Разум или эмоции?

Максим Стольников
-В человеке постоянно борются два начала: рациональное и эмоциональное.
-Рациональное начало стремится познать объективные законы окружающего мира и на основе этого знания упорядочить жизнь человеческого общества, ввести его развитие в рамки определённых правил. Это – долгий и сложный путь.
-Эмоциональное начало – нетерпеливо. Оно всегда недовольно существующими правилами и стремится их обойти, а ещё лучше – разрушить, надеясь выйти на более простой и быстрый вариант развития.
-Человеку трудно заставить себя подчиняться разуму, и лишь немногим удаётся это сделать. Абсолютное большинство людей не могут совладать с эмоциями и периодически впадают в состояние, когда им хочется «рвать и метать».
-Особенно опасна в этом отношении толпа. Толпа полностью подвержена эмоциям, в толпе разум вообще не имеет шансов на успех.
-Этим и отличается демократия от охлократии. И то, и другое – глас народа, глас Божий, но в первом случае он более или менее упорядочен, а во втором случае – хаотичен. Принцип демократии – выработка и соблюдение всеми членами общества определённых стабильных правил. Принцип охлократии – «что хочу, то и ворочу».
-Парадоксально, но факт: общественные движения, взывающие к порядку, на поверку оказываются одними из самых хаосообразующих.
-Яркие примеры – коммунистическая или фашистская формы управления обществом. И коммунисты, и фашисты утверждают, что ставят о главу угла «закон и порядок». На самом же деле, и при коммунистической, и при фашистской власти все ключевые решения принимаются не на основе стабильных и единых для всех правил, а «по усмотрению начальства».
-Поэтому и стали возможны такие явления, как массовые репрессии, геноцид или китайский «большой скачок». Всё это – разные проявления волюнтаризма, склонности менять правила в ходе игры, столь характерной для толпы.
-И коммунистическая, и фашистская формы управления обществом – это, по сути своей, охлократия в её высшем проявлении, власть толпы, власть эмоций. Недаром и для коммунистических, и для фашистских режимов характерны массовые демонстрации, визуально отождествляющие толпу с «народом».
-Власть эмоций неизбежно из раза в раз приводит общество к безрассудным действиям и, в результате, к национальной катастрофе. Но это не останавливает последующие поколения адептов охлократии. Яркий пример – движение антиглобалистов, представляющее собой безответственную попытку развалить существующую и неплохо функционирующую систему правил. Эту систему можно совершенствовать через систему демократических институтов, но для антиглобалистов это слишком скучно. Им надо "рвать и метать".
-К этому же ряду относятся и другие эмоциональные попытки совершенствования мира, включая современный терроризм.
-Эти и другие "революционеры" не хотят понять, что слом нынешней, пусть несовершенной системы, чреват очередной катастрофой, которая не ускорит, а лишь замедлит развитие.
-Либеральная концепция мира (так, как она понимается, например, Милтоном Фридманом) – глубоко рациональна. Она исходит из объективных устремлений человека и объективных законов общества. Она требует создания в обществе чёткой системы правил и соблюдения их всеми людьми для сведения к минимуму возможностей для проявления субъективизма и волюнтаризма.
-В то же время, поскольку физические и умственные возможности разных людей различны, неизбежный результат реализации либеральной концепции – социальное неравенство. Но надо сознавать, что социальное неравенство – неизбежное зло, которое можно уменьшить с использованием демократических институтов, но невозможно устранить через слом этих институтов.
-Демократия очень сложна для понимания, как концепция, и очень сложна в управлении, как практический инструмент. Но ничего лучшего пока не придумано.
-Неужели так трудно это понять?