Соляной парк как точка бифуркации общественной жизни Череповца

Васюков Игорь
«Солянoй парк» как яблоко раздора

 Похоже, что тема судьбы старейшего в Череповце городского парка, в котором не так давно развернулось строительство кафе на сто посадочных мест, начавшееся, по одной версии «варварской», по другой «вполне нормальной и законной» вырубкой 16 деревьев, благодаря усилиям местных журналистов и части городской общественности, стала чуть ли не краеугольным камнем дальнейшего пути развития нашего городского социума.
 Напомним все основные этапы развития захватывающего сюжета. Четыре года назад земля, где нынче развернулось строительство кафе, была выкуплена у города на торгах. Частный предприниматель Сердюков (между прочим, хозяин известного в Череповце кафе «Старый город»), выкупивший землю у города, собрал все необходимые разрешения и приступил к строительству. При этом, для создания нормальных условий новому начинанию, предпринимателем и была вырублены упоминавшиеся выше деревья посадки середины восьмидесятых годов. Из открытых источников сообщается, что это 12 тополей, 3 клена и одна береза.
 Как только это стало известно, на сцену выходят некие представители общественности, журналисты «Речи», депутат Законодательного собрания области Н. Архипов и работники управления культуры мэрии Череповца, которые начинают утверждать, что возводимая стройка не только пример нецивилизованного варварства, но и незаконна. Якобы имеется некий «бородатый» документ еще 1966 года (!) на основании которого Соляной парк является охраняемым государством историческим памятником природы. Кроме того, парк попадает под действие более современного областного закона «Об особо охраняемых территориях». Тут же раздается глас обиженных намеком на непрофессионализм и моральную нечистоплотность чиновников, среди которых выделяется голоса начальника череповецкого управления охраны окружающей среды Вадима Бисовского и председателя комитета по управлению имуществом мэрии города г-на Ширяева, о том, что обвинения беспочвенны, что никакого статуса исторического памятника природы городской парк, заложенный еще в далеком 1894 году, не имеет и особой ценности как место произрастания ценных пород деревьев не представляет. Далее в действие вступают все новые и новые лица и начинают высказывать диаметрально противоположные мнения на происходящее, плачевное настоящее и возможную судьбу Соляного парка. Кое-кто даже начинает призывать к мерам гражданского сопротивления против уничтожения череповецкого аналога «вишневого сада» и иных подобных мест в городе.
 Суть роблемы, на наш взгляд, упирается, конечно, не столько в судьбу уничтоженных строителями деревьев и не в появлении в парке первенца коммерческой составляющей жизни Череповца. С одной стороны Соляный парк, несомненно, олицетворяющее и реально представляющее собой место сосредоточения жизненных интересов, ценностей и особых, вполне понятных и благородных ностальгических чувств череповчан, с другой стороны, в силу вышеописанных событий, он превращается в место столкновений различных точек зрения на развитие города, отношение различных групп горожан к так называемой исторической зоне города и истории города вообще и, вероятно, в предмет острых общественных дискуссий, а возможно и активных гражданских действий.
- Я этот парк помню еще с детства. - говорит старый череповчанин Л.Н. – Раньше, 50-60-х годах, это было чуть ли не единственное место отдыха в городе. Парк кишел молодежью и всевозможными мероприятиями: танцы, праздники, летний кинотеатр, аттракционы. Зимой – лыжи, снежные забавы. Было очень весело. И я, и мои знакомые, и мои дети – все вспоминают наш старый парк с большой нежностью и теплотой. На ценные породы деревьев мы особого внимания не обращали, но помню, что некоторое время они были огорожены специальным заборчиком и даже проводились экскурсии, где экскурсантам объяснялось, в чем ценность того или иного дерева, где оно произрастает, как оказалось в Череповце и как выживает. Сейчас парк в запустении, прозябает. Недаром из старых скульптур там сохранился только Ленин с кепкой в руке. Наверное, милостыню просит.
 Уже из этой реплики вроде бы всем становится ясно, что Соляной парк для череповчан это не то место, будущего которого должны решать пара наделенных административными и финансовыми возможностями «ребят». Поэтому удивление вызывает, когда не первой руки чиновники принимают далеко идущие решения об изменения облика значимого для большинства жителей города места массового отдыха горожан, нисколько не интересуясь мнением самих горожан об этом и избегая любых дискуссий с общественностью на эту тему. Известный распорядитель городской собственности, г-н Ширяев, даже заявляет публично, что любой разговор с общественностью означает задержку дела на неопределенное время и даже потерю для города существенных материальных средств.
 Складывается впечатление, что в сознании этого (и, естественно, других) чиновника, срабатывает стереотип начала и середины 90-х годов, когда митинговая стихия, нередко манипулируемая кем-то извне, действительно «в зародыше душила» любое, даже здравое, начинание. Кроме того, понятно, им кажется, что подобные дела, когда кому-то передаются за бесценок ценнейшие участки городской собственности, должно делаться в максимально возможной тишине, чтобы не спугнуть «золотую рыбку». Примером такой «тихой» политики постепенной распродажи собственности богатеньким жителям города может служить Советский проспект. Он, кстати, является предметом гордости городских чиновников. Мол, посмотрите, как сейчас старейший проспект обустроили. И что же, если взглянуть на тот же Советский проспект незамыленным глазом? Раньше он представлял из себя «провинциальный российский Гарлем», принадлежавший беднякам и развалившийся на глазах. Теперь это лишенный концептуальной основы деловой центр Череповца типа «а-ля нью рашен», сверкающий дикой разноголосицей стилей и персональной «безвкусной» вкусовщиной индивидуальных и корпоративных владельцев особняков. Пионер же продаж, особнячок, принадлежащий г-ам Седельниковым, на фоне новых зданий, выглядит таким же сараем, как когда-то на его фоне выглядели здания, принадлежащие городу и также, как последние, постепенно разваливается на глазах. Все течет, все изменяется. Если «бедняки» просто не могли содержать принадлежащую им собственность, то «богатенькие Буратино» оказались, благодаря присущей им торгашеской близорукости, тоже не особо дальновидны – вот и видим мы перед собой вместо типично российской улицы какой-то «крикливый Шанхай» - каждый «портит воздух» в силу своего понимания и разумения.
 Если же в такой же логике будет развиваться и Соляной парк, когда ставка будет делаться на относительно небольшие деньги и инициативу мелких и даже чуть более крупных частников, мы там получим то, что имеем везде в городе – некое подобие рынка с «фигвамами», возможно слегка прикрытое «фигвамами» более современными, как это сделано, например, на территории вещевого рынка, где продавец сидит на голове другого продавца и продавцом помыкает. В этом, видимо, типичный череповецкий предприниматель видит суть коммерческой деятельности – каждый метр пространства и даже воздуха должен работать на самое святое, что есть для него в этом мире – его собственный кошелек. Так называемой исторической зоне Череповца, в которую входит Соляной парк, не хватает не столько денег, сколько сильной концептуальной идеи, городской легенды, мифа и мощной единой воли по ее воплощению в жизнь.
- В экологическом плане, - говорит Наталья Афанасьева, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии ЧГУ, - Соляный парк вряд ли можно сейчас называть дендрарием, где находятся ценнейшие породы деревьев. Скорее всего, наоборот, нужно проводить профессиональную инвентаризацию деревьев, произрастающих в парке, выкорчовывание тех деревьев, которые больны или уже слишком стары и сами являются причиной деградации всей экосистемы парка, омолаживание, подсадка новых молодых деревьев. И, лучше, наверное, не южных пород, а тех, которые способны выживать в экстремальных условиях: засухи, избыточной влаги, морозов, агрессивной городской среды. Понятно, что вся эта работа должна вестись не абы как, а на основе глубоко продуманного комплексного плана, предполагающего восстановление на территории городского парка полноценной экологической среды. Что касается коммерческой стороны вопроса, то парк, особенно вкупе с Соборной горкой, где, как раз, ситуация с деревьями выглядит не в пример лучше, чем в парке, мог бы стать Меккой природного туризма в городе. Здесь и «экологические тропы», «Птицы» и «Городская флора и фауна». Я уверена, что те же «теплоходные» туристы, побывав на этих экскурсиях были бы просто поражены той информацией, которую бы они получили. Базой природных экскурсоводов вполне бы могли стать биологи из ЧГУ и наши туристические агентства, которые подобной разновидностью туризма в последнее время все больше интересуются.
 Однако вернемся к тактике и стратегии поведения наши властей по отношению к исторической зоне города. Нет смысла кого-то обвинять в том, как они мыслили то или иное дело 10-15 лет назад. Тогда было тогда, а сегодня – совсем иное и мы не можем действовать так как действовали 10-15 лет назад. Если 15 лет назад обращение к деньгам мелких бизнесменов было почти «манной небесной» для города, то теперь дурным тоном, если не моральным преступлением. Соляному парку нужно столько средств, сколько необходимо для поддержания им своей исторической формы и развития. И такие деньги, под строительство на его территории «Диснейленда», «Аквапарка», «Ботанического сада» и т.п. крупных коммерческих идей можно найти. Не здесь, так в Москве, Питере, за границей под определенные гарантии. Там должно быть размещено не одно кафе, а пять – десять под разные запросы и кошельки. Но так, чтобы это было стильно, эстетично, органично истории и современности.
 Место в районе Соляного парка было, есть и останется, надеюсь, полноценной рекреационной зоной полноценного отдыха и развлечений для горожан. Другое дело, что все вопросы, связанные с судьбой важных для череповчан мест, принимаемых решений, должны обсуждаться с привлечением всех заинтересованных сил и общественности. Пусть обсуждают, дискутируют, даже бьют друг друга по морде. Возможную драку надо всегда закладывать при принятии важных решений. Это требование времени. Умение же организовывать общественную дискуссию по острым и актуальным проблемам – это ключевая компетентность современного чиновничества. И гарантия того, что не будет близоруких решений, или просто дурацких двусмысленных последствий, после их принятия.