Маятник

Валерий Богдашкин
Сказка      



                Жил-был Маятник. А что? Кто кем родится, так и живёт. От судьбы не уйдёшь! Вот и Маятник век мается: право-лево, лево-право. Его часто упрекают: “Всё у тебя крайности, найди ты, наконец, середину!“                Ан нет! Шарахается из одной крайности в другую и всё тут.
                Натурально, Маятник жил не сам по себе, а в царстве-государстве. Называлось царство по-разному: то Святая Гусь, то Совейская Сласть. И цари случались разные и всё зависело от положения Маятника: то крутой, то всмятку. Близкое родство не играло никакой роли: отец-крутой, сын-всмятку и наоборот. А Маятнику что? Без разницы! Право-лево. А остановиться никак нельзя. Много повидал он на своём веку: Маятник тот был исторический и век его-тысячу лет.
                Хорошо помнит Маятник царя Живана  4-го. Крутой был мужик и „разумом нехром “, как было сказано. Порядок при Живане и царство-нехило. Одно плохо-обижал людей часто. Это при нём бабушка вспомнила Юрьев день. Взмолились люди добрые: “Ой ты гой еси, господин честной великий Маятник, отведи от нас беду неминучую - повернись ты в другую сторону,нет уж мочи терпеть царя грозного, царя грозного и жестокого!“                Пригляделся Маятник к челобитчикам - люди всё чистые, боярского роду. Вестимо, своим домком жить сподручнее. А близ царя-близ смерти, как говорится.  Пожалел Маятник людей, да и дошёл он до предела, задержался немного и - назад. А бояре вздохнули свободнее. Живана, царя грозного , нет - гуляй рванина! Хотя, извините, тогда так не говорили, тем более бояре. Немудрено Маятнику и перепутать.
                -Покачайся с моё! У всякого голова закружится,- обычно в таких случаях говорил он.
                Итак, Маятник пошёл в другую сторону и наступила оттепель. Или опять не оттуда? Сын Живана 4-го царь Мякиш Живанович был человек добрый и часто говорил: “В дождь избы не кроют, а в вёдро и не каплет“.                Спокойно так говорил, по-доброму. Любили его. Известно, „смирного волка и телята лижут“.
                Ну, натурально, „процесс пошёл“. Сначала „разобрались“ c опричниками и их семьями. А если, кто и не служил в опричнине, то не беда: “Чтобы другим неповадно было! Они нас  не жалели! „
                -Так не они же! Дети не виноваты!
                -А это неважно! Как с нами-так и мы! Главное, чтобы справедливость восстановить!
                Такие разговоры часто слышал Маятник. Он до сих пор помнит, как разъярённая толпа ворвалась в дом Мориса Кодунова и растерзала его детей, сына и дочь. Хорошие были дети и  ни в чём не виноваты. А царь Морис Кодунов? Позвольте, а „мальчики кровавые в  глазах“- разве это не доказательство?
                „Процесс пошёл“, что и говорить. Смута, тогда это называли. Погуляла Святая Гусь, потешилась. Воронья слетелось, видимо-невидимо! Издалека чуют запах эти пернатые. Кровь текла рекой. Молодухи боялись  выходить на улицу  даже днём. Боялись выходить и старухи, если в хорошем платье. Жизнь стоила дешевле лыка.
                Но всё, баста! Маятник дошёл до предела и пошёл вспять. Успокаиваться стала Гусь. Стали чесать затылки и бороды. Справедливость  не восстановили и не установили, а жить надо. Спору нет. И царя нет! Старые-то цари были инородцы, каряги какие-то.  Выбирем своего, гусского. Маятник помнит собор  Боярской Думы и выборы нового царя боярина Томанова. Ничего, степенная была фамилия –Томановы, самостоятельные люди.
                А Маятник идёт дальше. Вот и новый царь - Камень 1. Ясно-крутой, не всмятку. Ну, естественно, в стране - порядок! Хотя, конечно, царь Камень „ломал через колено“, устанавливая порядок этот. Много чудного повидал тогда Маятник. Прежде всего, гусские люди сменили обличье - царь оскоблил им лица. Хорошо ещё, что не оскопил. А что? При таком положении Маятника всё возможно. Захотел и оскопил бы. Так, мол, надо - веление времени и импульсы жизни. И ничего не скажешь. А скажешь, так не обрадуешся. Абсолютизм, одним словом. Народ доволен:“Лучше грозный царь, чем семибоярщина!“                А раньше говорили другое. Но теперь это уже никто не помнил. Дошёл Маятник до предела. Держава-мощна, казна-непуста. Порядок в стране. Но обиженных много. Пострадали, мол, нравы, иноземное засилье кругом!
                А Маятник, знай, качается. Много помнит он царей и цариц. Вот на престоле царь Алеандр 2-ой. Всем бы взял мужик - и умён, и справедлив. Крестьян раскрепостил, теперь для них каждый день Юрьев. Земли, правда, не дал... Но это -неважно. Главное, благие намерения были. Конституцию „было“ ввёл. Но нет! Не его была власть! Положение Маятника не то. В стране такое творилось! Фольклористы завелись. Или террористы? Или народовольцы? Маятник уже не помнит. Давно он качается, слова меняются, а суть остаётся. Сущность же состоит в том, что эти люди хотят убивать для установления справедливости. Хотят и убивают. Царя Алеандра     тоже убили. Покушались, покушались и покусились. Кого бы ещё они убили - не известно, но Маятник качнулся вспять. Управителем стал  сын Алеандра 2-го царь Алеандр 3-ий, крепкий мужчина и без этих глупостей. А то, что говорят, алкоголь и всё такое прочее, так все Томановы такие. Сказано - гусские люди, не каряги какие-нибудь. Ну, натурально, фольклористов повесили, а те, что остались, ушли в народ. Порядок установился в стране, спокойствие. Войны нет. Крестьяне  пашут, сеют, жнут. Естественно, есть и обиженные. К тому же, „призрак“уже бродит по Европе.
                Стоп! Маятник дёрнулся, задрожал и пошёл влево или вправо. Мы так и не поняли. Говорят, в старину рекруты тоже не знали, где „лево“, а где „право“. Так, им привязывали к одной штанине сено, а к другой-солому. И командовали - “сено“или, соответственно, „солома“. И дразнили таких рекрутов: “сено-солома“. Тоже  дедовщина в своём роде. Мы как и рекруты в старину не знаем, когда Маятник идёт влево, а когда вправо. Качнулся он и всё тут, а царём на Спятой Гуси стал Нидолай 2-ой, сын Алеандра 3-его. Закачалось царство-государство не хуже Маятника. Сам-то Нидолай  был человек как человек, даже лучше многих - семьянин и всё такое. Ну, ясно, не без греха. А кто без греха? Добра хотел человек своему народу. И супруга у него была - ничего степенная женщина, только нервная очень, из инородцев, из карягов этих. Может, и хорошие люди царь Нидолай 2-ой с супругой. Да разве супротив Маятника устоишь? Качнулся он в обратную сторону и - пошло, поехало...
                Прежде всего, фольклористы эти опять объявились. Убьют человека  и говорят:“Восстановили справедливость“.                Много душ погубили они, достойные мужи пали от их рук. Ну,  судили. И что? В суде тоже люди, под влиянием Маятника  находятся. Приговорили некоторых, а других, вообще, оправдали. Убил, мол, да, но не виноват. Общество его сделало таким, несправедливый социальный строй. Самодержавие, значит. Много тогда развелось всяких „...истов“ и „...астов“. Словом, началась очередная смута. И всё Маятник! А что он может сделать? Только качаться: право - лево, сено - солома. А тут ещё непопулярная в народе война с иноземцами. А скажите, какая война бывает популярна в народе? Кому охота  отрываться от тёплого жениного бока? Правильно, никому. Просто, одни войны цари выигрывают, а другие проигрывают. И всё по велению Маятника. Хотя и он сам подчиняется  какой-то высшей силе, заставляющей его качаться. Словом, войну проиграли. Точнее, даже не проиграли, а просто каждый солдат в отдельности вспомнил про тёплый  женин бок и все вместе пошли домой,  грабя и убивая на своём пути. Ну, конечно, людям в этом помогли, время зря не теряли всякие „...исты“ и „...асты“. Особенно выделялся один по имени Волгин. Этот прямо призывал: „Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!“                Чего там с иноземцами воевать, друг с дружкой – интереснее. Вроде дома и вместе с тем на войне. Правда, есть стало нечего - пулемётная тачанка поле не пашет. Не стало и царя с царицей, их дочерей и престолонаследника. Не стало и самого названия Святая Гусь. Пришла Совейская Сласть. Казалось, так далеко Маятник ещё не заходил.
                Но всему есть предел. Маятник дошёл до крайней точки, задержался на историческое мгновение и качнулся вспять. Хотя то, что он увидел, было ново даже для него, исторического Маятника. Сначала ему показалось, что это маковое поле: флаги, косынки, банты на груди - всё красное. Кумач!
                -Да здравствует  Совейская Сласть!- кипение такое, как будто Маятник и не двигался в сторону успокоения и находится в периоде смуты.
Что это? Уж не сбой ли маятникого механизма? Но нет. Исторический Маятник сбоев не даёт. Сначала  сам Волгин  направлял волнение народа в нужное ему русло, затем, согласно положению Маятника, пришёл ещё более сильный царь Булат, хотя был этот царь не круче Живана 4-го и Камня 1-го. Булат вновь закрепостил крестьян. Об  Юрьевом дне забыли вспоминать. Не избежали этой участи и ранее вольные казаки. Порядок и единодушие в стране были полными. Народ ликовал. Казалось бы, чего ещё желать? Ну, во-первых, Маятник не может остановиться, даже если захочет. Во-вторых, было видно, что и здесь не все довольны. Строг уж больно царь Булат, даже грозен.  Бояре не довольны - стабильности нет в их жизни. Сегодня при кормушке, в чести живёшь, а завтра поехал далеко, а то и совсем нет тебя. Неприкасаемых при царе Булате не было. Оступился человек и всё... попал в Мясорубку. Была такая гигантская Мясорубка, самая большая в мире. Любили тогда самое, самое...
                Пришло своё время и Маятник пошёл назад. Наступила оттепель. Ну вот,  кажется, „лыко в строку“? Свободнее вздохнули бояре - теперь, если брал не по чину, не отправляли в Мясорубку. Новый царь Балобол состоял при Булате на посылках и считал, что знает всё о государственных делах. Мясорубку упразднили, а её сотрудники устроились в отделе кадров Идеологической Бани, которая работала круглосуточно и без выходных. При следующем царе Леопарде давление пара в Идеологической Бане было слабым, отчего люди выходили оттуда грязными, особенно бояре. Двурушничество, двуязычие и двоедушие  при Леопарде стали нормой жизни.  Даже Маятник такого не мог припомнить, хотя помнить ему не обязательно. Его дело качаться. И докачался! К власти пришёл царь Вегетарианец. Намерения у него были благие. Но что поделаешь? Маятник идёт к смуте! Так и есть! Рухнуло государство, созданное предшественниками на народных костях. Не стало и самого названия Совейская Сласть. Бояре жируют! Слово „порядок“ запрещено указом нового царя Мориса 2-го.Воровство возведено в ранг закона под названием „приватизация“.
                Всё, стоп! Маятник дошёл до предела и медленно пошёл вспять. Маятниковый механизм давно не смазывали, он требовал профилактического ремонта, поэтому движение  было медленным и неровным. Но, подчиняясь высшей силе, Маятник достиг противоположной точки    и... увидел знакомую картину. В стране порядок и организованное излияние чувств, ликующие толпы  движутся стройными рядами и приветствуют  корифея всех наук, великого вождя всех времен и народов президента Хирурга 1-го   .