Тайное становится явным?

Владислав Поваров



Не так давно в Москве вышла книга АСТ-”Харвестовского” хайль-гитлеровца М. В. Зефирова “Штурмовая авиация Люфтваффе” (М., АСТ, 2001), поющая гимн мастер-ству пилотов Юнкерс-87 и Фокке-Вульф-190 в деле истребления русских и других сла-вян. В ней на страницах 140-141 описывается следующая атака героического для него германского пилота Гельмута Махлке (Helmut Mahlke, как и большинство гитлеровцев М. В. Зефиров, слабо зная русский язык, не подозревает, что у немцев в закрытом слоге буква h служит для обозначения долготы звука и не произносится; и по этой причине при транскрибировании на русский язык не пишется) :
“17 апреля [1941 года] Ju-87 из III./StG1 совершили налёт на форт Соларио (Sola-rio), входивший во внутреннюю линию обороны Тобрука. Ранним утром 18 апреля III./StG1 получила приказ из штаба Fliegerfьhrer Afrika атаковать “линкор”, который по сообщениям наземных частей обстреливал их передовые позиции в районе Халфайи (Halfaya). Вскоре 12 “Штук” во главе с Махлке обнаружили в заливе Саллум корабль, идущий на большой скорости от побережья. Он имел широкие обводы корпуса и с боль-шой высоты действительно был похож на линкор. Махлке приказал своим пилотам при-готовиться к атаке.
После того как Ju-87 начали пикировать на корабль и он становился всё больше и больше, у Махлке начали появляться сомнения в том, что это линкор. Теперь, когда цель была хорошо видна сквозь прицел, можно было более подробно рассмотреть её. Оказалось, что корабль имеет лишь две орудийные башни, установленные на круглых площадках на носу и корме. Однако времени для предположений уже больше не было, и на высоте 300 м Махлке сбросил свою 500-кг бомбу.
Это была классическая атака с пикирования. Все бомбы с девяти Ju-87 из первых трёх звеньев попали в цель или разорвались рядом с бортом. Корабль быстро затонул, и четвертому звену было уже просто некуда сбрасывать свои бомбы. После возвращения Махлке отправил в штаб Fliegerfьhrer Afrika донесение : “В 11.05 военный корабль или вооруженный транспорт водоизмещением приблизительно в 8000 тонн, вероятно старый береговой монитор, потоплен к северо-востоку от Саллума. Собственных потерь нет”.
Что это был за корабль, так и осталось неизвестно. Единственный береговой мо-нитор “Террор” (Terror), кстати, имевший лишь одну двухорудийную башню, затонул ещё 24.02.1941 г. Ни одна из канонерских лодок, имевших по две башни и очень активно действующих в том районе, в этот день не была потеряна. Вероятнее всего, это был большой вооруженный траулер”.

Оставим без комментариев факт незнания автором чуждого ему русского языка и попытаемся определить, что же это был за “линкор” ?
Согласно справочнику “Иностранные военные флоты 1946-47” (М., Воениздат, 1947) в состав греческого флота входил линейный корабль (эскадренный броненосец) ”Килкис” (Kilkis), потопленный авиацией 12 апреля в бухте Фалерон. Разница в шесть дней вполне объяснима при тех условиях разгрома нацистами Греции. “Килкис” (перво-начально американский “Айдахо”, продан США греческому правительству в июле 1914 г. вместе с однотипным “Миссиссиппи” - у греков “Лемнос”) был спущен на воду на верфи Крампа в Филадельфии 9 декабря 1905 года. Первоначальные данные : 13000 тонн водоизмещения, 17 узлов, 4 (2х2) - 12”, 8 (4х2) - 8”, 8 - 7”, 12 - 3”, 2 подводных тор-













- 2 -

педных аппарата, 725 человек экипажа. Таким образом, “Килкис” стал первым в мире линейным кораблем (пусть и устаревшим), потопленным авиацией в бою в открытом море, почти на восемь месяцев опередив принадлежащие к тому же классу “Принс оф Уэлс” и “Рипалс”.
Но история второй мировой войны изобилует нераскрытыми загадками. Вот одна из них. Владимир Иванович Дмитриев, в книге “Атакуют подводники” (2-ое издание, М., Воениздат, 1973), пишет (стр.274-275) :
“Утром 25 сентября 1942 года из Петропавловска-Камчатского вышли подвод-ные минные заградители “Л-15” (командир капитан-лейтенант В. И. Комаров) и “Л-16” (командир капитан-лейтенант Д. Ф. Гусаров). 29 сентября, двигаясь на восток, лодки пересекли демаркационную линию времени, и подводникам пришлось два дня подряд датировать все записи одним и тем же числом. После короткой остановки в Датч-Харборе - главной военно-морской базе американского флота на Алеутских островах - подводные минные заградители хмурым утром 5 октября взяли курс на Сан-Франциско.
11 октября Тихий океан заштилел. Подводные лодки, шедшие под дизелями, мер-но покачивала мертвая зыбь. Яркое солнце, вынырнувшее из-за горизонта, не успело еще подняться высоко и, отражаясь в зеркальной глади океана, слепило глаза. До Сан-Франциско оставалось 820 миль, когда вдруг грохнули два сильных взрыва. Над голов-ной подводной лодкой “Л-16” взметнулся столб воды. С дифферентом около 45 граду-сов на корму она стала быстро погружаться и через 25 - 30 секунд исчезла с поверхности океана. Все, кто находился на мостике “Л-15”, поняли, что “Л-16” погибла от торпед. Неизвестная подводная лодка атаковала со стороны солнца. Сигнальщики “Л-15” обна-ружили два перископа, артиллеристы успели выпустить по ним пять снарядов из 45-миллиметрового орудия. Перископы скрылись под водой.
Тяжело было видеть гибель товарищей и не иметь возможности помочь им. Мо-ряки не скрывали застилавших глаза слез.
На коротком митинге экипаж “Л-15” заявил о своей решимости повысить бди-тельность и еще ревностнее выполнять служебные обязанности. Подводники усилили наблюдение за воздухом и водной поверхностью.
16 октября подводная лодка подошла к входу в Сан-Франциско. Океан снова за-штилел, но поднялся густой туман и снизил видимость до 4 кабельтовых. Пришлось за-стопорить ход. Судя по непрерывно раздававшимся туманным сигналам, вокруг было немало судов. В 7 часов 46 минут подводную лодку едва не протаранил большой тран-спорт. Сигнальщики вовремя заметили опасность, и командир успел дать электродвига-телями самый полный ход вперед. Транспорт прошел всего в 10 метрах за кормой под-водной лодки” (Этот текст составлен согласно примечанию на основе архивных доку-ментов).
Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Александрович Колышкин в своей книге “В глубинах полярных морей” (2-ое издание, М.,Воениздат, 1970) пишет так (стр.224-225) :
“Сутками раньше [5 октября] “ленинцы” покинули гавань Датч-Харбора. Их путь лежал на Сан-Франциско. С тревожным чувством выходили в море наши подводники. Уж очень много разговоров в американской базе велось и о времени их выхода и о пути следования. В военное время такие сведения обычно держатся в тайне, а тут тайной и не пахло.
Несколько дней в океане бушевал шторм. Но лодки шли в надводном положении,













- 3 -

точно выдерживая курс и строй кильватера. Головной следовала “Л-16”. Наконец, 11 октября ветер утих, волна успокоилась.
С утра на мостике “Л-15” находились командир лодки, вахтенный командир лей-тенант Жуйко и сигнальщик Смольников. Второй этап перехода близился к концу : до Сан-Франциско оставалось совсем немного миль. И вдруг в 11 часов 15 минут все при-сутствовавшие на мостике услышали один за другим три громких взрыва. Одновремен-но “Л-16” окуталась черным дымом. В тот же момент радист принял с “Л-16” радио-грамму, переданную открытым текстом : “Погибаем от ...”. На этом связь оборвалась.
Дым над подорванной лодкой рассеялся, и было видно, как она за несколько се-кунд скрылась под водой. Тут же Смольников обнаружил неподалеку перископ неиз-вестной подводной лодки. По перископу открыли артиллерийский огонь и он скрылся под водой.
Чья была эта лодка, нанесшая нам жестокий и подлый удар ? Немцев здесь быть не могло. В этих водах плавали лишь подводные корабли американцев, да еще могли оказаться тут японцы, ведущие боевые действия против США. Стало быть, удар могла нанести либо лодка союзной Америки, либо лодка нейтральной по отношению к нам Японии.
Возможно, это была непреднамеренная ошибка. То ли американцы приняли нашу лодку за японскую, то ли японцы - за американскую. Но и в том и в другом случае ошибку нельзя отнести к разряду чистых случайностей. Ответственность за обеспечение перехода наших лодок лежала на военно-морских силах США. Беспечность и болтли-вость американцев, с одной стороны, нечеткость системы оповещения и недостаточные меры по обеспечению безопасности перехода - с другой, создавали благоприятные предпосылки для подобной ошибки (а может быть, и не ошибки).
“Л-15” одна вошла в сан-францисскую гавань”.
Герой Советского Союза, адмирал флота Советского Союза Николай Герасимо-вич Кузнецов в своей книге “Курсом к победе” (М., Воениздат, 1975,стр. 493-494) писал :
“В том же году [1942-м] на пополнение Северного флота отправили шесть под-водных лодок. Подводникам предстояло скрытно пересечь Тихий океан, где в поисках американских кораблей и транспортов курсировали японские лодки, спуститься к эква-тору, Панамским каналом пройти в Атлантику, миновать районы наиболее активных действий немецких лодок в северной части Атлантического океана, подняться выше Се-верного полярного круга - к 72 северной широты - и оттуда следовать в базы Северно-го флота. По договоренности с правительствами союзных держав нашим лодкам разре-шался заход в порты Датч-Харбор на Алеутских островах, Сан-Франциско, Панаму, Галифакс в Канаде, и Рейкьявик для приема топлива, продовольствия и для ремонта, если он потребуется. Лодки отправлялись попарно. 25 сентября 1942 года из Петропав-ловска-Камчатского вышли “Л-15”, командиром которой был капитан-лейтенант В. И. Комаров, и “Л-16”, под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова. Вслед за ними из Владивостока отправились четыре другие лодки.
11 октября, когда до Сан-Франциско оставалось восемьсот двадцать миль, на просторах Тихого океана вдруг раздался сильный взрыв. Над подводной лодкой “Л-16” взметнулся столб воды и дыма. Через две-три минуты она исчезла под водой со всем экипажем. Ее атаковала неизвестная подводная лодка. Сигнальщики другой нашей лодки, “Л-15”, обнаружили два перископа. Артиллеристы “Л-15” выпустили по ним пять снарядов, и перископы скрылись под водой.













- 4 -

Переход лодок оказался трудным. Шла война, и опасность подстерегала их в любой точке огромного пути”.
Итак, чья подводная лодка :японская или американская ?
Во-первых, американцы обеспечивали переход из Датч-Харбора. Во-вторых, аме-риканские океанские подводные лодки оперировали либо южнее, либо у берегов собст-венно Японии, в районе Алеутских островов были только старые (постройки 1924-1925 гг.) подводные лодки типа S (знавшие о переходе), в районе Сан-Франциско могла ока-заться только подводная лодка либо как раз из ремонта, либо еще проходящая предбо-евую подготовку (боевая была в Пирл-Харборе). В-третьих, на американских подвод-ных лодках были либо один перископ, либо целых три (включая мачту).
Сверх того, американцы действительно не очень-то стали бы хранить секрет та-кого рода. Например, Чарльз А. Локвуд, в своей книге “Топи их всех”, законченной в разгар Корейской войны в ноябре 1950 года (перепечатка с перевода 1960-х годов, М, АСТ, 2001 г.) писал (стр. 110-111) :
“Последней неприятностью в этом месяце [феврале] был запрос от главнокоман-дующего военно-морскими силами, потребовавшего доложить все, что нам известно об обстоятельствах потопления русского грузового судна “Ильмень”. Указанные в запросе координаты всего на 50 миль расходились с точкой у юго-восточного побережья Кюсю, самого южного из главных островов Японии, в которой “Софиш” незадолго до этого по-топила какое-то судно. В результате тщательной проверки выяснилось, что судно “Ильмень” действительно оказалось несчастной жертвой торпед, выпущенных “Со-фиш”. Но всего ужаснее было то, что следующей же ночью “Софиш” отправила на дно другое судно, которым, по-видимому, был русский транспорт “Кола”, который, как стал известно, был потоплен в это время.
Эти суда шли через пролив Ван-Димен [Ван-Димена ! ], находящийся к югу от Японии, в то время как, по нашим данным, маршрут русских судов, направлявшихся в Соединенные Штаты, должен был проходить через пролив Лаперуза. Но получилось так, что 15 января пролив Лаперуза сковало льдом, и русские воспользовались морским путем через Цусимский пролив и пролив Ван-Димен [Ван-Димена ! ], не поставив нас в известность. Ходовые огни на обоих судах, очевидно, горели вполсилы. “Софиш” ата-ковала “Ильмень” на рассвете, а предполоагаемое русское судно “Кола” - при ярком свете луны, поэтому в обоих случаях она шла под перископом и не могла различить тусклых отличительных огней.
После этих инцидентов русские стали информировать нас через нашего генераль-ного консула во Владивостоке как об основных маршрутах, так и о передвижении от-дельных судов. С течением времени они начали также применять специальные опозна-вательные знаки”.
В книге другого автора, Холмса, можно прочитать следующий мемориал “Ильменя” (стр. 213) :
“С восходом солнца 17 февраля [1943 г.] американская подводная лодка “Софиш” обнаружила небольшое японское грузовое судно. Подводная лодка выстрелила три тор-педы и наблюдала одно попадание. Судно затонуло. Оно соответствовало описанию судна-ловушки, с которым несколько раньше имела встречу подводная лодка “Триггер”.”
Так что для американских подводников потопление русской подводной лодки стало бы событием, заслуживающим если уж не награды, то хотя бы предметом зара-













- 5 -

ботка.
В итоге, остаются японцы. Ну, а волею обстоятельств, с ними все значительно проще.
В 1966 году У. Дж. Холмс выпустил в Нью-Йорке книгу “Победа под водой” (перевод; М., Воениздат, 1968 ), где говорится (стр. 179, операции в сентябре-октябре 1942 г.):
“В районе Алеутских островов японские подводные лодки действовали менее эф-фективно. Самолеты ВВС США продолжали беспокоящие налеты на остров Кыска, в результате чего повредили в этом районе несколько подводных лодок противника. 15 сентября во время налета авиации были повреждены “RO-63” и “RO-64”. 28 сентября самолеты ВВС потопили сухогрузный транспорт “Ноджима-мару” (8000 тонн). В ходе налетов повреждения получила “RO-67”. В эти дни погибла подводная лодка “RO-65” [по данным Хасимото “Потопленные” 4 ноября 1942 года, согласно “Кампаниям войны на Тихом океане”, М., Воениздат, 1956, - 28 сентября 1942 года], хотя большей части ее экипажа удалось спастись. Оставшиеся в этом районе лодки типа “RO” вскоре были отозваны, и какое-то время в северной части Тихого океана японских подводных лодок не было.
В сентябре в районе Орегона появилась “I-25” (командир Тагами) с задачей вы-звать пожары в лесном районе Орегона. 9 сентября с “I-25” взлетел легкий самолет и сбросил на лес четыре зажигательных бомбы. В ночь на 29 сентября рейд самолета по-вторился. Однако ни первая, и вторая попытки ничего не дали”.
Согласно упомянутому изданию Хасимото (вместе с книгой Локвуда, М., АСТ, 2001, стр. 635) по японским данным, результаты боевых действий японских подводных лодок против морских сообщений в Центральной части Тихого океана в 1942 году выра-жались следующими цифрами : количество участвовавших подводных лодок - 1, коли-чество потопленных торговых судов - 0.
Учитывая, что на японских подводных лодках обычно было два телескопа и две мачты-антенны, можно считать, что “Л-16” почти наверняка была потоплена “I-25”. Саму подводную лодку “I-25” американский эскадренный миноносец “Паттерсон” потопил в районе Эспириту-Санту ночью с 25 на 26 августа 1943 года.
И, наконец, возьмем упоминавшуюся книгу Мотицуры Хасимото “Потопленные”. Там на страницах 465-666 :
“Воздушная разведка, производившаяся самолетами с подводных лодок, продол-жалась до 1944 года. Но по мере усиления активности сторожевых кораблей и патруль-ных самолетов противника вести такую разведку становилось все опаснее. 19 августа 1943 года самолетом противника была атакована и потоплена подводная лодка “I-17”, проводившая разведку у базы Нумеа (остров Новая Каледония). В августе 1942 года в ответ на налет на Токио американских самолетов типа “B-25” были предприняты дейст-вия против американского материка. Намечалось сбросить зажигательные бомбы на лесные массивы штата Орегон, используя при этом небольшие самолеты с подводных лодок, приспособленные каждый к подъему двух зажигательных бомб весом по 75 кг. 15 августа 1942 года из Йокосука вышла для этих целей подводная лодка “I-25” под коман-дованием капитана 3-го ранга Тагами, имея на борту 6 специальных бомб. Следуя по дуге большого круга, лодка после двухнедельного перехода достигла побережья штата Орегон, но из-за плохой погоды и, следовательно, невозможности запуска или принятия на палубу самолета направилась на юг к мысу Бланко, ожидая улучшения погоды. В













- 6 -

один из дней середины сентября, за полчаса до восхода солнца, когда лодка находилась в шести милях к югу от маяка мыса Бланко, с лодки поднялся самолет, пилотируемый летчиком Фудзита. На лесной массив, находящийся в 80 км к юго-востоку от мыса, бы-ло сброшено 2 бомбы, после чего в районе цели наблюдался белый дым. Самолет воз-вратился к подводной лодке, которая ожидала его на поверхности воды в течение двух часов. Сброшенные зажигательные бомбы были особого типа, они создавали очень вы-сокую температуру, эффективно поражая цели. Предполагалось, что возникли значи-тельные пожары, поскольку американское радио сообщало, что имелись человеческие жертвы.
Два часа спустя после захода солнца самолет совершил второй вылет. На этот раз бомбы были сброшены в 16 км к западу от мыса Бланко. Когда Фудзита возвратил-ся к условленному месту встречи (в 80 км восточнее мыса) с лодкой, то ему было трудно определить ее местонахождение. К счастью, он смог найти ее по масляному следу, оставшемуся на поверхности воды.
В конце сентября стояли сильные туманы. В связи с дальнейшим ухудшением погоды в октябре месяце, когда запуск самолета и подъем его на палубу стали чрезвы-чайно затруднительными, либо совершенно невозможными, указанные выше действия были прекращены.
В начале октября подводная лодка “I-25” потопила 2 танкера у западного побе-режья США и при наличии лишь одной оставшейся торпеды атаковала и потопила аме-риканскую подводную лодку. В конце месяца “I-25” вернулась в отечественные воды”.
Там же автор американского предисловия к книге Хасимото, капитан 3-го ранга флота США Эдуард Л. Бич пишет (стр. 440-441) :
“С исторической точки зрения, читатели с большим интересом могут сравнить события описанные в книге Хасимото, с теми, которые, возможно, им известны или в ко-торых приходилось принимать участие. Что касается меня, то я хочу остановиться на случае с подводной лодкой США “Грунион”, потопленной, как мы полагали, 30 июля 1942 года у о. Кыска (Алеутские острова). Приводимые в книге Хасимото сведения по этому вопросу противоречат известным нам до сих пор данным. Автор утверждает, что его товарищ Мейдзи Тагами, командир японской подводной лодки “I-25”, потопил аме-риканскую подводную лодку в октябре, возвращаясь из третьего похода от побережья штата Орегон. Ясно, что Тагами ошибается во времени; правильнее было бы сказать, что американскую подводную лодку он потопил, возвращаясь в конце июля из своего второго похода к берегам Америки. Это была единственная американская лодка, поте-рянная у Алеутских островов, если не считать подводную лодку “S-27”, которая села на мель и личный состав которой был спасен. Тагами мог потопить только подводную лодку “Грунион”. Подводная лодка “Триггер”, на которой я служил в то время в ка-честве офицера-связиста, также находи-лась в районе Алеутских островов. Я случайно находился в радиорубке, когда была принята последняя радиотелеграмма с подводной лодки “Грунион”. Наш радист так же, как и я, обратил внимание на разницу интервалов между первыми группами знаков радиограмм и последующими, переданными поспешно и беспорядочно. Я пришел к убеждению, что “Грунион” в этот самый момент была ата-кована или даже тяжело повреждена. По обнаружении следа движущейся торпеды, вы-пущенной с подводной лодки “I-25”,на ”Грунион” должна была последовать команда об уклонении от торпеды или срочном погружении; возможно, что взрыв к этому вре-мени уже произошел. Считается обычным для радиста, заканчивающего передачу,













- 7 -

попытаться в спешном порядке передать последние группы знаков радиограммы за какие-нибудь полминуты, пока радиоантенна не успела исчезнуть под водой. В течение последующих 24 часов радиоцентр нашего штаба в Датч-Харборе пытался вызвать лодку на связь, с тем чтобы она повторила передала последние группы знаков радиограммы, однако ответа не последовало.
В последней радиограмме, переданной с “Грунион”, сообщалось о боевых дейст-виях лодки против японских кораблей противолодочной обороны, в результате кото-рых, как полагал командир лодки, было потоплено два и повреждено несколько судов, и об израсходовании всех торпед из кормовых торпедных аппаратов. До того, как я про-чел утверждение Тагами, впервые опубликованное в газете и более подробно изложен-ное в книге “Потопленные”, я полагал, что американская подводная лодка была потоп-лена одним из кораблей противолодочной обороны”.
И, теперь (стр. 482-483) :
“... После этого [крейсерства “I-6”, “I-8” и “I-17” в январе - марте 1942 г.] дейст-вия по нарушению морских сообщений у американского побережья временно были пре-кращены, хотя в начале октября 1942 года подводная лодка “I-25”, возвращаясь после выполнения задания по сбрасыванию самолетами зажигательных бомб над лесными массивами штата Орегон, произвела в северной части американского побережья не-сколько атак на суда противника, потопив 2 танкера. Продолжая поиск противника, лодка сама была атакована американскими бомбардировщиками в невыгодный для лод-ки момент, когда вся ее команда, включая и личный состав электромеханической части, находилась на верхней палубе. В то время, когда лодка погрузилась лишь на глубину 6 м., упали бомбы. К счастью, взрывы повредили только антенное устройство, что вызва-ло течь в корпусе лодки. Несмотря на то, что лодка осталась без радиосвязи, она про-должала выполнять задание. К северу от Сиэтла она обнаружила 2 американские под-водные лодки, следовавшие курсом на юго-восток. У подводной лодки “I-25” остава-лась всего лишь одна торпеда. Сблизившись на дистанцию 450 метров, командир лодки выстрелил по цели. Торпеда попала в одну из американских лодок. Последовал сильный взрыв и американская лодка затонула”.

Самое удивительное, что со времен тех событий прошло свыше полувека, а никто (включая даже самого адмирала Кузнецова), так и не пытался разобраться в этом, далеко не щекотливом (достаточно посмотреть как описывают события американцы) деле. Вот так делается стандартная морская история.