Цена свободы

Елена Итальева
Волшебная сказка
Философская притча
Фантастический рассказ


 Цена твоей свободы –
 чужое рабство.



Глава 1. Грехопадение

Давно это было, в далеких землях, ныне уже исчезнувших, и память о них стерлась из всех легенд и документаций. В одном королевстве долгое время правил мудрый монарх, хорошо жил при нем народ, процветали земли, никто не знал беды и лишений. Но годы шли, и время брало свое. Король старился, и пришла пора ему уходить в мир предков, откуда нет возврата. И, умирая, призвал он к себе детей своих, сына и дочь. Две жемчужины королевства, они были похожи друг на друга, как две капли воды, но так несхожи характерами, что многие думали – уж не ведьма ли зачаровала юного принца и превратила его в дикого зверя. Принцесса, в противоположность ему, была спокойна и нежна, смех ее звенел, как капли дождя, ударяющиеся о лучи солнца, а взгляд наполнял теплотой душу любого, кто имел счастье смотреть на нее.
Подошли дети к смертному одру своего отца и стали слушать его последнюю волю. И все министры и придворные тоже слушали внимательно, так как от выбора наследника зависела дальнейшая судьба государства. Ни у кого не возникало сомнений, что старый король передаст престол своей красавице дочери, своей любимице, и втайне уже строили планы будущих реформ.
И заговорил король, и смолк шепот по углам комнаты, и тихий голос донесся до ушей толпы:
- Я назначаю своим преемником…сына своего, Владислава, - сказал король, и после этого его дух отлетел в горний мир…
Все стояли, пораженные этими словами, как громом, ведь все были уверены в выборе монарха. Чтобы безответственный и жестокий Владислав управлял государством… Старый король, видимо, сошел с ума… Но последняя воля умирающего священна, и никто не мог ее ослушаться. Владислав получил в распоряжение титул, корону и неограниченную власть над землями Сальвабии…

Очень скоро прекрасное некогда королевство погрязло в нищете и разорении. Новый король не думал о судьбах народа, он предавался развлечениям, играм, охоте и войнам, которые окончательно опустошили страну. Что оставалось делать юной принцессе? Брат запретил ей вмешиваться в государственные дела, участвовать в приемах и даже выезжать в город без сопровождающего. Гаваделия целые дни проводила в замке и читала книги из огромной библиотеки, собранной отцом за долгие годы. Она не понимала, для чего ей все эти знания, все равно они теперь не пригодятся, но это был единственный способ как-то занять свободное время. А его у принцессы было предостаточно…

Однажды, гуляя по парку около замка, у самой ограды она обнаружила двух нищих, которые, увидев ее, попросили милостыню. У принцессы не было с собой денег, поэтому она сорвала с деревьев несколько яблок и дала их нищим, обещав в следующий раз помочь им чем-нибудь более существенным. Но тут появился Владислав.
- Ты так скоро весь замок раздаришь проходимцам! – начал кричать он на сестру, а потом велел схватить нищих и повесить их на площади.
Принцесса в слезах убежала в свою библиотеку и заперлась там, дав себе слово не выходить наружу и умереть здесь.
- Я никому не нужна, - говорила она себе, листая пожелтевшие страницы старинных книг. – Брат меня ненавидит, а его все боятся, и никто за меня не заступится. Буду читать эти старые книги, пока сама не постарею и не рассыплюсь в прах…
Шли часы, дни, юная принцесса все сидела в библиотеке и при тусклом свете уже догорающей свечи читала книги, все более древние и редкие. Пока на одной из дальних полок она не наткнулась на большой том в красивом когда-то, кожаном переплете, потрескавшемся от времени. Страницы рассыпались в ее руках, рукописные буквы почти невозможно было различить, но она упорно продолжала читать. Внезапно она заметила вложенный между страниц лист бумаги, сложенный вчетверо. Принцесса развернула его, и перед ней встало полотно из незнакомых слов. Делать ей было все равно нечего, поэтому она принялась медленно, по слогам, вслух читать непонятный текст, пытаясь найти в нем возможные следы одного из немногих иностранных языков, которые она знала. Но эти слова не были похожи ни на один язык, известный ей. Они складывались в стихотворные строки и звучали странной музыкой в ушах юной принцессы:
Asidemante
Parlus ecore
Menazis vete
Coranles perre…
Она читала, а свеча таяла, и под конец, когда девушка произнесла последнее слово, тусклый огонек погас, и библиотека погрузилась в кромешную тьму. Но тут рядом с ней раздался резкий скрежещущий звук, один из шкафов отъехал в сторону и в стене оказалась комната, из которой лился мягкий голубоватый свет. Принцесса не удивилась, она настолько ослабела от бессонницы и голода, что бездумно вошла в потоки голубого света, и стена за ее спиной вновь приняла свой первоначальный вид.
Девушка очутилась в небольшом кабинете с массивным столом посередине, книжными стеллажами у стен и двумя дверями, неизвестно куда ведущими. На стенах висели портреты в золоченых рамах. Принцесса обнаружила среди них своего отца, еще совсем молодого, мать, которую она знала лишь по картинам. Странно, но тайну исчезновения матери им с братом никто никогда не рассказывал… На столе, покрытом толстым слоем пыли, лежало письмо. Принцесса взяла его в руку, оно было написано ее матерью, хоть она никогда не знала ее почерка, догадаться было несложно…
"Дели, дитя мое, - писала мать когда-то в далеком прошлом, - мне так жаль, что наша встреча произойдет только сейчас, через много лет после моей смерти… И я искренне надеюсь, что она произойдет, что ты найдешь мой тайник и прочтешь это послание. Любовь к книгам должна была передаться тебе по наследству, значит, есть надежда, что ты когда-нибудь обнаружишь это место… Текст на листе, вложенном в книгу – шифр, открывающий вход, заучи его наизусть, чтобы в случае опасности ты могла скрыться. Возможно, ты неоднократно задавала себе вопрос относительно моей судьбы. Тебе могли сказать, что я умерла при твоем рождении или спустя один-два года от болезни. Не верь им. Позже ты все узнаешь. Сейчас же мне хочется сказать тебе главное – я колдунья, но не путай меня с ведьмами, что сжигают на площадях, и, пожалуйста, не пугайся. Я обладаю даром прорицания и вижу, что тебе сейчас очень плохо, и ты находишься в большой опасности. Но есть люди, к которым ты можешь обратиться за помощью. Тебе достаточно войти в дверь красного дерева. Если ты захочешь выйти в город, воспользуйся дверью из орешника. Но позволь мне сделать тебе один подарок – я хочу дать тебе своего духа-хранителя. Он не совсем добрый, но защитить тебя сможет и даст магию. Если ты согласна принять его, возьми с полки книгу в черном переплете. Ты легко найдешь ее. Открой заложенное место и прочитай вслух. Прощай, дитя мое, больше я ничем не могу тебе помочь…"
Принцесса положила лист обратно на стол и улыбнулась – хоть одна тайна открылась. Ей одной… Она взяла с полки книгу, открыла ее и начала читать. Буквы были ей знакомы, а смысл слов постоянно ускользал… Она отогнала от себя очередное наваждение, будто знает этот странный язык и продолжила чтение. "…dum arestia corsajn, ascivabulus para mal. Ox igremita damnia…" Голубой свет приглушался, в него вливались лучи огненно-красного марева, густой туман окутал комнату, и из внезапно вспыхнувших языков пламени родился Он… В глазах цвета крови читались презрение и нежность, доспехи отливали огнем. Он обратил взгляд к Гаваделии и протянул ей руку… Тяжелая книга со стуком упала на пол, из груди девушки вырвался сдавленный стон, и она бросилась в объятия того, кто стал ее хранителем и господином…

Через три часа юная принцесса вернулась в замок, где заявила брату о том, что раз и навсегда завязывает с политикой и государственными делами в обмен на возможность видеть его как можно реже…

Шли недели, месяцы, страна уже не вставала с колен, люди забыли о том, что такое счастье и надежда. Сальвабии был подписан смертный приговор… А иначе и быть не могло в королевстве, где храбрый принц курит траву, а прекрасная принцесса продала душу Дьяволу…



Глава 2. Вознесение

Родовой замок королевской династии постепенно ветшал. С потолка капала вода, оставляя грязные потеки, кое-где даже рос мох, прекрасные некогда фрески, мозаики и витражи искрошились и теперь в них недоставало большинства частей, каменный пол покрылся толстым слоем грязи, принесенной с улицы, и никто не желал ее убирать. Все слуги давно или ушли, или умерли. Сквозь мутные и пыльные слюдяные окна брезжил утренний рассвет, по коридору в направлении спальни шел король Владислав, пошатываясь после ночного бала, а если точнее, застолья, которое именовали балом с единственной целью – завлечь на него девушек.
Прошедшая навстречу ему Гаваделия презрительно скривилась при виде брата, едва передвигающего ноги. Если бы ей еще хоть немного была интересна судьба ее страны, она бы ужаснулась, как этот человек может управлять государством. Но проблема была в том, что ей не было до этого дела… В ее жизни были проблемы куда важнее. Она возвращалась с заседания СИДа – Союза Избранных Душ – той судьбы, что скрывалась за дверью красного дерева. Библиотека теперь была под тщательной, хоть и хорошо скрываемой охраной. Ни одна живая душа теперь не могла туда проникнуть. Впрочем, никому это не было надо. Все предпочитали заботиться о хлебе, а не о зрелищах и уж тем более не о чтении… В СИДе состояли люди, посвященные в тайны мироздания, обладающие силами, властью и знаниями. Принцесса принимала активное участие в делах Союза – поисках святого грааля и золота лепреконов, организации ловушек для нечисти и блокад для неупокоенных. Одно она должна была держать в тайне – кто ее Хозяин… Но в тот раз все было серьезнее – на разоренную Сальвабию готовилось нападение со стороны мороков – подземных людей, обладающих ужасающей физической силой и психической магией. Они завоевывали все ослабленные государства, не способные им противостоять, разграбляли их, уводили в рабство людей… СИД не мог позволить, чтобы эта судьба постигла и его королевство, и сейчас предпринимал все меры для спасения его из цепких лап надвигающейся опасности. Но никто не шел на помощь, поэтому приходилось довольствоваться собственными силами.
Гаваделия не понимала, зачем все это надо, все равно члены СИДа сумеют укрыться и избежать опасности, но, видимо, в управлении сидели патриоты, которым во что бы то ни стало приспичило спасти родину. Вот почему этим утром принцесса шла по рассыпающемуся замку в довольно скверном расположении духа, и не преминула возможностью подставить братцу магическую подножку. Владислав упал носом в грязь. Принцесса, видимо, вполне удовлетворенная этим, продолжила свой путь…

А на следующий день старейшины СИДа объявили о прибытии в город человека, который согласился помочь им в борьбе с мороками.
- Это величайший маг, который рождался за последние 200 лет, - объявили они. – Он принадлежит к известному аристократическому роду, но пожертвовал званиями и почестями ради спасения Эрса. Это странник, чей путь несет в себе величайшую тайну. Он почти не пользуется силовой и физической магией, но сила его мысли настолько велика, что способна уложить любого из нас.
"Нет, мой Господин, - прошептала Дели, - никто не может сравниться с вами…"
- Он пришел к нам, - продолжали вещать старейшины, - чтобы спасти Сальвабию, дать ей последнюю надежду…
Бархатные двери дрогнули, и в зал вошел юноша, почти что мальчик…
- Это он, - почтительно посторонились перед ним старцы. – Лорд Веритар!
Великий Лорд, не говоря ни слова, обвел равнодушным взглядом всех, сидящих в зале, ни на ком не заостряя своего внимания.
- Простите, - встали тут несколько человек и обратились к старейшинам, - вы утверждаете, что этот юнец, которого еще вчера кормилица от груди отняла, может спасти Сальвабию от подземного легиона?! – но в следующий миг они, охнув, сели обратно, пригвожденные к скамьям одним взглядом явно гениального в этом плане пацана.
- Я не люблю, когда меня судят по внешнему виду или возрасту, - заявил он, - а потому попрошу держать свое мнение при себе.
Ни ненависти, ни негодования – ничего не отразилось в его глазах. Гаваделия поражалась силе его самообладания. Либо этому парню все было безразлично, либо он обладал поистине безграничным знанием и могуществом.

СИДу было нечего терять, да и промедление могло обернуться против него, поэтому уже на следующий день грянуло зарево великой войны с мороками. Маги, посвященные и простые смертные встали стеной перед вылезающими из подземелий тварями и не давали им проход на территорию людей…

Оглушительный взрыв сотряс стены замка, который затяжная война превратила в руины. Каменная кладка, простоявшая сотни лет, обратилась грудой щебня.
- Третий месяц идет война, и мы проигрываем, - произнес один из СИДов, многие его поддержали. Но на большее никого не хватило, все были до предела истощены. – Что он о себе возомнил?! Считает, что вправе распоряжаться нашими жизнями?! Нам уже не одержать победу…
- А ну молчать! – телепортировалась за его спиной Дели. – Не сметь обсуждать приказы главнокомандующего!!!!!
- Успокойся… - сказал появившийся Веритар, и все сразу стихли. – Если кто-то мне не доверяет, он может пойти к морокам и сдаться. Уверен, они будут рады и примут вас с распростертыми объятиями, - заявил он с усмешкой.
- Но почему мы должны?.. – раздался чей-то неуверенный голос.
- Должны что? Стоять на страже своей родины? Защищать людей? Потому что иначе это никто не сделает! На вас лежит ответственность за исход этой битвы. Но ответственность за исход войны лежит целиком на мне! – и с этими словами он вновь исчез.
Гаваделия оглядела притихшую толпу:
- А ну, живо, оружие в руки и в бой!!! Не прохлаждаться! – и отправилась вслед за Веритаром…

- Я не заставляю тебя всюду следовать за мной, - его недовольный взгляд обратился на нее, но потом вновь сосредоточился на поле боя.
- Я не покину тебя, - Дели подвинулась к нему ближе, чтобы было слышно сквозь грохот и взрывы. Они с Веритаром обороняли алхимические лаборатории замка и библиотеку – одно из немногих уцелевших мест. Сохранить ее надо было любой ценой.
- Я вполне могу управиться и один.
- Я же сказала, что не брошу тебя. Одному не выстоять против сорока мороков.
- Я же сказал, что работаю один!!! – процедил сквозь зубы Веритар, и в этот миг взлетели на воздух три десятка мороков.
- Идиот! Как ты не понимаешь?! Мне не нужно сотрудничество с тобой! Мне нужна твоя любовь!
- Любви для меня не существует! Особенно на войне!
Дели добровольно пошла в десантное подразделение, она могла пробиться сквозь любую стену врагов, но она не могла пробиться сквозь стену непонимания и равнодушия…
Вот уже столько времени магия фейерверками взрывалась над ее головой, над полем боя носились валькирии и химеры, одни уносили души на вечный пир, а другие – на вечную муку… Реки крови текли по земле, звон булата заглушал раскаты смертоносного магического грома… Среди всей этой картины Дели села, уткнулась головой в колени и зарыдала. Веритар даже не посмотрел в ее сторону…

На свете есть справедливость, добро и мир, только ради них надо воевать… Через три дня битва закончилась. Мороки были разбиты, люди всего Эрса праздновали победу.

Закатное солнце огненными лучами освещало перекресток трех дорог. Первая вела на север, вторая на восток, а третья на юг, обратно в город, который уже начал восстанавливать свою былую красоту.
- Зачем ты покидаешь Сальвабию? – спросил Веритар.
- И править заместо брата-наркомана, умершего от передозировки?
- Но ты ведь знаешь, что трон по закону твой. Мороки околдовали твоего отца, чтобы он передал власть Владиславу.
- Все равно. Я поняла, что это не мое… Я не смогу управлять страной, не хочу быть королевой, носить длинные платья и манерно вести себя, лицемерить, лгать, предавать…
- Раньше тебе это нравилось…
- Я изменилась! Ты знаешь…Я готова на все, чтобы быть с тобой. Разделить с тобой твой вечный звездный путь, терпеть лишения дороги, бороться за чужую свободу!..
- А зачем? – спросил он. И от этих слов кровь застыла в ее жилах. – Зачем тебе это? Это моя жизнь, не твоя. А я привык быть один. Ты мне не нужна.
- Я не смогу жить без тебя! – воскликнула Дели и упала пред ним на колени. – Я… Я просто погибну…
- Мне в принципе безразлична твоя судьба. Равно, как и любовь. Я вычеркнул ее из своей жизни. Не представляешь, насколько легче стало жить… Я теперь свободен от всего этого.
Дели подняла на него удивленные глаза:
- Я тебя не понимаю… Ты отвергаешь меня, выкидываешь так, будто я вещь!..
- Не мучайся. Полюби кого-нибудь другого. Многие на тебя смотрят с неприкрытым восхищением.
- Да не нужны мне многие! – закричала Гаваделия, и ее голос эхом отразился от гор, опоясывающих долину. – Мне нужен ты!!! Ты один! Как ты не понимаешь?..
- Прости. Но в моей судьбе для тебя нет места. У нас разные пути. Я это видел с самого начала… - Веритар развернулся и уверенным шагом пошел на север.
Дели отняла руки от лица, мокрого от слез:
- Разные пути? – еле слышно произнесла она. – Но что это такое? И почему?
Ей не было дороги на север. Он не нуждался в ней. Ей не было дороги назад – там ее никто не ждал. Она посмотрела на последний путь, ведущий на восток – край восходящего солнца. Она всегда мечтала там побывать: в горах, у моря, где летают экзотические птицы, мудрые монахи осваивают древние техники боя, а черноволосые красавицы расписывают фарфор… Что она забыла на севере?! Там вечные снега и ветра, там метели проникают в сердце, леса столь непролазны, что через них приходится прорубаться, а зыбкие болота погубили не одну жизнь…
Она снова обратила свой взгляд на восток, куда по дороге шел ее Хозяин… Его доспехи вновь отливали червонным золотом, сапоги мягко ступали по шелестящему песку, рога охватывали голову короной. Он остановился и выжидающе посмотрел на Дели. Она встала, обернулась на старый город, меркнущий в лучах заката. Она ему не нужна. Посмотрела вслед уходящему Веритару. Она ему не нужна. Дьявол не отрываясь смотрел на нее, в его глазах читалась жалость… Дели сделала к нему шаг, еще один, потом замерла, улыбаясь, и прикрыла глаза. Лучи солнца золотили ее белоснежные волосы…
Сейчас она сделает этот шаг, шаг навстречу новой судьбе. Судьбе, к которой она так долго стремилась, и которой ее постоянно лишали. Она познает чарующий мир востока и всех стран, которые ее привлекут…
Веритар! Ты говорил, что ты свободен! Теперь я тоже свободна! Я свободна ото всего, и я смогу сделать верный шаг!
Дели открыла глаза, протянула руки стоящему на восточной дороге Дьяволу, затем резко развернулась и побежала на север, вслед за своим новым хозяином…