегате Мария, был переведен в Черноморский флот. Как мы видели выше, он был лично известен князю Таврическому, как знающий и ис-полнительный офицер и значился советником интендантской экспедиции черномор-ского адмиралтейского правления, а в 1787 году произведен был в капитаны 2-го ранга.
Возвратившись в Херсон весною 1788 года, по окончании возложенного князем Потемкиным поручения, капитан 2-го ранга Рейнгольд фон-Сакен, в шутку называемый товарищами Христофором Ивановичем [теперь все авторы всерьез полагают, что это его настоящее имя], был назначен командиром дубель-шлюпки № 2-й, принадлежащей гребной флотилии принца Нассау-Зигена, только что перешедшего в нашу службу из французской. Эта флотилия, также как и эскадра парусных судов, под командою капи-тан-командора Паниота Павловича Алексиано, находилась под общим начальством ге-нерал-аншефа Александра Васильевича Суворова, командовавшего на левом берегу Днепра от Херсона до Кинбурна. Юный черноморский флот, действовавший в Днеп-ровском лимане, состоял из парусной эскадры П. П. Алексиано : корабль Св. Владимир, под брейд-вымпелом, фрегатов : Св. Александр, Скорый, Херсон и Таганрог, бомбардир-ских судов : Бористен, Пчела, Князь Потемкин и Малый Александр и 34-х транспортов и гребного флота принца Нассау-Зигена, состоявшего из галер, плавучих батарей, бата-рейных барказов, дуббель-шлюпок [так в тексте] и 25 транспортных судов. Дуббель-шлюпка № 2-й, вверенная Рейнгольду фон-Сакену, была вооружена двумя каратоульны-ми [так в тексте, стандартное название - картаульные] (полупудовыми) единорогами, двумя пушками и пятью фланконетами [так в тексте, стандартное название - фальконет] 3-х фунтового калибра. Экипаж состоял из командира, двух унтер-офицеров, 10 канони-ров и 40 человек матрос и солдат для гребли. Всего на дуббель-шлюпке было 53 челове-ка. Весной 1788 года гребной флот был расположен у Глубокой пристани, а парусная

(*) Наш известный историк генерал-маиор Висковатов оспаривает это мнение и полага-ет, что Сакен был родом лифляндец (Смот. “Морск. Сборн.” декабрь 1856 года).














- 3 -

эскадра против урочища Широкая, между Глубокой пристанью и мысом Станиславом. Расстояние между эскадрами было около 2 миль. 7-го мая дуббель-шлюпка № 2-й, по тре-бованию Суворова, была выслана от Глубокой пристани к Кинбурну для занятия сторо-жевого поста. В это время весь турецкий флот, гребной и парусный, был занят блока-дою Кинбурнской косы и положение сторожевого судна у наших береговых батарей бы-ло самое видное и опасное. 8-го мая, на подкрепление Сакену, было послано еще две дуббель-шлюпки, под командою волонтера полковника французской службы графа Ро-жера де-Дамаса [так в тексте]. 18-го мая принц Нассау-Зиген получил известие, что ту-рецкий флот вошел в лиман и сосредоточился у Очакова. Боясь, чтобы дуббель-шлюп-ки, посланные к Кинбурну, не были отрезаны, принц приказал Сакену и графу де-Дама-су возвратиться к Глубокой. 20-го мая обе лодки графа де-Дамаса благополучно прибы-ли к своей эскадре, но шлюпка № 2-й Сакена не возвращалась. Вечером задул свежий SW и пришла под парусами 8-ми весельная шлюпка с дуббель-шлюпки № 2-й с 9 матросами, из которых один смертельно раненый. Из их рассказа на эскадре узнали, что Сакен не-сколько замешкался выходом из под защиты кинбурнских батарей и снялся с якоря в полдень. Его движение было тотчас же замечено на турецкой эскадре и до 30 непри-ятельских судов всякого размера бросилось в погоню за дуббель-шлюпкой Сакена. На-деясь на свежесть ветра, Сакен продолжал идти вперед под всеми парусами. Неприя-тельские суда стали отставать, но 11 из них оказались хорошими ходоками и упорно гнались за ним. Невдалеке от устья Буга, когда неприятель стал приближаться и грозил окружить Сакена со всех сторон, он решился принять сражение и приказал 8-ми весель-ной шлюпке, державшейся на бакштове с гребцами, отвалить и искать спасения. Отва-лив под парусами от дуббель-шлюпки № 2-й, восмерка [так в тексте] пробралась между неприятельскими судами и под градом пуль вырвалась на свободу, причем один из мат-рос был смертельно ранен и действительно умер на другой день. Отойдя около двух верст вверх по лиману в сторону Днепра, матросы видели, что передовая неприятель-ская галлера [так в тексте] абордировала нашу дуббель-шлюпку и другие неприятель-ские суда приближались к ней. Вскоре затем наши матросы увидели густой дым и услы-хали взрыв, из чего заключили, что наша дуббель-шлюпка с окружающими судами взле-тела на воздух. Увидав издали атаку нашей дуббель-шлюпки неприятельскими судами, капитан-командор П. П. Алексиано, стоявший с эскадрой впереди гребной флотилии принца Нассау-Зигена, приказал судам Бористен, Пчела, Александр и Потемкин сняться с якоря и идти на помощь Сакена. Но было уже поздно, храбрый Рейнгольд фон-Сакен, по одним источникам с двумя, а по другим с 4-мя неприятельскими галлерами взлетел на воздух, уничтожив свою дуббель-шлюпку и своих неприятелей. Оставшиеся турецкие суда, увидев погоню за собой Бористеня [так в тексте], Пчелы, Александра и Потемкина, бросились в устья Буга и вскоре скрылись, а наши в 8 часов вечера возвратились из по-гони. Взрыв дуббель-шлюпки и неприятельских галлер последовал, как надо полагать, в самый момент снятия с якоря вышеназванных судов, т. е. около 6 часов пополудни.
Так погиб геройской смертью капитан 2-го ранга Рейнгольд фон-Сакен и весь экипаж, за исключением 9-ти человек дуббель-шлюпки № 2-й. Весь тогдашний Черно-морский флот знал фон-Сакена. Он несколько раз говаривал, что поступит именно так, как сделал, если будет окружен сильнейшим неприятелем. Один из его сослуживцев, от-ставной вице-адмирал Данилов, рассказывал генералу Висковатову, что действительно видел на берегу Буга обезображенное тело Сакена без черепа, с оторванными руками. Он был храбрый и всеми любимый офицер и погиб 35 лет от роду. Князь Потемкин













- 4 -

очень заинтересовался героической смертью хорошо известного ему Сакена и вскоре после того, появившись с армией у стен Очакова, приказал собрать точные сведения о числе неприятельских судов, взлетевших на воздух вместе с нашей дуббель-шлюпкой. Розыски эти однакоже не привели ни к какому положительному результату, так как и турки, сцепившиеся с Сакеном, погибли вместе с ним. 25-го мая князь Потемкин пере-шел с своею армией у Ольвиополя на правый берег Буга и требовал к себе одного из матрос Тимофеева, и лично распрашивал его о сражении дуббель-шлюпки № 2-й с непри-ятельскими галлерами, а 27 он донес Императрице о геройском подвиге капитана 2-го ранга фон-Сакена. 9-го декабря того же 1788 года пал Очаков под страшным натиском штурма Суворова. Этим и кончилась первая часть этой достопамятной кампании. Доно-ся о подвиге Сакена, князь Потемкин писал Императрице, что отправляя шлюпку с 9-ю матросами, Сакен приказал им объявить об опасном своем положении и что ни он, ни его судно в руках турецких не будут.
В награду за подвиг Рейнгольда Сакена Императрица пожаловала братьям и сестрам его имение близ Митавы.
Описание подвига Рейнгольда фон-Сакена и все подробности о нем можно найти в двух статьях “Морского Сборника” в апрельской книжке за 1855 и в декабрьской № 14-й [так в тексте] книжке за 1856 год. Этими статьями мы и воспользовались для сос-тавления настоящего очерка.

Таков, согласно Николаю Александровичу Рыкачеву, был ход событий, вызвав-ший бессмертный подвиг.