Записки начинающего речного волка

Пьяный Викинг
 Часть первая
 Спокойная вода

 -Вы думаете, нам царям легко…
 крылатая фраза из
 к/ф "Иван Васильевич
 меняет профессию"

Покупки

 Наступил тот славный миг, когда я и Арман стали счастливыми обладателями "Ласточек-1", которые если верить руководству по эксплуатации выпускаются в 2-х исполнениях 04 и 05 отличающихся друг от друга наличием фартука или как его называют бывалые байдарочники - юбкой (на ум сразу приходить фраза из КВНа: -Юбку Колобку, юбку). Вот именно эти два исполнения мы и купили Арману с юбкой, мне без, впрочем, это временное явление, так как наличие в магазинах липучки, палаточной ткани, толстой медной проволоки говорят о том, что не долго мне плавать без фартука.
 Покупали мы их с большим энтузиазмом, явно предвкушая, как ловко мы будем орудовать веслом, как быстро поплывут наши посудины. При покупке байдарки жизненно необходимо позаботиться о своей безопасности, поэтому мы направились покупать спасжилеты, не то что мы не умеем плавать, вовсе нет, но каска и жилет вещи для байдарочника обязательные, остальное гидрокостюм и прочее не более чем гнутые пальцы (хотя конечно, с ним удобнее, чем без него). От покупки жилетов нас отговорила Асель (жена Армана), не подумайте, что она хотела, чтобы мы утонули вовсе нет, просто через пару дней в "Робинзон" должны завести американские спасжилеты, которые почему-то безопаснее, чем наши (кто знает почему?). На мою попытку сострить на тему того, что покупать "америкотские" жилеты это круто, Аселя, огорошила фразой: "Крутые пацаны покупает ружья за три штуки баксов." (фраза не совсем точная, но я забыл название этой дорогостоящей марки ружья). Оглядев себя и Армана, я понял, что из золотых болтов на наших пальцах присутствуют только тоненькие обручальные кольца, а назвать нас бритоголовыми не сподобиться, даже сильно заросший волосами хиппи. Поэтому пришлось признать, что мы явно не "крутые пацаны" и засунув указательные пальцы в нос, изобразить из себя лохов.
 Как выглядели байдарки в комплекте: байдарка Армана - рюкзак из защитной ткани с кармашками и чехол с веслами, моя байдарка выглядела значительно интереснее, во первых я так подозреваю, что мой чехол, точнее сказать прародитель моего чехла от байдарки, был вещмешком американского морского пехотинца (а у каких войск еще быть мешок с прорезиненным дном), который был похищен секретным японским подразделением "Подводные драконы" при атаке на Пирл Харборо, потом во время разгрома Кантунской армии, данный вещмешок перешел в руки солдата Советской армии, а тот в свою очередь, вернувшись домой в родной Ярославль, подарил его внуку, который через пятнадцать лет, стал разработчиком чехлов для байдарок ОАО "Ярославрезинтехника", такая вот славная история, во вторых никаких кармашков на нем не наблюдалось, зачем морпеху кармашки, чего он туда складывать будет. На этом история о покупке байдарки заканчивается и начинается совсем другая история.

К последнему морю

 Каждый взял себе надел,
 Кур завел и там сидел,
 Охраняя свой удел не у дел.
 В.Высоцкий
По какой-то нелепой случайности, внутри Алматы нет водоемов пригодных для испытаний наших "Ласточек", а раз так вариантов не было, нас ждало Капчагайское водохранилище. Преодолев пробку на Рыскулова Белинского, мы рванули по трассе на Капчагай. Само описание пути не заслуживает того, чтобы его описывать, ничего особенно выдающегося по дороге встречено не было. И мы планомерно продвигались к своей цели, пока не доехали до грозной надписи: "А ТЫ ЗАПЛАТИЛ НАЛОГИ?", почему она находиться так далеко от города лично для меня полная загадка, но я предполагаю, что это сделано для того, чтобы не смущать нежные души чиновников всех мастей, которые старательно избегают этой почетной обязанности каждого гражданина. Через несколько метров от надписи находиться пост ГАИ, плюс к этому стоит знак обгон запрещен, кроме того, буквально перед постом двухполосная дорога превращается в однополосную, так как какой-то изобретательный дурак перегородил часть дороги металлическим заборчиком, теперь что будет делать водитель, на уровне рефлекса увидев впереди препятствие, есть шанс, что он перестроится с правой закрытой полосы в левую и учитывая ограничение скорости 30км/ч, есть вероятность, что он таки обгонит машину едущую по левой полосе, к великой радости стоящих в будке гаишников. Кстати забавно выглядит будка где они стоят, каменное сооружение примерно 5кв.м в котором набито их штук шесть, при чем во все стороны торчат красные жесты, не дать не взять спартанцы во время битвы при Фермопилах (триста спартанцев помните). Успешно, т.е. без остановки проехав пост, мы плавно стали удаляться от гаишников, когда за нами пристроилась малолитражная "Пежо" не знаю, что мнил о себе водитель этой машинки, но скорость в 60км/ч его явно не устраивала, по этому мы уступили дорогу, но видно в голове у него что-то протекало поэтому обогнав нас, он резко нажал на тормоз….. Нет никакого "БАМ!" не было, т.к. я двигался с небольшой скоростью, естественно тормозной путь был коротким. Арман предложил догнать паразита и набить ему морду. Прикинув время, было решено оставить самоубийцу в покое, пускай ищет свои травмы в другом месте, потому как за такое можно было его и с трассы дугой пихнуть, да еще попинать ногами. Вот уж воистину, когда нет мозгов - голова ни к чему. Ладно, оставим это в стороне и продолжим нашу дорогу на Капчагай.
Вот мы доехали до той точке, когда GPS Армана, стала бесполезным предметом, начался поиск съезда к Капчагаю. Мы съехали на какую тропку, по которой ехали легковые машины и решив не ехать по ней, двинули по какой-то грунтовой дорожке. По мере продвижения, в голову приходили мысли, что эта конкретная трасса, прокатана какими-то джиперами, как учебная. Само водохранилище манило мнимой близостью, но добраться до него не удавалось по причине того, что дорогу преграждали железнодорожные пути без какого-либо намека на переезд, по крайней мере, к тому времени я уж несколько раз предлагал вернуться и попытаться найти другой проход, когда мы увидели тоннель. Проехав сквозь него, мы увидели кучу указателей к различным зонам отдыха, дело в том, что теперь весь берег Капчагая перегорожен, заборами, столбиками с колючей проволокой, кучей ворот примерно метров за пятьсот до вожделенной воды. Вот он оскал доморощенного капитализма, участки по берегам выкупили, заборы и прочие редуты, воткнули, а вот на облагораживание территории денег, естественно нет. Чтобы сделал в такой ситуации западный бизнесмен: а) взял бы кредит в банке; б) сдал бы участок в аренду тому, у кого есть деньги, на облагораживание территории или нашел бы партнера; в) продал бы участок, что делает доморощенный бизнесмен: он обматывает ворота ржавой цепью, вешает на него амбарный замок и счастливо сидит дома, млея от восторга, как выгодно он вложил деньги, как классно ему теперь, как он будет приезжать с друзьями на пляж. Вот такой вот бизнес, как они еще в воде дорожки с поплавками не натянули, наверное, просто денег не хватило, а то бы сделали и дорожки и заколы всякие, чтоб не дай бог, не приплыл к ним ворог, какой с соседнего пляжа. Проехав штук пять ворот, с одинаково ржавыми цепями и замками с полным отсутствием признаков жизни на территории, мы решили развернуться, чтобы вернуться назад и попытаться найти другой подъезд.
  Когда заприметили вдалеке машины возле воды и работающих рабочих, чуть ближе. И хотя ворота, за которыми все это происходило, правильно: были оборудованы ржавой цепью с ржавым замком. О чудо! Они не были заперты, а подошедший мужик сообщил, что пустит нас на берег, правда где-то у него там кабель лежит, и он не уверен, что мы там проедем. Я так и не понял, чего он собственно опасался, наверное, что мы в песок сядем потому, как других препятствий там не было. Проезд за ворота обошелся нам в огромную сумму денег, аж в 200 тенге.

Два капитана или продвинутая версия резинового матраса

 Байдарка "Ласточка1" представляет собой
 резинотканевое изделие, принимающее
 вытянутую и одинаково заостренную
 с обоих концов форму в плане
 при наполнении его воздухом.
 Из Руководства по эксплуатации

 -Что ты, чтобы стоять на месте, тут
 нужно бежать в два раза быстрее.
 Черная Королева Алисе

 Достать байдарку из машины и чехлов дело плевое. Это присказка, сказка впереди, я не знаю, какой паразит в далеком Ярославле изобрел насос "лягушку" с пластиковым дном. У меня есть два варианта, первый, парень был таэквондистом и ему для аппаль (удар ногой из таэквондо) нужно было отработать "взрыв", второй вариант, это злобный мизантроп ненавидящий все человечество в целом и байдарочников в частности. Накачивать байдарку то еще удовольствие, если сильно на полный качок нажал пластиковое дно тут же вылетает и насос перестает качать, нажимать на него можно только носком, да и то резко отдергивая ногу или способом Армана, это когда нужно стать на четвереньки и качать двумя руками. Возможно, если качать не спеша, это в удовольствие, но дело было в 19:10, а если верить GPS закат должен был наступить в 20: 10. т.е. у нас был ровно час времени на все. Поэтому, поминая добрыми словами создателя "лягушки", мы качали байдарки. Вначале дно, потом борта, потом деки спереди и сзади и наконец сиденье. Мужик, который нас пропустил, с интересом разглядывал диковинные лодки, потом поинтересовался: - А сети можно на этих лодках ставить. Получив отрицательный ответ, он полностью утратил всяческий интерес к байдаркам.
Наконец байдарки были надуты, волнующий миг спуска на воду. Сели мы в них достаточно удачно не упав сами и не уронив весла, Арман сдвинулся с камней и поплыл, я же поскольку вешу чуть больше Армана решил встать и подтолкнуть лодочку. Очень надо сказать удачно подтолкнул, далеко и самое главное одежду на себе постирал, ага так прям так в одежде и булькнулся. Попутно выяснив, что у весла имеется определенный запас плавучести. Но как и все в этой жизни, мое купание закончилось, я оседлал норовистую "Ласточку" и попытался поплыть. Куда там вопреки ожиданиям Ласточка стала рыскать из стороны в сторону, крутится по кругу. Только через полчаса наше неуклюжее барахтанье стало более-менее походить на осмысленное плаванье, единственное должной скорости достичь не удалось, но для первого раза этого было более чем достаточно. Тем более что нам удалось отплыть на приличное расстояние от места старта. Особенно хорошо было, отплыв от берега просто полежать на небольших волнах Капчагая, это ни с чем не сравнимое ощущение лежишь себе на волнах, тебя плавно покачивает, смотришь на небо местами закрытое тучами. Вот тогда начинаешь понимать, почему древние так любили плавать, уверен помимо исследований или грабежа прибрежных поселение их все-таки влекло это ощущение "беспредельного", в которое на минуту, позволила заглянуть эта маленькая лодочка. И пускай говорят, что с мотором было бы лучше, пусть обзывают ее резиновым матрасом "Ласточка" дает возможность почувствовать и понять чувства средневекового моряка и стоит ли требовать от нее большего?

Возвращение блудного попугая

 Нормальные герои, всегда идут в обход..
 песня из к/ф "Айболит 66"

 Тот, кто думает, что наше возвращение было устлано розами, глубоко заблуждается. Как не крути, а время на просушку байдарок требуется, более менее высушив лодки мы сдули их и спрятали, кстати сдуваются они тоже не так уж и быстро. Решив в темноте не карабкаться по барханам, мы стали искать дорогу домой. Руководствуясь направлением, данным нам GPS, решили ехать по дороге, а не по барханам стоит ли говорить, что вместо выезда на трассу Алматы-Капчагай мы въехали в принадлежащую кому-то зону отдыха. Денег у этих ребят явно куры не клюют, именно такой вывод напрашивался после того, как мы увидели дворцовые здания достойные, какого-нибудь барона, все было хорошо, вот только охраннику на входе видать не заплатили, отчего он горемычный сбежал в пампасы. В результате сторожка, из которой он должен был управлять воротами (нет вы не ослышались, ворота управлялись электромотором никаких ржавых замков) была покинута и безжизненна. Совершив изящный разворот, слегка зацепив клумбу, мы на глазах изумленной публики вылетели обратно, вои такой вот пиратский набег. Естественно вскоре выяснилось, что изначально мы ехали совсем не в ту сторону, но теперь исправляя ошибку мы наконец-то выбрались на долгожданную трассу и успешно добрались домой, самое забавно то что после этой встряски температурный баланс автомобиля ранее барахливший вернулся в норму.
 
Восемь километров.

 …Бойцовый кот, есть,
 самостоятельная боевая единица.
 Стругацкие "Парень из преисподней "

 …И тогда я подумал, раз уж я добежал
 до конца города, почему бы мне
 не добежать до конца штата…
 Форест Гамп

 Итак, третий раз на воде. О первом плаванье вы знаете, о втором ввиду его полной не интересности я умолчал, не рассказывать же вам мои читатели о том, как мы выталкивали севший в мокрый песок Прадик, то есть рассказать, конечно можно, да только какое отношение это будет иметь к плаванью на байдарках - правильно абсолютно никакого.
Скажу лишь, что плавали мы во второй раз немногим лучше первого, разве что никто не кильнулся, хотя Арман почти это сделал, зачерпнув бортом достаточное количество воды, для того чтобы почувствовать себя водоплавающим в прямом смысле этого слова. Больше ничего знаменательного в тот день не произошло.
А вот рассказ о третьем плавании, стоит начать с пятницы, а именно со звонка Армана, который радостно-дрожащим голосом сообщил, что он нашел спасжилеты, всего по 3500тенге за штуку и гидромешки. Спасжилеты были российского производства фирмы "Хольстер" и стоит заметить, весьма неплохого качества, застежки на них, в отличие от ранее нами увиденных, проявляли, куда меньшую свободу и не позволяли себе самостоятельно расстегиваться. Так же был куплен один гидромешок для испытаний, кто-то может подумать, что это предмет далеко не первой необходимости, но это не так, поскольку кильнуться может даже опытный байдарочник, чего уж говорить о новичках. Как известно у машины есть сигнализация с брелком, который не смотря на все свои несомненно полезные свойства, к хранению под водой не предназначен. Оставлять машину открытой тоже нельзя, а каждый раз закапывать сигнализацию под колесо или зеленея от натуги завязывать ее в триста пакетиков - не дело.
И вот наступила долгожданная суббота подъем в 05:00, в 06:30 мы встретились с Арманом, в 8:20 байдарки накачаны, последние звонки домашним, Арман судорожно составляющий текст завещания и заверяющий его как капитан плавсредства. Нехитрый провиант в байдарки: воду, орехи, курагу, изюм; все флотилия готова к спуску на воду. Да и непременное чтение магической книги В.Юрина "Сольфеджио белой воды" настраивающая нас на правильную греблю, а то ведь не понять иначе, что делать с этим веслом. Спуск прошел без приключений никто некилялся, по нашим каменным лицам было видно, что мы полны решимости (вот только, что именно сделать пришлось придумывать по ходу пьесы).
На этот раз GPS была взята с собой, благо все изделия Carmin как одно водонепроницаемые. И началась плавная работа веслами, самое забавное в управлении байдаркой заключается в том, что скорость лодки зависит не от того, сколько силы будет приложено на весло, а от того насколько правильно ты гребешь, потому как весла по меткому выражению Армана: "как бы царапают воду". Наверное, в первый раз наша гребля стала осмысленной, при этом усилия затрачивались минимальные, секрет прост: если грести руками - устанешь быстро, если делать тоже самое корпусом - нет. Достаточно легко проплыв километр, было решено проплыть два, проплыв два проплыли и третий, я стал подбивать Армана, переплыть Капчагай от берега, до берега, благо там все 15км. Но в 16:00 его ждала тетя на своем юбилее, посему решили штурм Капчагая отложить до следующей недели. После трех км, торжественно выпили минералки, выкурили сигарету выполнявшую в данному случае роль трубки мира. После чего развалившись в байдарках легли в дрейф, дрейфовали мы по временным прикидкам наверное с полчаса. Здорово это, лежишь на байдарке, а проказник ветерок сносит тебя к берегу. Продрейфовав, таким образом 270 метров, мы снова взялись за весла, для того чтобы плыть обратно, но увидели красивый песчаный мыс, плох тот матрос который не мечтает быть капитаном, естественно пропустить мыс мы не могли (что такое два км в сторону). Рядом с мысом находилась песчаная отмель, и вскоре пришлось положить весла и идти на руках потому как вылезать в воду не хотелось, так и толкался я руками, до самого берега оставляя странный след на мелководье. Ни дать, ни взять чудище вылезало на берег, хвост лапы все четко видно на песке.
Наверное, чудищами мы показались не только тем, кто потом даст себе труда разглядеть наши следы под водой, но мужичкам, которые на берегу что-то разбирали в "Уазике", на всякий случай ретировались от нас подальше, думаю наши ярко оранжевые спасжилеты, навели их на мысль, что они имеют дело с Госрыбнадзором. Освободив берег, мы забрались в гидромешок, который несмотря на то, что сверху был мокрым внутри сохранил все в первозданной сухости, перекусив орехами, изюмом и курагой, мы снова ушли в воду. Последний километр, был самым сложным, дело в том, что от ветра и движения катеров и баркасов поднялись волны, и приходилось бороться с волнами, чтобы не перевернуться, потому как разворачивать, байдарку, носом к волне смысла не имело, мы шли параллельно берегу где-то метров через триста включилось второе дыхание и не музыкально воя песню: "а я на берег домой хочу, я так давно не видел "ПРАДО", мы прорвались к берегу.
Я не знаю, много ли 8км для профи, но для начинающих третий раз оказавшихся в байдарке это было более, чем нормально.
  Домой мы ехали чуть уставшие и ощущали себя Синдбадами Мореходами и корякскими охотниками одновременно.

Пиратская флотилия Капчагая

 …Лучше нет для нас подарка,
 чем зеленая байдарка.
 Туристическая песня

 "..на галеры, ссылали преступников.."
 фраза из Учебника истории


 Вот и свершилось. Мы переплыли Капчагай, но обо всем по порядку. Воскресенье. Дичайшая жара. Термометр сошел с ума и показывал +47 С, хочется залезть в прохладный погреб и там, в тиши и прохладе спать до осени. Правда, это нормальным людям, а байдарочникам-туристам-любителям, в нашем лице ничего подобного в голову и не приходило. Душа требовала подвига. На это раз никакой подготовки толком и не было, нельзя же назвать подготовкой то, что Арман перед этим сильно употребил горячительное и прибывал в состоянии мрачного похмелья, в то время как я напротив накануне излишне перетренировался и чувствовал себя примерно так же, как Арман, но по другим причинам. Видимо поэтому о провианте мы почти не позаботились, так взяли немного воды. Впрочем, один комичный момент присутствовал, понимая, что без связи с землей никак, Арман предложил купить презервативы без смазки, и закатать в них рацию и сотку. Не знаю как вам читающим это, но аптекарям все это казалось крайне странным, вламываются в аптеку два небритых детины и требуют презервативов без смазки. Как я потом заметил: Хорошо, что мы еще вазелин не покупали, а то что бы про нас тогда подумали?
 После чего встретили на трассе Алексея, чья роль в предстоящем мероприятии была огромна, потому как именно он должен был взять мой Прадик, и уехав с северного берега, на южный встретить нас, при этом радостно паля вверх из ракетницы, а для этого Алексей должен был пересечь кордон с ментами выдавая себя за меня. Когда наши попы приняли положения свернутой в тюке байдарке, на которой мы сидели (увы в машине, по причине отсутствия кондишена было жарковато), подъехал Алексей с женой и мы двинулись на южный берег. Трасса шла по умеренному бездорожью и все бы ничего, но машина Алексей, была создана для скоростных трасс, а не для рытвин и ям. Поэтому ехали мы очень медленно, наконец, впереди показался Капчагай. Зафиксировав на GPS точку прибытия, мы отправились на северный берег, с которого должна была начаться наша одиссея.
Долго мы ехали, коротко ли, но к прибытию на северный берег время на часах показывало 12:00, а значит, солнце навалилось на нас с удвоенной силой. Накачав байдарки, мы попрощались с Алексеем его женой и смотрителем берега, который напутствовал нас фразой: Утоните, ко мне плавать не приезжайте! Видать сильный брухо (исп. колдун) этот мужик, если опасался, что мы в виде зомби будет приплывать к нему на берег, пугая туристов.
 Но вот байдарки спущены на воду отмахав четыре километра, мы выпили водички, отмахали еще три км. При этом дул ветер в результате, чего мы уже привычно боролись с волнами. Где-то после 11км, мы стали вполне мере ощущать последствия вчерашнего дня. Все мышцы, которые я насиловал в спортзале, стали просить пощады и вообще требовать покоя, Арман испытывал примерно такое же, с тем лишь отличием, что весь его организм пытался впасть в кому. А тут еще в довершение всех бед ветерок пропал и солнце в полной мере явило свою силу. Еще два километра кончилась вода, под черепной коробкой стали закипать мозги. Пришлось прибегнуть к единственному способу охлаждения, воде за бортом, а то Арману уже стали летучие голландцы мерещится. Вода гладкая, как стекло, весла чиркают по ней с нулевым эффектом, мышцы пресса завязались узлом и никак не хотят распутываться, намоченная рация вместо голоса Алексея, выдает белый шум. Сзади туман, впереди тоже. Весла натирают ладони. Вылитая на голову вода, высыхает сразу после полива. Еще два километра, адский труд, ругаемся на жару, как галерные рабы. Вроде видим Алексея, хотя может быть это мираж или тепловой удар. Губы обгорели на солнце. Арман, вроде бы засек ракету, тупо пялюсь в небо - пустота. Интересно у кого из двоих тепловик?! Пресс болит еще больше, хотя минуту назад, казалось, что такое невозможно. Плывем на силе воле, больше плыть просто не на чем, а так сжал зубы до хруста и вперед. Наш верный путеводитель GPS, пытается показывать норов и время от времени выключается.
Наконец четко сориентировались. Последние метры. Берег. Хочется есть и пить, радоваться сил нет. На берегу, Алексей потчует едой по-королевски колбаса, лепешки, огурцы. Там же он извиняется и говорит, что забыл ракетницу дома, но зато сигналил и мигал фарами. Ни того, ни другого мы не видели и не слышали, зато Арман видел ракету.
Итог 16км с хвостиком на веслах, максимальная скорость 8,9 км/ч, минимальная 4,9км/ч. С большим трудом заставили себя вытереть и сложить байдарку.
На обратном пути видели гадюку, она переползала дорогу перед Прадиком, странно машины она не боялась, даже голову приподняла над землей, чтобы нас разглядеть что ли? Потом когда Алексей и Арман вышли из машины, гадюка удрала. Видать среди зверей и тварей ползучих прошел слух о двух пиратах пересекших море воды. А может и не прошел, но Капчагай сдался несмотря ни на что.
И наверно на этом можно закончить дневник начинающего речного волка. Потому что, дальше уже трудно будет влезть в шкуру начинающего на спокойной воде, с другой стороны есть же еще и реки.
Конец первой части.