Что было бы, если бы...

Максим Стольников
-В конце фильма "Иди и смотри" главный герой в исступлении стреляет из винтовки в портрет Гитлера, лежащий в грязной луже. Стреляет раз, другой, третий. И вдруг замирает, увидев, что перед ним фотография ребёнка. Это - Гитлер, но в возрасте одного года...
-Это - очень редкое упоминание о том, что с той стороны тоже были люди: женщины и дети, добрые и наивные, талантливые и влюблённые.
-И с этой стороны в Великой Отечественной войне тоже не обошлось без тупых и бездушных, самодовольных и своекорыстных, извергов и садистов.
-Это была не война добра со злом, как её часто представляют, а война двух огромных производственных комплексов, которые перемалывали людей с обеих сторон без разбору, как древесину, как руду, чтобы в конце долгого и сложного производственного процесса выковать готовый продукт: победу над противником.
-На эту мысль меня натолкнули сообщения об издевательствах американских тюремщиков над иракскими заключёнными. И верно, ведь военнопленные, даже если они военные преступники, даже если они бандиты и террористы, - тоже люди. Но есть ли на войне место нравственности? Не знаю...
-Пусть каждый, кто читает эти слова, подумает, сможет ли он выстрелить в Гитлера-ребёнка. Я этого для себя пока не решил. Но, боюсь, что когда-нибудь, если не мне, то моим потомкам, придётся решать.
***
-Однажды я придумал сценарий про то, что было бы, если бы у Советского Союза в 1941 году была атомная бомба.
-Это не совсем фантазия. Советский Союз вполне мог первым получить ядерное оружие, если бы в 20-е годы из страны не выгнали многих учёных, а в 30-е годы не пересажали тех, кто остался. Потом, правда, многих выпустили, но было поздно.
***
-Так вот, по сценарию, группа молодых физиков в 30-е годы разработала теорию, и к 1 августа 1941 года у СССР уже было три ядерных заряда. Доставляли их к цели (Берлин, Гамбург и Дюссельдорф) на бомбардировщиках ТБ-7. Эти бомбардировщики реально существовали, о них написал Виктор Суворов в книге "День М". На одном из них Молотов во время войны летал в Лондон через территорию Германии. У ТБ-7 был фантастический потолок, до которого не могли достать ни одна зенитка, ни один истребитель тех времён.
-Пересказываю сценарий вкратце.
***
-Действие разворачивается неторопливо. Показана обычная жизнь молодых советских учёных предвоенной поры: теоретические споры, формулы, конференции, прыжки с парашютом с вышки в ЦПКиО, военные сборы, выезды на заводы, политзанятия, доносы, любовь.
- Конец 1930-х годов. Тёплая московская ночь. Майор НКВД за столом с лампой под зелёным абажуром изучает фотографии и личные дела молодых физиков.
-Кабинет Л.П.Берии. Камера показывает его пронзительные глаза в пенсне, разглядывающие схему ядерной реакции.
-Ночное заседание политбюро. Вино и фрукты на столе.
-Рабочие под дождём, вручную забивающие сваи.
-Румяное лицо молодого физика, разглядывающего чертёж и наспех жующего бутерброд с копчёной колбасой.
-Зал со сложнейшим оборудованием, свинцовые перегородки, графитовые стержни, радостные лица молодых физиков и инженеров.
-Огромный завод, железнодорожные составы с рудой. Колонна заключённых, понуро идущая от завода к баракам за тремя рядами колючей проволоки.
***
-Июль 1941 года. Полковник НКВД за столом изучает личные дела и фотографии военных лётчиков. Подбор экипажей, проверка до пятого колена.
-Аэродром в Эстонии, подготовка самолётов, заправка и загрузка, вылет в 23 часа 8 августа 1941 года. В каждом из трёх самолётов, кроме экипажей, по три инженера обслуживания спецоборудования и по два сотрудника НКВД с напряжёнными лицами и пистолетами в легко расстёгивающихся кобурах.
***
-Ночь на 9 августа 1941 года. В большой полутёмной комнате за длинным столом сидят члены ГКО. Сталин ходит по ковру в мягких сапогах, посматривая на большие настенные часы. Они показывают два часа пять минут.
-Сидящий Молотов постукивает по столу костяшками пальцев. В углу на столике работает радиоприёмник. Из него слышится резкий, уверенный голос диктора, говорящего по-немецки.
***
-В это же время в Берлине. Молодая женщина с грустным лицом стоит возле кроватки, в которой ворочается маленький ребёнок. Женщина берёт ребёнка на руки, он успокаивается и закрывает глаза. Женщина с ребёнком на руках подходит к письменному столу, освещённому настольной лампой с зелёным абажуром. Её взгляд устремлён на фотографию в рамке, на которой изображён молодой, улыбающийся гауптштурмфюрер СС.
-Женщина с ребёнком на руках подходит к открытому окну и останавливается в позе Сикстинской Мадонны. С третьего этажа в лунном свете видна чистая улица с ровными рядами деревьев. Возле подъезда стоят два шуцмана в характерных касках. Они курят и тихо переговариваются.
-Среди почти полной тишины откуда-то сверху доносится едва различимый гул моторов. Некоторое время он нарастает, потом начинает удаляться.
-Камера показывает крупным планом в полутьме грустные глаза женщины, ласково вглядывающиеся в личико спящего ребёнка.
-Вдруг лицо женщины, ребёнка и всю комнату заливает яркий свет. Ещё мгновенье - и занавески на окнах взметнулись от страшного вихря.
***
-Камера показывает залитый светом город издали и сверху, с высоты двенадцати километров. Слышен громкий гул моторов. Крупным планом - лицо мужчины средних лет в шлемофоне. В наушниках слышен хрипловатый голос штурмана: "Командир, есть вспышка." Второй пилот оборачивается к командиру и сквозь гул моторов возбуждённо-радостно кричит: "Максим! Сделали!"
-Командир оборачивается к второму пилоту и молча смотрит на него несколько секунд. Потом с бесстрастным лицом одними губами говорит: "Сделали..."
-Второй пилот внимательнее вглядывается в лицо командира, видит выступившие на глазах слёзы и поспешно отворачивается.
***
-Комната политбюро. Сталин ходит, в нетерпении поглядывая на часы. На них два пятнадцать. Из радиоприёмника по-прежнему слышен голос диктора. И вдруг он замолкает. В комнату вбегает человек в генеральской форме: "Товарищ Сталин! Берлинское радио прекратило передачу."
-Сталин молча подходит к своему столу и долго выбивает из трубки в пепельницу несгоревший табак.
***
-В Лондоне в большом аппаратном зале сидят девушки в военной форме и в наушниках. На больших настенных часах - одиннадцать с четвертью. Камера показывает одну из девушек крупным планом. Она слушает ту же самую немецкую радиопередачу.
-Вдруг звук пропадает. Девушка крутит ручку верньера - звука нет. Она подзывает человека в форме капитана: "Сэр, берлинское радио замолчало."
***
-В бункере Гитлер и генералы склонились над картой. Вбегает адъютант. "Майн фюрер!" По глазам адъютанта видно - случилось что-то страшное.
***
-Вторая серия фильма. Сентябрь-октябрь 1941 года. Во весь экран - компьютерная карта Европы, которую справа налево заливает красная краска. Победоносная Красная Армия, почти не встречая сопротивления, вихрем проносится по дорогам Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Испании, Португалии...
-Крупные планы: над Эйфелевой башней проносится звено штурмовиков ИЛ-2; на фоне холма с оливковыми деревьями и танка Т-34 старая испанка в чёрном поит танкистов вином из бурдюка; загорелый солдат с автоматом ППШ на груди трофейным штык-ножом вырезает на стене Колизея слово: "Дошли!"
***
-Ночь, кабинет Л.П.Берии, на стене висит большая карта Европы. Лаврентий Павлович встаёт из-за стола. Из-за настольной лампы его грузная фигура отбрасывает на стену тёмную, отчётливую тень.
-Берия подходит к карте, и его тень закрывает Европу.
***
-А конец второй серии такой:
- Снова конец 1930-х годов. Тёплая июльская ночь. Из затемнения появляются яркие пятна уличных фонарей. Чёрный воронок. Четверо в сапогах поднимаются по тёмной лестнице.
-Яркий свет лампы. Пронзительный голос: "Кто с тобой работает!?" Крупным планом: окровавленное лицо молодого физика с выбитыми зубами.
***
-Конец...