Судьбы не бывает

Игорь Назиров
- И все же, я крайне склонен с вами не согласиться, - профессор Доррел сидел в мягком на вид кресле, обшитом красной кожей. Поза его была настолько властной и выразительной, что трудно было предоставить какой-нибудь контраргумент всему тому, что он собирается сейчас сказать. – Вы, Джон, утверждаете, что последовательность событий создается вами. Что будущее не предопределено, что все в нашей власти. Верно я вас понял?

- Совершенно верно, - отвечал Джон, его давний друг, пусть и гораздо младше профессора.

- Но как же это можно определить? Как вы, например, можете утверждать, что сели на стул, на котором вы сейчас сидите, именно по своей воле?

- Ну, во-первых, не совсем по своей. Ведь это вы его сюда поставили. А во-…

- Вот-вот, - Джон так и не успел сказать, что же во-вторых. – Это я его сюда поставил. Значит, я предопределил ваше будущее. Я создал его, верно?

- Верно.

- А вот и нет! Откуда я мог знать, что вы на него сядете? Быть может, вы совсем не пришли бы сегодня. Значит, будущее определяю не я, значит, все это случилось именно потому, что должно было случиться. Скажем, представьте себе: вы идете по улице. Но тут на асфальте, откуда ни возьмись, банановая шкурка. Вы не замечаете ее, поскальзываетесь, падаете, ломаете себе, ну, например, руку. Далее, по воле к счастью оказавшихся рядом прохожих, вы попадаете в больницу. Так… Вы работаете программистом, не так ли?

- Именно так.

- Вы работаете над каким-то важным проектом?

- Да, мне дали неплохую работу – создать…

- Итак, вы попадаете в больницу, - профессор вновь позволил себе бестактно прервать собеседника. – Но тут оказывается, что работу надо сдать именно завтра. Вы стремглав выскакиваете из палаты, мчитесь по коридору, сшибаете, скажем, медсестру. Та больно ударяется и сама же попадает в отделение травм. Добежав до дома, вы тут же принимаетесь за работу, несмотря на поврежденную руку. Наконец, под утро следующего дня работа сделана…
Джон все это время недоумевающе кивал, пытаясь уловить тонкую нить логики профессора.

- Работа сделана, вам остается только откомпилировать программу и наслаждаться результатом. Но, ввиду не совсем корректной работы вашей руки, программа дает совершенно иной результат. В итоге, вместо, скажем, запланированного счетчика содержания грунтовых пород, - Джон подивился неожиданной точности профессора. Надо же, да ведь он только что в точности воспроизвел цель его текущей работы! Совпадение? – так вот, вместо запланированного счетчика содержания грунтовых пород вы получаете невиданное доселе приложение, позволяющее с определенной точностью проектировать химические препараты, - на лице юного собеседника профессора поплыла с трудом скрываемая ухмылка – довольно глупо излагает мистер Доррел. Такого результата из такого исходного не может быть даже чисто гипотетически. - …химические препараты. Безусловно, весьма полезное изобретение, пригодится как в медицине, так и во множестве других отраслей химической промышленность. Гх-гхм, гаркхх…

Джон поднес профессору стакан холодной воды. Тот с видимыми усилиями осушил его до дна, вытер губы, отдал стакан обратно.

- На чем же я остановился?

- На отраслях химической промышленности.

- Ах, да… Итак, отрасли химической промышленности. Вы без труда запатентовали свое изобретение, получили солидный гонорар, плюс ежегодный процент от продаж. Сумма на вашем банковском счете начинает неумолимо расти, через несколько лет ваш капитал сопоставим с капиталом известного нашего Вильяма Гейтса, - Джону вновь пришлось подавлять ухмылку, слишком уж забавна была его аналогия с главой корпорации Microsoft. -…ввиду того, что вы постоянно создаете что-то новое за счет старого. Но богатство несет с собой также и негативные последствия. Скажем, … - профессор немного напрягся. Видно было, что фантазия доставляет ему несоизмеримое ни с чем удовольствие, но в то же время закрома его выдумки были почти исчерпаны. Сейчас, скорее всего, выдаст какую-нибудь смешную глупость. – Скажем,… вспомните ту самую медсестру. Она больно ударилась об угол стены, и от этого потеряла… потеряла своего ребенка. Она была беременна на момент удара. После этого случая она, безусловно, была бы несказанно рада отомстить вам. К тому же – такой удачный случай: многие готовы отдать много денег за то, чтобы избавиться от могущественного конкурента в вашем лице. И она решается на убийство. К сожалению, никто не сумеет ей помешать. Вы умираете. – Джон сглотнул. Странно, но казалось, что все, что сейчас рассказывает профессор, непременно должно произойти. Противоречивое чувство. – Вы умираете. Но это еще полбеды. Затем какой-то… опасный вирус… да, вирус, - фантазия давалась с ощутимым трудом, – поражает главный компьютер вашей фирмы. Программа меняется. И при последующем использовании вместо, скажем, лекарства от рака в лаборатории получают сверх нестабильное вещество, причем в больших дозах. Происходит грандиозный взрыв, который влечет за собой сдвиг Земли с солнечной орбиты. Все человечество гибнет в считанные дни. – Профессор вздохнул с облегчением, уперся подальше в кресло, потянул руками, разминая порядком трухлявые кости. – И неужели вы скажете, что в этом виновата несчастная беременная медсестра? Или, может, шутник - создатель вируса? А может быть, тот, кто кинул вам под ноги ту самую банановую кожуру? А быть может, вы сами? – последнюю фразу Доррел произнес с таким нажимом, будто Джон на самом деле виноват в преступлении против всего человечества. – И неужели после всего этого вы станете утверждать, что судьбы нет?

Джон не успел ответить. Часы пикнули. Пора идти, впереди долгая возня с программой про грунтовые породы.
- Простите, профессор, не смею более у вас задерживаться. Дела ждут.

- И все-таки, сделайте выводы, Джон.

Мысленно сделав выводы, что старику давно пора на пенсию и как можно раньше прекратить эти дурацкие псевдо-философские монологи, юный программист вышел за дверь.
Не пройдя и половины пути, Джон наткнулся на банановую кожуру. Внимательно посмотрел на нее, изучая в мельчайших подробностях. “А ведь и ты можешь изменить кому-то судьбу” – подумал он, аккуратно обходя ее со стороны. Затем он взглянул на небо. Тучи застилали весь горизонт. К дождю…

Не успев додумать, Джон со всего размаху свалился на землю. Дико болела рука. Сбежались прохожие.

- Звоните в больницу! Срочно! Кажется, у него перелом…