Боливар не вынесет пятерых RitaSe

Копирайт
    Г-н Кравчук недавно порадовал нас статьей о продвижении литературы на рынок.
Автор говорит, что внедрение печатной продукции в массы - прежде всего результат правильно организованной рекламной компании, и предлагает обращать на этот аспект больше внимания.

    Журнал Копирайт попросил меня высказать свое мнение в качестве так сказать завязки к обсуждению. Что я и делаю.

    Сначала о положительной стороне. Г-н Кравчук проводит простую, но крайне полезную в обиходе мысль о том, что сам по себе забор, скорее всего не покрасится. То есть, возможны, конечно, варианты, что в Любимый Город приедет Президент и все заборы по пути следования; в том числе и ваш - выкрасят в лучшем виде ребята из администрации, но если вы действительно хотите иметь Забор О Котором Говорят, то лучше заняться этим делом самому; а то и уплатить профессионалам.

    Мысль о необходимости украшения забора, весьма присущая западному миропониманию, далеко не столь распространена в России. На Западе ограда запросто может быть из пластика; но с хайвея будет казаться, что ее покрасили полчаса назад. У нас монументальное сооружение из ворованного гидротехнического бетона и обрезной доски в 50 миллиметров частенько выглядит так, будто его не мазали кистью со времен расстрела Николая Кровавого.
Маниловски-обломовская позиция лежания на диване издавна и органически свойственна нашему менталитету. В этом смысле, замечание о том, что для достижения каких-то целей обычно лучше шевелиться, чем не шевелиться, не может вызвать никаких возражений. 

    Второй оттенок сочинения г-на Кравчука гораздо более спорен. Им движет неколебимая уверенность, что втюхать можно кому угодно и что угодно. Реклама, конечно, делает чудеса. Компания «Кока-кола» на самом деле придаток к своему рекламному отделу. Плюс кофеин, вызывающий привыкание. Плюс какая-то дрянь, вызывающая жажду. Остальное – не столь существенно. От якобы секретного рецепта якобы хранящегося в секретном непробиваемом сейфе, уже давно ничего не осталось. Коки давным-давно нет. Колы – тоже. Вместо сахара  что-то вроде патоки.  Ходят слухи, что молочный зуб растворяется в пойле за три дня, а в Мексике автомеханики поливают коричневой жидкостью заевшие гайки, после чего те в момент отваливаются.

    Казалось бы, секрет успеха в мире прохладительных напитков прост как швабра: надо добавить бензинчика и хорошенько разрекламировать - однако кроме Коки существует лишь Пепси, которая точно такая же и по силе и на вкус, и многочисленные сорта кваса, не выходящие за пределы соответствующей области. Почему? Понятно почему. Во-первых, не у всех есть миллиард-другой на раскрутку. Во-вторых, Боливар не вынесет пятерых – Кока и Пепси будут биться с новоиспеченным конкурентом насмерть. Постараются перекупить либо задавить.

    А теперь вернемся к примеру г-на Кравчука с молодым автором Пупкиным. Здесь ситуация весьма сходная с рынком газировки. Сам Пупкин раскрутить себя до Марининских высот и глубин не сможет. У него денег нет. А если бы были, скорее всего, он бы их вложил в менее рискованное предприятие.
Интересно ли кому другому раскручивать именно Пупкина? Если даже и есть деятель, желающий рискнуть, то у него будет большой выбор кандидатур на вакантное место шеф-повара по бестселлерам. И отбирать деятель будет весьма придирчиво. Что бы там ни говорили интеллектуалы - для делания популярной книги нужен хоть и особый, и не очень редкий, но талант. Кафка бестселлером не будет ни при каком раскладе – первую книгу может еще и удастся втюхать; вторая под тем же псевдонимом уже не окупится. И ваш сосед дядя Миша, простоявший свои трудовые будни у станка и пролежавший свои честно заработанные выходные под забором, бестселлера тоже не напишет. Идиллическая картинка нарисованная г-ом Кравчуком: компьютер придумывает сюжет, негры пишут, редактор собирает все в кучу, а автор улыбается с обложек и подписывает чеки – не то что невозможна, но вызывает вопрос: а не проще ли купить бензоколонку. 

    Г-н Кравчук говорит о том, что сначала надо раскрутиться, а потом можно писать нетленку. Может, кому и удавалось. Но история учит, что либо нетленки начинали писать сразу - а с раскруткой уж как выходило, либо раскручивались, но нетленок как-то не получалось.

    В общем-то, как это совершенно справедливо отмечает г-н Кравчук, прежде всего, встает вопрос о мотивации пишущего. Если он хочет стать популярным и заработать деньги, то светлая дорога - писать как понравится потребителю, и заниматься маркетингом - не вызывает никаких возражений. Единственное, о чем надо подумать – нужна ли эта дорога вам лично.

    В связи со всем этим мне вспоминается один, как это назвали бы в 18 веке, анекдот. Моцарту его издатель как-то сказал, что писать надо проще, потому что слишком сложная музыка плохо продается. Ноты в основном покупают любители, им надо что-то не очень навороченное. Вольфганг на это ответил: «Значит, я останусь без денег» - и оказался совершенно прав. Он действительно остался без денег, и его похоронили на кладбище для бедных. Другим историческим фактом, заслуживающим внимания, является то, что Сальери, которого так лупцевали романтики, стоял выше Моцарта по служебно-придворной лестнице, и зарабатывал гораздо больше. Кроме прочего, при жизни Моцарта был более популярен.

    К этой информации к размышлению стоит, по-моему, добавить и то, что хотя Моцарт за всю историю музыки один-единственный, и вообще не отсюда, Сальери, которого Бетховен с гордостью упоминал в числе своих учителей - тоже далеко не мелкая птаха. И очень мало кому из нас, господа и прочие, удастся долететь до середины жизненного пути господина Сальери. Даже если будет очень хотеться.

    Ну, и последнее замечание. Рекламирует автомобили тот, кто продает автомобили. Рекламирует рекламу тот, кто продает рекламу. Стоит ли сердиться на рекламодателя за то, что он самым лестным образом отзывается о достоинствах своего продукта?