Пасха в Константинополе. День второй. Босфор

Designer
Автобус направлялся к очередному памятнику православной культуры, но после Софьи это было малоинтересно. Даже то, что за входные билеты, мы с женой заплатили по десятке, не заставит меня вспомнить название этого храма. Конечно же, туда надо было ехать до того...
Мы добросовестно ходили за экскурсоводом, внимательно, по возможности, прислушивались к его рассказу, но всё это скользило мимо, не задевая эмоций...

Дальше, наш путь лежал во дворец последних правителей Турции – «Долма Бахче». Проехали под путепроводом, под которым мы уже раз проезжали, но тогда я не заметил, что всё огромное пространство под ним занято огромным велосипедным магазином! Тут были тысячи велосипедов! Такое количество велосипедов собранных вместе, я видел впервые!
Ещё мы проезжали под древним виадуком, когда-то снабжавшим Константинополь водой. Этот виадук, длинной больше шестисот метров, был построен ещё в седьмом веке!

Наконец подъехали к Босфору, на берегу которого и построен самый большой и роскошный дворец Турции.
Первое, на что экскурсовод обратил наше внимание, как только мы сошли с автобуса, – стадион и дальше, высоченную современную, эдакий огромный стеклянный кристалл – гостиницу, ещё недавно принадлежавшую   мультимиллионеру Доди Алфаеду, погибшему вместе  с принцессой Дианой.

Между тем, мы потихоньку брели к очереди перед входом на территорию «Долма Бахче».  Очередь исчезала в большом кубе из черного стекла, на поверку оказавшимся очередным пунктом досмотра. Мера предосторожности как в аэропортах. Мера совсем не лишняя, если вспомнить, что в Стамбуле был предпринят не один террористический акт.
Полюбовавшись на стоящую тут башню с часами, очень напоминающую колокольню, двинулись непосредственно к кассе и входу во дворец. После достопримечательностей в византийском и исламском стиле мы попали в царство зрелого барокко. Собственно чего и следовало ожидать учитывая, что строили «Долмабахче» европейские архитекторы, и закончено строительство было во второй половине девятнадцатого века. 

Перед аркой главного входа на территорию дворцового сада, на небольшой круглой деревянной подставке, стоял двухметровый гигант-солдат почётного караула. Было полное ощущение, что это манекен.
Я много раз видел смену почётного караула у мавзолея Ленина и у вечного огня, видел и эвзонов в Афинах, но там всё это выглядело иначе, торжественнее. А здесь он стоял на невысокой тумбе в свободном пространстве!
К нему можно было подойти, стать рядом и сфотографироваться! Это и делали каждый день сотни туристов.
В белом мундире и белых перчатках он стоял в устойчивой позе, расставив ноги и опираясь правой рукой на дульный срез стоящего карабина, а левую руку держал на рукояти кинжала висящего на ремне сзади.
Я долго наблюдал за ним, но он не только ни разу не шевельнулся, но, кажется, ни разу даже не моргнул! Смены караула так и не дождались – принесли билеты, и мы вошли в парк. За билеты заплатили по десятке. Сумку с видеокамерой пришлось оставить в камере хранения – за съёмку нужно было платить дополнительно и немало, а у меня кончалась плёнка. Овчинка выделки не стоила.

Последняя очередь на входе непосредственно во дворец. Ещё чуть-чуть, и мы внутри. Туристические группы идут одна за другой, как вагоны поезда.
Помните «Суета сует»?
– На ковёр не наступать, вас много, а ковёр один!
Здесь, с точностью наоборот:
– На паркет не наступать! Только по ковровым дорожкам!...
Как по рельсам.
Поднялись на второй этаж по лестнице, балясины которой сделаны из отличного венецианского хрусталя ручной огранки. Весь путь проходил вдоль предметов искусства, некогда подаренных правителями разных стран разным турецким султанам. Упомянул он и о шкурах двух медведей, лежащих на полу, подаренных российским царём – Николаевым! Так бывает, что нам это смешно, но для греков, к примеру, его слова – истина в последней инстанции, впрочем, как и для него самого. В паузе, я попытался тактично объяснить ему, что «Николаев» - это фамилия, а царя звали Николаем... Но вряд ли их так учили,– он просто так запомнил...

Экскурсоводы и их перлы – вообще отдельная тема. Как-то ездил я на экскурсию в Метеору. Экскурсантами были российские участники какой-то медицинской конференции, люди образованные. Экскурсовод работала на совесть, рассказывая о том, куда мы едем, что мы видим в данное время, но я никак не мог понять, что она имела в виду говоря, что одной из основополагающей тем споров античных философов была первичность яйца или кошки! Наконец я понял, в чем дело. Спор шел, конечно, о первичности яйца или курицы. Но по-гречески курица – кота, а на болгарском – котка, что гораздо больше похоже на слово «кошка» нежели «курица». Окончательно я убедился, что наша экскурсовод болгарским владеет лучше, чем русским, когда она вместо слова «ставка» или «резиденция» - она использовала «седалище»!
Потом я спросил Марианну, так звали экскурсовода, Правильно ли я понял, что родной её язык – болгарский? Она, немало удивившись, подтвердила это. Пришлось ей рассказать о её ошибках и о том, что означает в русском языке слово «седалище». Это всё оказалось для неё откровением.

А нас, между тем, вели по дворцу. Показывали портреты бывших обитателей дворца, их кабинеты и спальни, тронный зал и бани. Считается, что во дворце порядка 285 комнат. Так и шли мы мимо этого былого, как бы припорошенного пылью, величия. Конечно же, мы физически не могли осмотреть всех комнат, но того, что мы успели увидеть, было вполне достаточно.

Мы потянулись к выходу.
Солдат на тумбочке стоял уже другой – смену караула мы пропустили.

Опять вышла заминка. Речь шла о том, чтобы закончить день прогулкой на катере. Стоило это удовольствие по 25 евро с носа.
Одна парочка, которая всю дорогу ехала на местах перед нашими, и всю дорогу «лизались», тут же откололась. Мою жену это ужасно раздражало, и после того как ОНА облобызала всю, постриженную на ноль, ЕГО голову – жена обозвала их «шреками», что было удобно и конкретно.
Не знаю, с моего места ничего этого видно не было. Возможно, у меня было более интересное занятие – смотреть в окно, а может, с её места просто было лучше видно.
Обычно, в международных автобусах есть возможность сдвинуть сиденье в сторону прохода сантиметров на десять, и, если путь предстоит хотя бы часа в два – я этой возможностью пользуюсь. Странно, но этого, кроме меня не делает практически никто.

Пока решали ехать-не ехать – жена спонтанно решила купить что-то типа бубликов и исчезла. Возникла дурацкая ситуация – идти  с группой или искать жену. Решил сперва посмотреть куда идёт группа и вернуться. Попробовал её вызвонить, но мобльник хоть и вошел в турецкую сеть – работал только на приём звонков из Греции. Пришлось вернуться туда, где я её видел в последний раз. Там она и стояла. Растерянная, пытающаяся дозвониться до меня...

Около часа мы плыли вдоль западного, а потом восточного берега Босфора. Оказалось, что видеокамеру довольно удобно использовать в качестве... бинокля. Группа расслабилась. Теплоходик был заполнен лишь на десятую часть вместимости. Кто-то спал, кто-то... кто-то заказал кофе и обнаружил, что это не входит в стоимость поездки...
В итоге на берег все сошли усталыми и голодными.
Уже в автобусе, по пути в гостиницу, разразился небольшой шум по поводу того, что мы не едем ресторан. Его затеяли две сестры, старые девы, по полтора центнера каждая. Они прослушали тот момент, когда весь автобус решил, что запрошенная за ужин сумма слишком велика, и, памятуя вчерашний вечер, каждый решит эту проблему самостоятельно.

Вскоре мы были у гостиницы. В номере поели и решили немного отдохнуть, а вечером прогуляться. Проснулись мы в четыре часа ночи... и спали уже до утра.

10 июля 2005 г.
Салоники


Окончание: http://proza.ru/2005/07/18-71