Буквальная жизнь

Дарья Богомолова
1 На экране - монитор электрокардиографа с бегущей по нему кривой. Фокусировка на первый план: вид капельницы с физраствором. За кадром – звук дыхания через маску.

2 Дверь. На двери табличка с надписью "Редактор". Чуть ниже – там где ручка двери и замочная скважина – голова самого редактора, который стоит, прислушиваясь к тому, что происходит в его кабинете в то время, пока его там нет.
В кабинете сидят два Журналиста и Оператор, которых вызвал к себе Редактор для дачи инструкций по поводу предстоящего интервью.
На столе стоит полная ваза яблок.
Оператор стоит у окна, спиной к остальным, молча смотрит на улицу. Журналисты разговаривают. Во время разговора в кадре фигура Оператора, окно и все то, что за ним происходит.
[в кадре]1 доверительно_ Вчера ездил к маме...
[в кадре]2 (жует яблоко) заинтриговано_ ...и...?
1 убежденно_ Она сказала, что так нельзя больше работать. Я не развиваюсь. Все мои сюжеты похожи один на другой. пауза Это тупик.
[в кадре]2 берет еще яблоко, озабоченно качает головой. Оператор у окна хмыкает.
1 И ты понимаешь, что это означает?
2 в недоумении_ Нет.
1 возбужденно...что то же самое относится и к тебе, дубина! Ведь она думает, что то, что она видит по телевизору в новостях - только моих рук дело.
[в кадре]Я, конечно, не стал ее переубеждать и говорить, что нас тут много (многозначительно смотрит на 2 и Оператора).
В общем, надо что-то делать.
[в кадре]2 (выбрасывая огрызок) Кстати, это ты виноват в том, что она так решила (передразнивает): "пусть мама думает, что это я сам, все сам делаю, такой умный!"
[в кадре]1 Да ладно тебе... (берет камеру Оператора, наводит на 2) Нужен новый, неожиданный сюжет.
Дверь распахивается - входит Редактор. 2, протянувший было руку за последним яблоком, тут же ее одергивает. Оператор разворачивается.

3 Больница. За кадром все то же дыхание, неясный приглушенный свет, отдаленные голоса с неразличимыми словами.

4 Сцена VII Генерал
Панорама ночного города. (Изображение на экране обведено рамочкой с надписью REC снизу, изображение черно-белое.) Освещенное окно (закрыто). Его распахивает (створки наружу) женщина. Одета в домашний халатик и бигуди. Тут же скрывается. Открывается вид в кухню. За столом сидят двое. Плечисто-мускулистый загорелый «генерал» в белой майке с гладко уложенными черными волосами. Нормального (скорее худого) телосложения молодой человек в рубашке и классических брюках на ремне. Они разговаривают. Выпивают, закусывают, курят. Говорит больше «генерал» - достаточно громко и эмоционально. Второй в основном слушает, смотрит несколько недоверчиво. «Генерал» это замечает, кипятится еще больше.
Г_ Вылезаю я, значит, из камышей на берег. И тут ко мне подлетает маленькая такая черная собачонка - не собачонка – ни ушей, ни глаз не видать – и начинает кружить вокруг ног. Юркая такая, не уследишь за ней. Проходу не дает. Тьфу, думаю, что за черт! Пошла прочь, говорю, а сам глаз с нее не спускаю. Так и вертится под ногами. Надоело мне это, хотел было ее пнуть. Но тут голову поднимаю – ни хрена себе! Из кустов на меня такие вота зенки таращатся. Перетрусил я, надо сказать, - не то слово. Такие жуткие-жуткие, не мигают. Ну прям как в анекдоте про ежика – знаешь, нет? Ну, идет, значит, мужик по лесу...
Звонок в дверь. Панорама города.

5 Сцена V Дорога
Ночь. Трое (журналисты и Оператор) входят в дверь подъезда древнего вида. У них большая сумка с камерой и штатив. Поднимаются по полутемной лестнице. Журналисты разговаривают, Оператор молчит.
1 Нет, мы все-таки молодцы, что решили именно сегодня все и сделать. Это ты здорово придумал.
2 Угу, только спать очень хочется.
1 Ну, это ничего, это только сначала тяжело, а потом привыкаешь, и уже не хочется. Ничего не хочется.
2 А какой этаж-то? Ты считал?
1 Нет. У меня должно быть где-то записано, и этаж и номер квартиры. Сейчас, подержи-ка.
Передает сумку Оператору, левой рукой из правого заднего кармана достает бумажку, смотрит на нее.
1 Пятый.
2 Ты что, в темноте видишь?
1 Нет.
2 Понятно...
Достает зажигалку, светит.
2 На ней же ничего не написано.
1 Так ведь это не та бумажка.
2 А где та?
1 Не знаю, потерял, наверное.
2 А с чего ты тогда взял, что пятый?
1 Ну, я помню, что пятый был написан.
2 в ужасе смотрит на 1, затем все трое молча поднимаются дальше.

6 Больница. Появляются лица врачей в шапочках, сестра со шприцем, но все мутное, "скользкое", неустойчивое.
7 Один из журналистов настойчиво звонит в дверь. Через какое-то время ее открывает Люда, женщина в бигудях из сцены с Генералом. Она с удивлением смотрит на стоящих за дверью незнакомых ей людей. Из кухни раздается могучий бас:
Г_ Люда, кто там?
Ж_ Ой... Мы, кажется, не туда попали... Извините... (медленно пятится назад)
Люда поправляет прическу и закрывает дверь.

8 [за несколько дней до описываемых событий] Журналист 2 и Оператор сидят на крыше. Темно. Ночь. (Панорама города из сцены с Генералом – их рук дело.) Молчат оба.
2 Но она же любит тебя...
О_ Она постоянно чем-то недовольна: пришел – зачем, спрашивается, это сделал? Не пришел – почему, я ведь ждала?? То не так сказал, то не то сделал... Так не любят.
2 А ты ее?
О_ Сначала любил. Очень сильно. А потом вошло в привычку; и потом эти ее бесконечные претензии, и кислая физиономия...
2 А ты не пробовал никогда подумать хорошенько, может и правда сам виноват в чем?
О_ Думал, конечно. Только пришел к единственному выводу, что не права она все-таки.
2 Но у вас же были хорошие моменты, я тебя не таким помню: раньше ты хоть и не выспавшимся был (смеется), но счастливым.
О_ Да, был... Не знаю я, ладно. (пауза) Пошли?

9 Журналисты и Оператор снова поднимаются по лестнице. На этот раз молча. Звонят в другую дверь. Никто не открывает. Поднимаются до окна и решают обдумать сложившуюся ситуацию. Кушают шоколадку. Оператор "спит", прислонившись к стене.
1 Я вот что думаю...
2 Вкусно, кстати (жует)
1 А, это? Да... Так вот, надо нам еще дверь попробовать.
2 смотрит на него с укором, перестает жевать, заворачивает шоколадку:
2 Ну уж нет. И так еле ноги унесли. Две двери назад вон собака как начала рычать. Хватит с меня на сегодня.
1 Последнюю...
2 Нет, ну... (ловит умоляющий взгляд)... ладно, пошли... Но только, чур, последнюю!
1 Не вопрос.
Поднимаются еще немного. Звонят в дверь.

10 Сцена II Дома у главной героини
Прихожая. Видна приоткрытая дверь в комнату. В комнате кровать, в ней спит человек. Раздается звонок в дверь. Еще несколько раз; человек шевелится, нехотя встает. Это Гг-ня , она идет к двери (в пижаме, сонная).
В кадре диван. За кадром звук наливающегося кофе, звякает чашка. Появляется героиня, садится с кофе на диван.
Ж1_ Можно начинать?
Гг-ня_ Да, валяйте.
Ж_ Вот Вы говорили в Вашем недавнем интервью, что поднятие экономики невозможно без плановых преобразований во всех секторах хозяйственной жизни. И тем не менее, Ваши собственные действия никак не увязываются с этим убеждением...
2 в это время намазывает себе бутерброд маслом и одобрительно кивает. Перед ним на столе чашка дымящегося кофе.
Гг-ня_ Это не убеждение.
Ж_ Нет, ну Вы же сами утверждали, и не так давно, что...
Гг-ня_ Что не дает вам право называть это убеждением.
Ж_ Во всяком случае, Ваши слова...
Гг-ня_ Мои?
Ж_ Ну да, и Вы неоднократно...
Гг-ня_ Нет, подождите, вы сказали – убеждения, я вас правильно поняла?
Ж_ Что Вы хотите этим сказать?
Во время последней реплики 2 от неожиданности захлебывается кофе.

11 Сцена XI Писающий мальчик
По улице идет молодой человек. Сворачивает в заброшенный дом, входит в него. Подходит к стене, начинает расстегивать ремень. В этот момент за его спиной раздается тихое пение: «утро туманное...» и т.д., молодой человек в недоумении оборачивается. Возле другой стены, боком прислонясь к ней, стоит главный герой (Оператор) и поет, не глядя на него. Молодой человек молча, совершенно ошалевши, застегивает ремень и выходит из дома.

12 Сцена IV Дома у главной героини (продолжение)
Повтор последней фразы из СII.
Ж_ Что Вы хотите этим сказать?
Гг-ня_ Да это скорее я должна вам такие вопросы задавать! (Закуривает.) Так что вы хотели этим сказать?
Ж_ Насколько я Вас понял тогда...
Гг-ня_ Мое убеждение, да?
Ж неуверенно_ Ну да...
Гг-ня_ А почему вы именно так это назвали?
Ж_ Ну Вы же убедили всех...
Гг-ня_ Ха-ха-ха
Вид на темное окно, улица.

13 Ночь. Слабо освещенная комната. За столом сидит врач и что-то пишет. В кадре только его пишущие руки. Он останавливается. Теперь видна вся его фигура. Он задумался, трет глаза, снимает очки.
14 Сцена VI Интервью (продолжение)
Гг-ня_ Ха-ха-ха
Ж тихонько_ Хи-хи-хи
Гг-ня_ Вы что же это, серьезно сейчас сказали? Убедила! Да?
Оператор падает с приступом. Все кидаются к нему.

15 Сцена III Девушка и окно
За окном стремительно идет дождь. Отсыревшие ветхие створки плотно прикрыты, отчего вся ситуация кажется немного нереальной. Далекие и глухие звуки падающей воды, жесткие удары дождевых капель отрезают весь окружающий мир, оставляя только ее и это окно.
Она сидит на постели сбоку от окна, держа босые ноги аккуратно прямо – коленка к коленке, ступня к ступне. Прямые и стройные удивительно белые ноги, тонкая ночная рубашка чуть выше колен, изящный витой браслет на правом запястье в виде змеевидного серебряного кольца.
В задумчивости она дотрагивается до волос, поправляет прическу, потом слегка потягивается, неторопливо и слегка жеманно встает, подходит к окну.
На подоконнике, понемногу заливаемом дождевой водой – старые ветхие рамы, - лежат гребешки, заколки, записки, смятые деньги, таблетки, визитки, сломанный веер, чужие очки. Она берет таблетку, запивает ее водой из кувшина, начинает причесываться, задумчиво глядя в окно. В дверь стучат.
На оконном карнизе по ту сторону стекла сидит маленький мокрый воробей. Он растерянно смотрит по сторонам, то и дело встряхивая тяжелеющей головой.
Влажная рука с мягкой настойчивостью ложится на ее плечо. Она не выносит подобных неожиданных прикосновений. Оборачивается. Радостно улыбается .

16 Больница. На экране – метроном, медленно и беззвучно раскачивается маятник. За кадром – звук дыхания, который дополняется нарастающим и приближающимся звуком каблучков. По мере их приближения дыхание слегка учащается. Глубокий вздох, как бы пробуждение; камера поднимается выше от метронома, появляется окно, в которое видно начинающееся утро.

17 Утро нового рабочего дня. Кабинет редактора. Журналисты притащили туда тело бесчувственного Оператора. Сидящий в своем кресле Редактор смотрит на него, беспомощно лежащего посреди кабинета прямо на полу, не выражая никаких эмоций. Стоящая рядом с ним Помреж первая осознает нелепость сложившейся ситуации и принимается распекать всех участников сцены по поводу черствости и бессердечности коллег и босса по отношению к, возможно умирающему, человеку. Постепенно конфликт переходит в более узкое русло, становясь выяснением отношений между ней и "несправедливым" Редактором, выражающимся в эмоциональном монологе в адрес последнего. Громогласен и сокрушителен гнев угнетенного народа. Редактор все это внимательно выслушивает, ни слова не говоря, зевает и произносит:
Р_ Милочка, вызывайте скорую.
После этих слов Помреж приходит в себя и кидается к телефону.

18 Больница. Плохо освещенный коридор. Впереди – лестница (источник света), по ней спускается симпатичная медсестра, приветливо улыбается. Камера движется по коридору в ее сторону.

19 Оператор (это он шел по коридору, придя в себя) подходит к открытой двери и выходит на улицу. В стороне стоит группа, состоящая из всех действующих лиц фильма. Они разговаривают между собой, оборачиваются, улыбаются. Оператор подходит к ним.
О воодушевленно_ Я вот что подумал...
(оборачивается к 1) Помнишь, "новый неожиданный сюжет" и т.п.? Так вот, есть идея...