Взгляд изнутри

Роман Филиппов
Мальчик.
  Небольшой поселок. Лето. Полуденный зной. Старый двухэтажный дом. Во дворе маленький скверик. У самого подъезда спряталась тень. Под вишнями и яблонями скамейка. На ней сидят два мальчика. Они болтают ногами и едят хлеб, свежий, политый подсолнечным маслом и посыпанный солью. Они ждут еще одного мальчика.
  Вот он выходит из подъезда. Я смотрю на него, и на моем лице появляется улыбка, а душа наполняется глубокой и теплой радостью. Этот мальчик держит в руке хлеб с маслом, который ему дала бабушка. У него содрана кожа на коленках, а загорел он, как житель тропиков. Он откусывает большой кусок хлеба и направляется к своим друзьям. Мальчик этот счастлив, но не осознает этого. Он просто счастлив. У него впереди целый прекрасный день, а дней этих около девяноста. И ему кажется, что это целая вечность. А, если ему что-то кажется, то значит, так оно и есть, потому что он еще мальчик. За этот долгий жаркий день можно переделать кучу дел: поиграть в футбол, полазать по деревьям, сходить на карьеры и поиграть в прятки. А еще можно сходить за малиной, нарвать яблок и половить рыбу.
  В городе у него папа с мамой, а здесь бабушка, а во дворе такие же сорванцы, как и он. Это его счастливое настоящее, а будущего у него нет. Потому, что он не знает, что это такое и не может о нем думать, тем более предполагать. Для него сегодняшний вечер весьма отдаленное будущее. Он ничего не знает о взрослой жизни, и ему это совсем не нужно. У него есть бесконечное лето, друзья- приятели и его детское, неосознанное счастье.
  Этот мальчик реален, как солнце и небо, но его больше нет. Я вижу его так отчетливо, что замечаю царапину на его руке и готовый развязаться шнурок. Но этого мальчика все равно больше нет. И с этих пор прошло пятнадцать лет. Потому что этот мальчик- я сам. Моя память сделала слайд и положила его в стопочку других слайдов, а я сейчас достал его, стряхнул пыль и смотрю, не в силах оторваться.
  Мальчика больше нет. Но есть я. А мальчик этот и есть я. Значит, меня нет.

                Понимание.
  Понимание- это такая линия, перешагнув через которую, ты становишься другим человеком. Не только внутренне, но и внешне. Понимание- тяжелая вещь. С ней трудно примириться, и ее трудно выдержать. Когда понимание приходит не вовремя, оно может привести к самым тяжелым последствиям. Оно может стереть цель и смысл жизни, оставив лишь пустоту. И в состоянии этой пустоты человек может сотворить все, что угодно. Но, если человек готов к приходу понимания, то потом ему уже ничего не страшно.
  Понимание приходит двумя путями. Либо, с помощью внешних обстоятельств, либо в результате длительной душевной и умственной эволюции. Зачем это понимание нужно? Оно приближает человека к Богу, чего он и добивается от нас со времен Адама. Ибо только Бог, глядя на все, что происходит, понимает необходимость этого и ни при каких обстоятельствах не растеряет чувство бессмертного счастья и любви ко всему на свете.
  Испытание пониманием- одно из самых трудных. И тот, кто не выдерживает его, достоин жалости. Ибо отныне жизнь для него становится ожиданием смерти.
  Понимание может быть разным, как религии, но сущность его одна, как вера. Без понимания человек остается ребенком. Может быть и счастливым, но все равно обделенным Божьей милостью. Как человек, обделенный разумом, только еще хуже.

                Миг.
  « Есть только миг между прошлым и будущим …». Этот миг, эта точка на линии жизни понятие не конкретное, а произвольное. Я рисую кривую своей жизни от рождения и до самой смерти. Я знаю точно, что со мной было и примерно знаю, что со мной будет. То, что происходит со мной сейчас, растворяется в этой линии и не имеет никакого отношения к этому мигу. То, что со мной будет, я, конечно, не знаю, но могу предположить, зная, что происходило с миллионами других людей. Неопределенность и неизвестность будущего- иллюзия человека, не желающего примириться с тем, что жизнь его уже от начала и до конца выстроена, и смысл проживания жизни вовсе не в том, в чем он хочет этот смысл видеть. От этого нежелания и появляются все проблемы, но может быть без этого и нельзя обойтись.
  Теперь я, как математик, возьму ручку и могу поставить жирную точку в любом месте нарисованной кривой. Это и будет тот миг. Если у вас не хватает воображения или способности прогнозировать, то вы возьмете ручку тогда, когда будете очень старыми или тяжело больными или за миг до внезапной смерти. Я могу это сделать прямо сейчас. В общем-то, эта точка не так уж и важна, просто она наглядно показывает непрерывность и неделимость жизни, которую мы склонны дробить и членить на всевозможные этапы и отрезки. И даже приход понимания не является этой точкой, потому что оно логическое следствие причины, которой оно вызвано.

                Точка.
  Я беру ручку и ставлю на кривой жизни маленькую отметочку. Я протягиваю мальчику руку, и он улыбается мне. Я достаю этот слайд и ставлю на свой стол. Теперь он будет всегда стоять здесь и будет символом моего понимания. В моей жизни было много хорошего, много прекрасных слайдов. И еще будет очень много, так же, как плохих и грустных. Но я выбрал именно этот. Ко мне пришло понимание. И в этот момент на меня посмотрел мальчик изнутри меня. Он смотрит на меня, ничего не понимая. Я смотрю на него, понимая многое. И этот миг, за который я держусь, вечен.
  Мальчик существовал всегда. И только сейчас я его увидел. И хотя его нет, он реальнее меня самого. Мое понимание оказалось ярким и тихим, как полдень в поселке и мягким и душистым, как хлеб с маслом. Жизнь перестала казаться тяжестью и мучением, борьбой и поиском наслаждений. Глядя на свою жизнь и представляя себе что и как было, есть и будет, я, понимая многое, смотрю на нее чистым радостным взглядом мальчика. Я буду именно так нести свое понимание в душе. И когда придет мое время, я возьму кусок хлеба, политого маслом, и счастливый выйду туда, где меня ждет бесконечный свет и тепло.
                2004.