Теперь у нас порядок, или Дело только за инициативными людьми

Васюков Игорь
     Череповец с будущего года начнет жить по новому уставу. В прошедший вторник в городской Думе обсуждалась новая редакция главного документа города. Принятие новой редакции череповецкой «конституции» растянулось более чем на час. В обсуждении самое живое и заинтересованное  участие приняли и представители местных общественных организаций, которым этот основополагающий для жизни города документ открывает более широкие права и возможности.

Рожали с пафосом
   К слову сказать, за последние 10 лет это уже третий вариант Устава Череповца. Его новая редакция  вступит в силу с 1 января следующего года, а в марте 2007 г.  Череповцу предстоят принципиально новые выборы депутатов городской Думы, число которых теперь будет определяться количеством избирательных округов – 27.
  Заметим, что принятие Устава прошло в достаточно доброжелательной и оптимистичной атмосфере. Участники воистину исторического для города заседания городской Думы чуть ли не в один голос утверждали, что этот документ значительно расширяет формы участия населения в городском самоуправлении.   Среди них  — конференции, собрания, опросы граждан, обращения, правотворческие инициативы, выборы — как мэра, так и депутатов городской Думы. Некоторые из расчувствовавшихся  в предчувствии столь близкого торжества демократии пошли еще дальше. Депутат городской Думы Сергей Тихомиров, успевший за несколько лет пребывания в стенах «высокого собрания» публично сбросить с себя «ярмо» членства в КПРФ, которая собственно и двигала его вверх по политической лестнице, сказал с  нехарактерным даже для себя пафосом:
«Теперь каждый гражданин города сможет участвовать в формировании городской политики. То есть, людям не нужно будет  рваться в городскую Думу или к мэру с каким-то криками недовольства или предложениями об улучшении городской жизни. Все будет строго регламентировано, определено и каждый человек или инициативная группа сможет внести свои предложения и при необходимости, если это полезно для города, это будет утверждено».


Жить будем по-новому

  И правда, если заглянуть в главу 3 нового Устава города, которая носит название «УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»,   чтобы понять, насколько далеко ушел процесс демократизации в Череповце, даже, несмотря на то, что «в спину» его настойчиво «подталкивал» Федеральный закон  “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Так, для решения непосредственно населением вопросов местного значения теперь вполне законно может проводиться городской референдум. Обязательному вынесению на городской референдум подлежат вопросы: изменения статуса (преобразования) муниципального образования, изменения границ города, введения и использования средств самообложения граждан. Инициативу в проведении референдума могут проявить  граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории города, имеющие право на участие в городском референдуме, избирательные и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах, представительные органы власти и глава города. Единственным серьезным ограничением для инициаторов проведения референдума может стать сбор подписей в поддержку инициативы. Их требуется собрать не менее 5 процентов от возможного числа участников референдума. Это не так уж мало для Череповца и составляет 10-15 тысяч человек. Впрочем, успешный опыт некоторых выборных и рекламных кампаний, говорит о том, что для состоятельных и/или активных, с ярко выраженной гражданской позицией людей собрать подобное  число подписей особой проблемы не составит. Не удивлюсь, что если подобная форма апелляции к власти и к мнению народа будет востребована, то возможна и организация бизнеса на его основе: заказал какому-нибудь рекламному агентству кампанию и, глядишь, - вот тебе и референдум. Интересно, что принятое на городском референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории города и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами городского самоуправления. Получается, что для влиятельных людей референдум может стать своего рода инструментом, посредством которого они будут менять ситуацию в городе по своим лекалам!
Определенные возможности открываются у населения Череповца (и, опять заметим, у людей с деньгами и влиянием) по отзыву проштрафившихся, а также неугодных депутатов. Правда, здесь возможности желающих произвести «ротацию» ограничены уже тем, что противоправные действия или бездействия непонравившегося депутата надо доказать в судебном порядке. Например, виноват ли депутат Козлов в том, что благодаря его пассивности старики – пенсионеры перекрыли движение на Октябрьском мосту, желая показать властьпридержащим «кузькину мать». Мне, например, кажется, что наши депутаты в действительно имевшем несчастье произойти событии, в какой-то степени виноваты -  сидели, в «небо плевали, мышей не ловили». А тут – раз! Как тогда поступать будем?!
Не лишены «бюрократических изысков» и положения Устава о правотворческих инициативах граждан. Чтобы ваша правотворческая инициатива вошла бы в содержание какого-либо юридического акта, имеющего хождение на территории города, вы должны собрать подписи не менее 3 процентов избирателей (6-8 тысяч человек), а затем вашу инициативу ждет почти трехмесячное рассмотрение ее каким-либо представительным органом или должностным лицом, отвечающим за проблему. И не факт, что оно пройдет эту своеобразную экспертизу. Например, чиновник возьмет да и не вникнет как следует в суть предложенных инициатив.

Жить будем веселей!

    Весьма любопытны и интересны для глубинных рефлексий положения устава, касаемые т.н. территориального общественного самоуправления.  Под территориальным общественным самоуправлением Уставом понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории  города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Самоуправление посредством ТОСов может осуществляться в пределах подъезда многоквартирного жилого дома, всего многоквартирного жилого дома, группы жилых домов, жилого микрорайона. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом по предложению населения, проживающего на данной территории.
  Сами по себе ТОСы могут обладать серьезными правами и полномочиями в городской жизни, в пределах своей территории. Здесь и благоустройство, и содержание жилого фонда, и право законодательной инициативы в пределах муниципального образования, и возможность финансирования их деятельности из городского бюджета.
  Существует и такое мнение, что у нас в неизвестную доселе игру «ТОС» будут играть только обладающие свободным временем и советским воспитанием пенсионеры, «которым нечего делать». При этом видимость эффективности работы вполне может создаваться посредством СМИ. Но можно ли им доверить какие либо полномочия, да еще и финансирование под это? Единственная и важнейшая задача ТОС - это «пиар» кандидатов или действующих депутатов для будущих выборов. ТОСы для них -   очень действенный и мощнейший инструмент именно как инструмент манипуляции. Пожилые люди-это основной избиратель и тот контингент жителей города,  который в большинстве своем на выборы ходит и дезориентировать которого или наоборот сориентировать продуктовым набором довольно просто. Но стоит ли, в таком случае, ждать от ТОСов  действительной отдачи.

  С другой стороны, ТОСы могут стать прекрасной эффективной площадкой для не раскрученных и не пролоббированных различными силами влияния, но талантливых в организаторском, хозяйственном и общественном плане людей. Одно дело, когда тебе с утра до вечера навязывают неизвестного тебе человека. И совсем другое,  если в каком-либо округе за него должны проголосовать те 10000 человек, которые реально знают его по предыдущей работе в каком-нибудь ТОСе.
   Понятно, что любая инновация имманентно несет в себе огромный потенциал различных противоречий. И если все доводить до абсурда, то именно он, абсурд, в конечном счете и получится. В любом случае, наша оценка такова – новый череповецкий Устав – это больше два шага вперед, чем шаг назад. Теперь дело только в энергичных, инициативных людях, которые наполняет его положения реальным жизненными делами и поступками. И такие люди в городе найдутся.