Отчего бабушкам и дедушкам не хватает тепла?

Е.Щедрин
Техника, вторгающаяся в сферу культуры, разрушает культуру, если под таковой понимать все то, что стимулирует и создает условия для добра в отношениях между людьми, для доброго расположения их духа.(Здесь речь не идет о культурах специфических, производившихся ради зла, например, в фашистской Германии и большевистском СССР).
Один пример.
Что нынче значат родители для детей, тем более бабушки и дедушки?
Прежде они были для молодых главным, а часто и единственным, источником увлекательной и полезной информации. Сегодня их в этом качестве заменили телевизор, компьютер, плеер, даже телефон (ибо он, используемый для сношения с предками, самого такого сношения полноценно, в сущности, не обеспечивает и выполняет скорее сигнальную, чем коммуникативную функцию). Перед тем "вытеснителями" предков были радио, кинотеатр, а еще раньше - книга и газета.
Главное, чем были полезны (и необходимы!) живые предки,- их опыт и знания, - теперь не актуально.
Следовательно, нет и того отношения к ним, которое в прежние времена делало их существование осмысленным, нужным, интересным. Сегодня старики чаще всего не ощущают себя нужными и полезными в той сфере жизни, которая доступна, в принципе, каждому, - в сфере семейных отношений.
Но бабушки и дедушки, как и стареющие родители, ищут спасения! Но что они находят?
Уже где-то в веке 16-м или 17-м веке (заметим, не так уж давно!) среди старшего поколения возникает новая, ранее не наблюдавшаяся тенденция, неуклонно становящаяся культурной нормой: завоевывать почтение и внимание к себе со стороны молодых разными имущественными благами в виде дарений, субсидий, ренты или наследства, как минимум, в виде прямого кормления. Такого не знали ни раннее Средневековье, ни Античность!
Сегодня, конечно, еще не все дети и внуки ценят своих родителей и дедов согласно масштабу ожидаемых от них благ. Но тенденция к этому есть, и она очень выразительна.
Интересно: что и как могло бы противостоять ей? А может быть, и противостоит?
И другой вопрос: не эта ли тенденция, постепенно распростаняющаяся "по аналогии", на отношения между всеми людьми, в том числе между молодыми, стала культурной базой для сложения капиталистических экономических отношений? Если так, то капитализм порожден книгой, затем газетой ("газетой" - первоначально называлась мелкая монета в Венеции начала XVI века, за которую можно было купить, как коробок спичек, печатный листок со свежими "бульварными" новостями; отсюда и пошло название такого издания). Даты совпадают.