Гастроли Атербалета из Италии в Москве

Анна Иванова
Гастроли «Атербалета» из Италии в Москве.

В рамках фестиваля культур Италии и России состоялись гастроли «Атербалета» из района Реджио Эмилия Италии в постановке хореографа Мауро Бигонцетти, который в настоящее время является одним из лидеров современного балета. Спектакли этого балета модерн настолько необычны, оригинальны и высоко профессиональны, что пользуются славой далеко за пределами Италии.
В репертуаре Атербалета произведения выдающихся мастеров, таких как Баланчин, Макмиллан, Бежар. Состав труппы всего 20 танцовщиков, но все исполнители Атербалета – солисты, причем владеющие в равной степени всевозможными спектрами современного танца. У всех танцоров без исключения сильный прыжок, и при этом они очень легко и естественно переходят от классического исполнения к модерну.
Внешний облик и формы представлений, которые творит на сцене труппа, отличаются от классических норм, но они удивляют своей оригинальностью, непредсказуемостью решений. Кроме того, несомненно подкупает их предельная эмоциональность и выразительность.

Мауро Бигонцетти в течение долгого времени сам был танцовщиком Атербалета, а в 1997 году возглавил труппу. С тех пор каждый год пополняет ее репертуар своими сочинениями. Он не всегда сторонник сюжетного балета и часто создает на сцене чистые абстракции, трактующие восприятие музыкальных мелодий. Его привлекает не сколько воссоздание музыкального произведения, сколько отражение сферы чувств через музыку и пластику. При этом хореограф поощряет импровизацию актеров, но допускает такое стихийное сценическое самовыражение танцоров всегда в пределах заданного им рисунка.
В его балетах обилие новых приемов и оригинальных метафорических сюжетов. Такова, например, постановка на музыку Россини. Этот бессюжетный балет распадается на две части. В первой - сидящие на высоких стульях за длинным праздничным столом актеры ритмически раскачиваются в такт музыке. Темп все нарастает, актеры раскачиваются все стремительнее, придавая всей сцене метафорическое значение какого- то ритуального действа с легким налетом безумия. Вторая часть разворачивается на специальном помосте, ассоциативно напоминающим алтарь любовного жертвоприношения, на котором герои произносят свои страстные диалоги любви.
По своей бессюжетности и по воспроизведению типажей итальянского неореализма все это действо неуловимо напоминает фильмы Федерико Феллини.

Сам хореограф так говорит о своем восприятии балета: «Если относиться к балету со страстью и любовью, то зрители немедленно почувствуют это и последуют за вами».
И действительно, несмотря на непривычную для русского зрителя - ценителя классического балета, хореографию, скорее напоминающую художественную гимнастику или выступление театра пантомимы, несмотря на порой шокирующие пластические импровизации, зритель был, несомненно, увлечен этим почти феерическим действием.
Более всего подкупало точное и искреннее воплощение музыки в танце, начиная от лирических композиций Перселла, до многогранности Баха, и далее к искрометным музыкальным шуткам Россини.
Мне посчастливилось увидеть одноактные балеты «Посвящение Баху», «Песни» на музыку старинного английского композитора Перселла и «Карты Россини» в исполнении «Атербалета». Произведения небольшие по объему, но значимые по воплощению оригинальных идей хореографа и блестящие по воссозданию в танце чувств, которые будит музыка этих очень разных, но равно великих композиторов.

Балет «Посвящение Баху» создан к 250-летию со дня смерти великого композитора. Это хореографическое воплощение целой вселенной Баха. Исключительная гармония, присущая произведениям Баха, выражена в пластическом рисунке почти с геометрической точностью, а динамика соответствует мельчайшим нюансам музыкальных интонаций, их подъемов и спадов. На сцене воссоздается почти видимый музыкальный собор, такой же гармонически стройный и прекрасный, как и архитектурные шедевры готики.
«Посвящение Баху», по словам хореографа, было навеяно «Божественной комедией» Данте и стало величественной симфонией пластики и музыки, ассоциативного воплощения идей и видений гениального итальянского провидца.

В «Песнях» на музыку Перселла, Маурио Бигонцетти обращается к музыке одного из своих самых любимых композиторов. Тонкое, возвышенное и лирически чувственное трехголосие Песен передает самые сокровенные и глубокие чувства. Это воистину Песнь любви, искренняя, лирическая и страстная одновременно.
Песни Перселла в исполнении «Атербалета» - это яркое, эротичное восприятие музыки. Но это и отражение внутренней страсти и гармонии настоящей Песни любви.

Совсем иная по тональности и настроению танцевальная композиция на музыку Россини. «Карты Россини» - это абстракция, не имеющая драматического сюжета, но не ставшая от этого менее выразительной. Это отдельные драматические или комические зарисовки в танце. Но это и динамическое и четкое воплощение блестящей музыки Россини.
Захватывающая, увлекающая динамикой музыка Россини воспринимается хореографом как блестящая музыкальная шутка. И он во- многом прав. Музыка Россини, действительно, насыщена шуткой и весельем. Хореографу и артистам удалось передать и ритм, и темп, и настроение этой воистину гениальной музыки.

Итак, что такое «Атербалет»? Ритмически оригинальный рисунок, необычная пластика, сочетающая резкость движений рук и поворотов с общим гармоничным стилем танца.
Это блестящее воплощение музыки в пластике и движении. Это даже не танец, а именно выражение в движении, в танце малейшего нюанса, каждой ноты, каждой музыкальной интонации.

При виде этого танцевального воплощения музыки рождается общее ощущение гармонии. А оригинальный танец при этом служит дополнительным средством для постижения красоты музыки, для понимания музыкальных мыслей, интонаций и чувств.

Несмотря на то, что все эти произведения очень разные по танцевальному стилю и музыкальному характеру, они все были об одном и том же – о любви и страсти. И невозможно было не почувствовать, что они были сотворены, задуманы и блестяще исполнены – с любовью и страстью. С любовью к музыке и страстью к балету.
Подтверждение тому - импровизационный характер танца, ведь импровизация только и возможна при сочетании мастерства, близкого к совершенству, и огромной любви к своему делу.

И еще одна важная черта театра танца «Атербалет»- его связь с настоящим. Человек, его чувства, любовь, страх, протест – вот главное действующее лицо в этом танцевальном представлении. Это танец о вечных вопросах, терзающих людей и о вечных чувствах. Он заставляет размышлять, задавать вопросы, сопереживать и возможно даже - танцевать душой вместе, ибо танец здесь – это не только воплощение музыки в пластике движения, но и самовыражение актеров, и проявление их чувств. А ведь именно этим и дорог нам танец.


Июнь 2005, Москва