К скандалу с американскими разоблачителями

Павло Стреляны
Каждый человек хотя бы один раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда кто-то из знакомых, вдруг, заявляет, что кто-либо очень похож на такого то человека, но вы то точно видите, что это не так. В лучшем случае, у людей, которые сравниваются просто одинаковая прическа, или что бывает еще чаще – похожий стиль поведения, то есть похожая моторика движений.
Сегодня разгорается скандал, который был инициирован средствами информации, куда обратились граждане США, захваченные в 1979 году в американском посольстве в Иране и утверждающие, что нынешний президент Ирана, якобы является тем молодым человеком, который тогда принимал участие в захвате заложников.
При первом просмотре этого сюжета, действительно, сложно сложить собственное представление о том, где правда, а где ложь. Тем ни менее, при вторичном просмотре сюжета становится очевидным «притянутость за уши» такого открытия. Этот эффект усиливается, если вспомнить такое явление, как «лицо японца» или «близнецы». В нескольких словах этот эффект заключается в исключительной похожести всех японцев или например, однояйцевых братьев-близнецов, пока вы какое-то время не побудете в среде этих людей и для вас не станет очевидными различия внешности этих людей.
Более 30 лет занимаясь художественной графикой, фотографией, кино, мне доводилось исследовать эти явления, так как это представлялось важным с профессиональной точки зрения. Тем более, возникающие заблуждения, связанные с явлениями визуальных заблуждений часто приводят к интересным курьезам, которые могут давать забавные сюжеты для литературных произведений. Здесь нет особой причины долго размышлять о самом механизме визуального мировосприятия людей, потому что случай с иранским президентом представляется не очень сложным, и скорее всего несет в себе какие то иные задачи, нежели попытка выяснить правду.
Вернемся же к сюжету, который уже второй день показывают новостные каналы. Благо, молодого человека, с которым сравнивают иранского президента показали уже в двух ракурсах, потому что очень трудно сложить представление по одной плохой фотографии. Из сюжета становится ясным следующее.
Во первых, для нас очевидным является тот факт, что иранский президент относится к так называемым «маленьким людям». Не зная его лично и видя его лишь в нескольких телесюжетах берусь утверждать, что его рост около 165 сантиметров, а то и ниже. Обычно, такие люди имеют такие особенности строения тела, что несложно даже по сюжету, снятому в определенном ракурсе узнать «маленького человека». Нужно отметить, что речь не идет о лилипутах, речь просто идет о людях, которые от природы значительно уступают среднестатистическим людям на 10-15 сантиметров в росте и на 20-30 килограмм в весе. Моторика движений таких людей тоже является особенной.
Во вторых, представленный сюжет с молодым человеком, участвующем в захвате американских заложников в 1979 году позволяет мне утверждать, что его рост как минимум 172-176 сантиметров, или даже выше. Это станет очевидным, если просмотреть в различных ракурсах имеющиеся сюжеты и сравнить с людьми, рост которых можно установить в тот период точно. Понятно, что рост человека не может измениться в течении жизни в сторону уменьшения более, чем на 2 сантиметра. Тем более, человек не может измениться из «нормального» в «маленького».
Странно, что американцы взялись за такой скандальный сюжет, так как именно в США имеется методика виртуального «старения» или «омоложения» человеческого лица, достаточно предоставить несколько фотографий человека. Правда, в рассматриваемом случае очень сильно «работает» эффект «близнецы», так как иссиня-черные бородато-усатые иранцы чрезвычайно похожи друг на друга.
Еще более странно другое. Похоже, сегодня любой американец, увидев президента любой из стран может высказаться на весь мир с предположением, что он является преступником. А президент Буш сделает заявление, что без фактов такие заявления не имеют дальнейшего хода. Поэтому, возникает вопрос, такие факты будет дальше исследовать специальная комиссия американцев, изучая фотографии и киноматериалы, измеряя рост иранского президента и его моторику движений, или иранский президент должен сам предоставить факты, что он не участвовал в захвате заложников?
Последнее возможно, если иранцы возобновят расследование инцидента 1979 года, и тогда становится понятным, почему, возможно, искренние заблуждения нескольких американцев вылились в международный эфир.               

                Киев                пятница, 1 июля 2005 г.