Едят ли рыбу дзенские мастера? притча

Таня Орбатова
В одном городе жил симпатичный молодой человек по имени Ле. На самом деле, его звали Леонардом, но близкие называли Ле. Он сам просил об этом. Не нравилось ему свое длинное имя! В школе Ле учился плохо, объясняя родителям и учителям, что ему скучно, слишком долго тянутся уроки, и поэтому он не усваивает информацию. С трудом получив аттестат, он стал учеником сапожника. Учился недолго. Говорил, не нравится ему тратить время на обучение непрестижному мастерству. Похоронив идею стать сапожником, Ле поступил в "поварское" училище. Но и здесь не задержался. Говорил, не любит резать лук, чистить картофель, морковь, свеклу – слишком длительное и бесполезное занятие.
Однажды Ле влюбился. Девушка была симпатичной, доброй и нежной, но слишком начитанной. Рассказывала о жизни писателей, интересовалась его мнением по поводу разных книг. Ле отроду ничего не читал, кроме букваря, поэтому чувствовал себя полным идиотом. Можно было расстаться с девушкой, но она очень нравилась ему. И Ле записался в библиотеку, взяв несколько книг домой. Первая книга увлекла его своим сюжетом, но прочитав десяток страниц, ре разозлился – зачем тратить время на тупое сидение над книгой, даже если она интересная?
- Вот бы проглотить чтиво за несколько минут! - мечтал Ле, забросив популярный детектив под диван. Такая же участь постигла другие книги. Он сердился и чувствовал себя неуютно – вечером идти на свидание с любимой, а он... О чем она будет говорить с ним? И тут он вспомнил - в соседнем доме живет старик. Соседи почему-то называют его Учителем.
- Схожу к нему. Может, посоветует, как научиться быстро читать? - подумал парень.
Учитель выслушал Ле и пригласил на обед. Еды на столе было много – несколько салатов, суп, запеченная в фольге рыба, вишневый пирог и мандариновый сок. Все это Ле съел и выпил, почти не прожевывая. Он не любил тратить время на пережевывание пищи. Ле надеялся, что после обеда Учитель откроет ему секрет скорочтения.
Но старик смотрел на него и молчал. Затем встал с дивана, подошел к полке с книгами и, взяв одну из них, весьма увесистую, протянул Ле:
- Съешь ее так же быстро, как ты только что съел обед.
Молодой человек оторопел:
- Но книга несъедобная!
- Книга тоже пища. Для души и ума. Съешь ее.
Ле растерянно взял книгу в руки. У него мелькнула мысль:
- Наверное, ее следует читать так же, как я только что ел – думая об одном: скорей бы закончить обед.
Он принялся читать с этой мыслью, но именно она не позволяла понять суть сюжета - навязчиво крутилась и мешала.
- А если книгу читать с конца? - подумал Ле и открыл последнюю страничку. Теперь и вовсе был непонятен сюжет. Ле сердито посмотрел на Учителя, а тот ему ответил:
- Приходи ко мне в течение семи дней обедать.
- Но я сегодня вечером должен встретиться с девушкой! О чем говорить с ней?
- Если хочешь сохранить отношения с ней, скажи, что уезжаешь из города на неделю.
Какой выбор был у Ле? Он согласился и всю неделю приходил к Учителю. Тот не открывал ему секрет скорочтения, зато кормил обедами. Молодой человек ел быстро, но старик не обращал внимание на торопливость Ле, рассказывая, какие продукты нужно покупать, чтобы приготовить то или иное блюдо, обсуждая стоимость ингредиентов, их вкус по отдельности и вместе. Он интересовался, какая еда нравится Ле больше всего, а какую он терпеть не может. Спрашивал, какие ассоциации и воспоминания вызывают у Ле разные запахи, предлагал попробовать самые разнообразные соусы, приправы, чтобы парень смог оценить их и выбрать то, что ему нравится. Так Ле узнал, что у него есть свой вкус и предпочтения в еде.
Через несколько дней Учитель доверил ему самому сходить в магазин, чтобы купить продукты для обеда, а после учил как готовить рыбу, мясо, салаты, супы. Прошло четыре дня и Ле сам приготовил фасолевый салат, добавив туда приправы и соусы, которые ему понравились. Он впервые в жизни ел медленно, смакуя каждый кусочек, с удивлением отмечая, что от пищи можно получать удовольствие. К концу недели общение Ле и Учителя не ограничивалось только приготовлением еды. Теперь старик рассказывал, где и в каких условиях произрастают всевозможные овощи и фрукты, какие на Земле есть страны, что за люди там живут, какие звери и птицы там обитают. Свои рассказы он подкреплял цитатами из любимых книг, открытками с изображением стран и их достопримечательностей.
После обеда они подолгу сидели на балконе, попивая медленными глотками зеленый чай, разговаривая о природе, жизни и человеческих отношениях. Впервые за многие годы Ле чувствовал себя счастливым и получал удовольствие от жизни.
Наступил седьмой день. Ле по обыкновению пришел к Учителю. На этот раз на столе лежала та самая книга, которую Учитель предложил молодому человеку съесть в первый раз.
- Наверное, есть люди, способные читать книги за несколько минут. Возможно, они даже запоминают все подробности и обращают внимание на узор сюжета. Но я таких не знаю, - произнес Учитель.
Ле похолодел.
- Значит, и ты не знаешь секрета скорочтения?
- Не знаю. Но уверен, ты научишься получать удовольствие от чтения так же, как от еды и ее приготовления. Да, тебе будут не по вкусу книги некоторыых писателей, которые нравятся твоей любимой или знакомым, друзьям. Но не беспокойся. Одни люди любят рыбу в томатном соусе, другие – запеченную в фольге, третьи не терпят даже рыбного запаха, предпочитая мясо, а четвертые и вовсе вегетарианцы. Мы все разные. И это замечательно, Леонард! – улыбнулся Учитель.
Ле взял со стола увесистую книгу, медленно провел рукой по ее обложке и улыбнулся. Впервые за многие годы парня не покоробило свое полное имя. Более того, он ощущал его мелодичность и весомость…