Касабланка

Борис Тененбаум
Полный текст этого эссе - раздел книги "Великий Черчилль". Bыпущена в издательствe Яуза-ЭКСМО, 2011.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/5810995/

Тем не менее, вы можете посмотреть его здесь, в интернетном журнале, где он был ранее опубликован:

1.Норфолк, штат Вирджиния, 24-ого октября 1942 года


В этот день рано утром из порта Норфолк, который расположен в штате Вирджиния, в Атлантический Океан вышел длинный караван торговых и военных судов, составлявших большую часть так называемого "Десантного Соединения 34".

Название его было секретом. Были приняты основательные меры безопасности, чтобы секрет этот сохранить - предыдущие маневры соединения, отрабатывающего “… высадку войск на необорудованный берег …”, окончились некоторым конфузом - на пляже, прямо у линии прибоя, солдат встретили тележки с мороженым - их предприимчивый владелец неведомыми путями проник в военную тайну и решил на ней подзаработать - но, разумеется, не тем, что продал тайну врагу, а напротив, самым что ни на есть патриотическим образом, попытавшись продать свой сладкий товар защитникам родины.

Типично американская история, во многих отношениях. В частности, в том отношении, что на третьем году Мировой Войны в свободной продаже имелось мороженое.

Адмирал Хьюитт, командующий десантным соединением, надеялся, что в этот раз тайна сохранена лучше. Часть судов должна была подойти с севера, из портов штата Мэйн, например, новый линкор "Массачуссетс". Еще большая группа военных кораблей ожидала его на юге, у Бермуд. В нее входил авианосец "Рэйнджер" и группа из 4-х импровизированных "эскортных" авианосцев - танкеров, наскоро оборудованных летной палубой. Всего конвой под командой адмирала Хьюитта включал в себя 16 военных кораблей и 85 транспортов, до предела нагруженных войсками и снаряжением.

Несмотря на множество хлопот и проблем, все транспорты - кроме одного - вышли в море по расписанию. Только один - бывший фруктовоз "Контесса", отличавшийся на удивление малой величиной и осадкой, и именно по этой причине отысканный и включенный в секретный конвой Военным Департаментом США - задержался с отплытием. Он не только немилосердно тек и нуждался в срочном ремонте. Как только экипажу было обьявлено, что его ждет “… особое и рискованное задание …”, с него сбежала вся команда.

Однако приказ есть приказ, и лейтенант Резерва Флота Соединенных Штатов Лесли, которому было поручено подготовить фруктовоз к транс-океанскому походу, нашел выход. Он вместе с капитаном "Контессы" отправился в тюрьму Норфолка, и после примерно 50 "интервью" отыскал 15 “добровольцев”.

Им популярно обьяснили, что, если они согласятся на выполнение "“… особого и рискованного задания … ", то им скостят их приговоры, снабдят чистыми документами, и увезут далеко, “… очень, очень далеко …” от Норфолка. На всякий случай "добровольцев" отправили на корабль не своим ходом, а под конвоем морской пехоты. Погрузку начали на следующий день - груз составляли бочки с высокооктановым бензином и авиабомбы.

"… Рвение превозмогает все …" - лейтенант Лесли вряд ли знал эту русскую максиму, но действовал он в полном с ней соответствии. Адмирал Хьюитт по радио получил сообщение о том, что "Контесса" после двухдневной задержки наконец отправилась в путь, и одной из его забот стало меньше.

Его эскадра представляла собой целый плавучий город, и чего только она не везла ...

В частности, в числе почти 34 тысяч солдат она везла их генерала, человека с чрезвычайно желчным характером, который непрерывно искал себе врагов, обычно их находил, и в данный момент был уверен, что таким врагом является Военно-Морской Флот Соединенных Штатов в целом, и адмирал этого флота Кент Хьюитт - в частности.

Звали генерала Джордж Паттон, и он был очень примечательной и парадоксальной личностью. Например, он довольно свободно говорил по-французски, что, может быть, не слишком удивительно для отпрыска богатой и известной семьи. Но этот отпрыск страдал дислексией, и читать научился только в 11 лет. До этого он каким-то образом выживал, обходясь без грамоты, но тренируя память и сообразительность, и усердно занимаясь спортом.

Свои основательные военные знания сам он сводил к формуле "... яростная атака, с тем что есть под рукой, против чего угодно ...". На Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году он занял 5-ое место в пятиборье - и страшно сожалел, что не первое. В 1916 он охотился на бандитов в Мексике, а в 1918 - в возрасте 32-х лет - стал полковником.

Увы, это было так называемое "временное" звание - только на период войны. После Первой Мировой Войны его военная карьера остановилась - армия США сворачивалась, и люди с его характером были ей не нужны. Оставалась тупиковая служба в чине подполковника - уйти из армии он не пожелал - и пристрастие к верховой езде.

Однако после декабря 1941, после Перл-Харбора, спрос на его талант нашелся - в 1942-ом он был уже генералом. И сейчас он отправлялся за море, в Касабланку, в Марокко, за военной славой, о которой он грезил всю жизнь.

Тем временем в Норфолке газеты отмечали странное явление - ни за какие деньги на всем побережье от Норфолка до Вашингтона было невозможно ни купить, ни достать женские нейлоновые чулки - они исчезли ...

2.

Полный текст этого эссе - раздел книги "Великий Черчилль". Bыпущена в издательствe Яуза-ЭКСМО, 2011.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/5810995/

Тем не менее, вы можете посмотреть его здесь, в интернетном журнале, где он был ранее опубликован:
http://berkovich-zametki.com/2006/Zametki/Nomer4/Tenenbaum1.htm