Подводные лодки и арифметика

Владислав Поваров
 ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АРИФМЕТИКА

Владислав Поваров

В морской истории Великой Отечественной войны навсегда останется конвой
PQ-17. Отдал ли Черчилль лично приказ о его рассредоточении и отзыве эскорта или нет ? В связи с этим неминуемо возникает вопрос о том : попали ли торпеды с подводной лодки К-21 Героя Советского Союза Николая Александровича Лунина (1907-1970) в линейный корабль “Тирпиц” или нет ?
Сейчас, если не вдаваться в политику, это уже стало обыкновенной арифмети-ческой задачей - ведь, в самом деле, исходные данные известны. Попробуем же про-делать такой рассчет.
Итак : “Время 18.01.30. Широта - 71 22’ 2”, долгота - 24 34’ 3”. Залп произведен четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины 2 м. с интервалом 4 секунды. Дистанция залповая 18-20 кабельтовых, j=28, q - 100. Скорость цели Vц = 22 узла; ско-рость подводной лодки 3,5 узла. ... 18.04. Доклады из отсеков через 2 минуты 15 секунд по секундомеру после выхода торпед : “Слышали 2 взрыва”. Акустик также доложил : “Слышал 2 взрыва”.” [ газета “Дуэль” № 28 от 10 июля 2001 г.].
Скорость звука в морской воде (при t = 17 C ) = 1510 - 1550 м/сек [ Н. И Кошкин и
М. Г. Ширков, Справочник по элементарной физике, М., “Наука”, 1972].
J - это, как пока предположим, - курс подводной лодки [Угол, составляемый ди-аметральной плоскостью корабля с меридианом. Курс корабля выражается или в рум-бах и их долях (старое деление картушки), или в градусах и долях градуса, считая от N (Севера) по движению часовой стрелки до 360, или в четвертях горизонта и градусах, причем четверти (NO, SO, SW, NW) получаются делением окружности двумя взаимно перпендикулярными диаметрами Nord-Sud и Ost-West, а градусы отсчитываются от N или S в обе стороны до 90 (контр-адмирал К. И. Самойлов, Морской Словарь, М.-Л., Военмориздат, 1939-1940)].
Q - это, по-видимому, - угол строя [ угол между диаметральной плоскостью корабля-уравнителя и линией строя, считаемый от 0 до 180 от корабля-уравнителя в сторону строя (там же)].
Узел - число морских миль, проходимых кораблем за 1 час (1 морская миля = 1852,0 м). Кабельтов - 1/10 морской мили (185,2 м).
Тип торпеды не указан, но на вооружении советского флота в 1942 году находились парогазовые: 53-38, 53-38у и 53-39. Их основные тактико-технические данные :
Тип Скорость, в узлах Дальность хода, м Масса Взр. Вещ, кг
53-38 1) 44,5
2) 34,5
3) ? 4000
 8000
10000 300
53-38у 1) 44,5
2) 34,5
3) 30 - 5 4000
 8000
10000 400
53-39 1) 51
2) 39
3) 34 4000
 8000
10000 317
 
[ монографии “Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне” и “Со-












- 2 -

ветские подводные лодки в Великой Отечественной войне”, обе - М., Воениздат, 1981]
Торпеды работали в трех режимах (соответственно дальности хода), но третий - на 10 км - подводными лодками практически не использовался, а для изменение глубины хода торпеды ее требовалось вынимать из торпедного аппарата и потом вставлять об-ратно - на что уходило несколько часов (согласно вышеуказанным монографиям).
Стрельба торпедами (тогда они все были прямоходящими) велась по движущим-ся объектам с упреждением. Отсюда угол упреждения (По указ. монографии “Советские ПЛ в ВОВ” этот угол для “Тирпица” составлял 12, а дистанция - 16 кабельтовых).
Для удобства рассчетов (выполнявшихся на обычном калькуляторе школьного типа) переведем все данные в метры и метры/сек.
Скорость линейного корабля “Тирпиц” (22 узла) - 11,3718 м/сек.
Скорости торпед : а) 51 у - 26,2367 м/сек; б) 44,5 у - 22,8928 м/сек; в) 39 у - 20,0633 м/сек; г) 38 у - 19,5489 м/сек; д) 34,5 у - 17,7483 м/сек.
Расстояния : а) 16 каб. - 2963,2 м; б) 17 каб. - 3148,4 м; в) 18 каб. - 3333,6 м; г) 19 каб. - 3518,8 м; д) 20 каб. - 3704,0 м.
Возьмем углы упреждения: а) 10; б) 12 и, на всякий случай, в) 28.
a) sin10 = 0,1736; cos10 = 0,9848
б) sin12 = 0,2079; cos12 = 0,9781
в) sin28 = 0,4695; cos28 = 0,8829 (из тригонометрических таблиц).
Это значит, что имеем по три следующих прямоугольных треугольника :
1) 16 каб. : а) для 10 3008,9358 м (путь торпеды) и 522,3513 м (путь “Тирпица”);
б) для 12 3029,5470 м и 629,8428 м соотв.;
в) для 28 3356,2124 м и 1575,7417 м соотв.;
2) 17 каб. : а) для 10 3196,9943 м и 554,9982 м соотв.;
б) для 12 3218,8937 м и 669,2080 м соотв.;
в) для 28 3565,9757 м и 1674,2255 м соотв.;
3) 18 каб. : а) для 10 3385,0528 м и 587,6452 м соотв.;
б) для 12 3408,2404 м и 708,5732 м соотв.;
  в) для 28 3775,7390 м и 1772,7094 м соотв.;
4) 19 каб. : а) для 10 3573,1112 м и 620,2921 м соотв.;
б) для 12 3597,5871 м и 747,9384 м соотв.;
в) для 28 3985,5023 м и 1871,1933 м соотв.;
5) 20 каб. : а) для 10 3761,1697 м и 652,9391 м соотв.;
  б) для 12 3786,9338 м и 787,3035 м соотв.;
в) для 28 4195,2656 м и 1969,6771 м соответственно.
В результате получаем следующую таблицу :
№№ п/п Дист.,каб угол упр., град. Скор. торп., у Время хода торп., сек Расст., прох. за это вр. ЛК “Тирпиц” Расст. для встречи ЛК с торп.
1 16 10 51 114,6842 1297,9728 522,3513
2 16 12 51 115,4698 1306,8641 629,8428
3 16 28 51 127,9205 1447,7781 1575,7417
4 16 10 44,5 131,4359 1487,5652 522,3513
5 16 12 44,5 132,3362 1497,7549 629,8428













- 3 -

6 16 28 44,5 146,6056 1659,2526 1575,7417
7 16 10 39 149,9721 1697,3544 522,3513
8 16 12 39 150,9994 1708,9810 629,8428
9 16 28 39 167,2812 1893,2548 1575,7417
10 16 10 38 153,9184 1742,0176 522,3513
11 16 12 38 154,9728 1753,9507 629,8428
12 16 28 38 171,6829 1943,0729 1575,7417
13 16 10 34,5 169,5337 1918,7489 522,3513
14 16 12 34,5 170,6951 1931,8924 629,8428
15 16 28 34,5 189,1005 2140,2015 1575,7417
16 17 10 51 121,8520 1379,0964 554,9982
17 17 12 51 122,6867 1388,5433 669,2080
18 17 28 51 135,9156 1538,2650 1674,2255
19 17 10 44,5 139,6506 1580,5380 554,9982
20 17 12 44,5 140,6073 1591,3647 669,2080
21 17 28 44,5 155,7684 1762,9555 1674,2255
22 17 10 39 159,3454 1803,4391 554,2080
23 17 12 39 160,4369 1815,7927 669,2080
24 17 28 39 177,7362 2011,5832 1674,2255
25 17 10 38 163,5383 1850,8939 554,9982
26 17 12 38 164,6586 1863,5725 669,2080
27 17 28 38 182,4131 2064,5150 1674,2255
28 17 10 34,5 180,1296 2038,6707 554,9982
29 17 12 34,5 181,3635 2052,6357 669,2080
30 17 28 34,5 200,9193 2273,9602 1674,2255
31 18 10 51 129,0198 1460,2198 587,6452
32 18 12 51 129,9035 1470,2222 708,5732
33 18 28 51 143,9106 1628,7512 1772,7094
34 18 10 44,5 147,8654 1673,5107 587,6452
35 18 12 44,5 148,8783 1684,9743 708,5732
36 18 28 44,5 164,9313 1866,6592 1772,7094
37 18 10 39 168,7186 1909,5233 587,6452
38 18 12 39 169,8744 1922,6040 708,5732
39 18 28 39 188,1913 2129,9117 1772,7094
40 18 10 38 173,1582 1959,7701 587,6452
41 18 12 38 174,3444 1973,1944 708,5732
42 18 28 38 193,1433 2185,9571 1772,7094
43 18 10 34,5 190,7255 2158,5926 587,6452
44 18 12 34,5 192,0319 2173,3789 708,5732
45 18 28 34,5 212,7381 2407,7268 1772,7094


















- 4 -

46 19 10 51 136,1875 1541,3430 620,2921
47 19 12 51 137,1204 1551,9013 747,9384
48 19 28 51 151,9056 1719,2371 1871,1933
49 19 10 44,5 156,0801 1766,4835 620,2921
50 19 12 44,5 157,1493 1778,5841 747,9384
51 19 28 44,5 174,0941 1970,3622 1871,1933
52 19 10 39 178,0919 2015,6083 620,2921
53 19 12 39 179,3118 2029,4154 747,9384
54 19 28 39 198,6464 2248,2402 1871,1933
55 19 10 38 182,7781 2068,6462 620,2921
56 19 12 38 184,0302 2082,8164 747,9384
57 19 28 38 203,8735 2307,3994 1871,1933
58 19 10 34,5 201,3213 2278,5142 620,2921
59 19 12 34,5 202,7004 2294,1222 747,1933
60 19 28 34,5 224,5568 2541,4894 1871,1933
61 20 10 51 143,3553 1622,4663 652,9391
62 20 12 51 144,3373 1633,5803 787,3055
63 20 28 51 159,9007 1809,7235 1969,6771
64 20 10 44,5 164,2949 1859,4564 652,9391
65 20 12 44,5 165,4203 1872,1937 787,3055
66 20 28 44,5 183,2570 2074,0658 1969,6771
67 20 10 39 187,4652 2121,6930 652,9391
68 20 12 39 188,7493 2136,2267 787,3055
69 20 28 39 209,1015 2366,5686 1969,6771
70 20 10 38 192,3980 2177,5030 652,9391
71 20 12 38 193,7160 2192,4383 787,3055
72 20 28 38 214,6037 2428,8413 1969,6771
73 20 10 34,5 211,9172 2398,4362 652,9391
74 20 12 34,5 213,3688 2414,8655 787,3055
75 20 28 34,5 236,3756 2675,2521 1969,6771
 
Теперь время распространения звука взрыва в морской воде (возьмем саму скорость равной 1530 м/сек) :
16 каб. : а) 1,9666 сек; б) 1,9801 сек; в) 2,1936 сек;
17 каб. : а) 2,0895 сек; б) 2,1039 сек; в) 2,3307 сек;
18 каб. : а) 2,2124 сек: б) 2,2276 сек; в) 2,4678 сек;
19 каб. : а) 2,3354 сек; б) 2,3514 сек; в) 2,6049 сек;
20 каб. : а) 2,4582 сек; б) 2,4751 сек; в) 2,7420 сек.
Итого где-то : 2 - 2,5 секунды.



















- 5 -

Наибольшая длина линейного корабля “Тирпиц” - где-то 251 метр.
2 минуты 15 секунд (время от выпуска торпед до того, как на К-21 услышали взрыв) - это 135 секунд. На выпуск всех 4 торпед ушло 16 секунд.
Значит, интервал времени от выпуска торпед до взрыва составляет 133 - 149 сек.
Из 75 рассчитанных чисел сюда попадают пп. № 6 (16 каб., угол упреждения 28, скор. торпеды 44,5 узла, 1653 м - 1576 м = 83 м), № 18 (17 каб., угол упреждения 28, скор. торп. 51 узел, 1674 м - 1538 м = 136 м) и № 33 (18 кабельтовых, угол упреждения 28, скорость торпеды 51 узел, 1773 м - 1629 м =144 м).
Итак, для того чтобы торпеды К-21 могли попасть в цель (“Тирпиц”) необхо-димо, чтобы эти торпеды относились к типу 53-39 (в двух случаях) и 53-38 (в первом случае).
Но в любом случае на гитлеровском линейном корабле “Тирпиц” торпед не могли не заметить при сколько-нибудь серьезной организации корабельной службы.
Вопрос о том - могли ли наши торпеды пробить 170-мм броню “Тирпица” - требует, очевидно, также технического рассчета.


P. S. Согласно описанию стрельб по броненосцу “Чесма” в 1913 году (С. И. Ти-тушкин, “Запоздалый артиллерийский эксперимент” в “Гангуте”, № 24, СПБ. , 2000 г.) при взрыве 12-дм. фугасного снаряда (угол 60-65 , а у Лунина - 62) о 225-254 мм. бро-ню, основной фугасный эффект наблюдается снаружи, страдают в основном крепления брони. То есть взрывная волна не идет внутрь корпуса, а распространяется по поверх-ности брони. Это объясняет и последующий ремонт “Тирпица”, и то, что происходило при торпедных атаках линейных кораблей “Бисмарк”, “Конго”, ... , а также многочис-ленные случаи неуязвимости танковой брони для артиллерийских снарядов во время Второй Мировой войны.