По поводу конкурса в поисках себя www. litkonkurs. ru

Владимир Безладнов
ПО ПОВОДУ КОНКУРСА «В ПОИСКАХ СЕБЯ» (конкурс на лучшую интерпретацию собственного произведения на www.litkonkurs.ru)

Вот ведь – очередная незадача! Совершенно не собирался заходить на этот конкурс, и, вдруг... – на тебе!.. попал туда совершенно случайно. Ну, а раз уж попал… – решил прикинуть, а что же это такое может получиться, когда, вдруг, автор должен писать что-то свое, личное, индивидуальное, и… – тут же, следом – комментировать (нет, точнее – «интерпретировать») написанное, чтобы наш умный русскоязычный читатель – не дай-то Бог! – не понял бы его (написанный текст) превратно? То есть – «…давайте-ка я расскажу вам самого себя, своими словами…», – как говаривал, время от времени, русский писатель Самсон Агашкин из романа Бориса Шелыгина «Шемонаихинский Орфей».
Воспользуюсь «ПРИЛОЖЕНИЕМ» к данному конкурсу, чтобы было от чего плясать. Извините, пишу без подготовки, залпом, а потому – предельно кратко. Возможно, впоследствии, попытаюсь как-то «…расширить и углУбить тему…», а пока… как говорится чем богаты…

  Итак… "ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. Interpretatio) - толкование, истолкование, разъяснение, объяснение) - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке".

Самое первое – и, думаю, далеко не последнее – ощущение от прочитанного «ПОЛОЖЕНИЯ» о данном конкурсе – это полнейшая его абсурдность, а также – абсолютное несоответствие самого Конкурса задачам, поставленным перед ним же его организаторами.
Цитирую:

 «…1.Основными задачами Творческого конкурса на лучшую интерпретацию собственного произведения «В поисках себя » (далее Конкурс) являются:
1.1. Повышение уровня мастерства авторов и читателей портала «Что хочет автор в области постижения, осмысления, исследования художественного слова;
1.2 Привлечение внимания к проблемам интерпретации художественного произведения;
1.3 Выявления и продвижения талантливых авторов и читателей портала «Что хочет автор, пишущих на русском языке, и понимающих, что и как они пишут;
1.4 Создание в рамках портала «Что хочет автор» творческой мастерской, помогающей авторам и читателям осваивать и совершенствовать писательское ремесло…».

Позвольте мне, человеку, не слишком-то зависимому от литературной конъюнктуры, поскольку я имею возможность реализовывать себя в другом виде творчества – Театре, и, в частности, в режиссуре, т.е. профессии, постоянно занимающейся ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ чужих произведений, – немножечко подумать об «этих самых задачах». Мне трудно не поставить их в кавычки, поскольку я совершенно убежден в том, что ни в одной из них нет ничего нового, осмысленно-значимого, полезного для молодых литераторов и уж, тем более, для авторов, чьи популярность и имидж, как раз, и основываются на недоступности их личности и мировосприятия читателем. Автор – это всегда «Terra incognita», иначе он перестает быть автором, интересным читателю.
Давайте представим себе, что организаторы конкурса задали подобный вопрос, кому бы то ни было, из Великих Мира Сего (разумеется, я говорю, исключительно, о мире литературы). Не знаю, до какой степени смешного и нелепого дошла бы эта гипотетическая ситуация, если бы, к примеру, кто-нибудь спросил Маяковского: « А что вы имели в виду, когда выписывали своего «Старика с дохлыми черными кошками?», – или попытались выяснить у Бальзака, что же послужило поводом для создания одного из романов «Человеческой комедии», – идейная убежденность или необходимость… ему, сорокалетнему… спать с женщиной, старше его на двадцать с лишним лет, дабы иметь средства на то, чтобы это произведение закончить?
Читаю, и пытаюсь разобраться:
«…Повышение уровня мастерства авторов и читателей портала …», «…привлечение внимания к проблемам…», «… создание в рамках портала…» – (ЭТО – В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ), – «…ВыявлениЯ и продвижениЯ талантливых авторов и читателей портала, пишущих на русском языке, и понимающих, что и как они пишут…» – (ЭТО – ВО МНОЖЕСТВЕННОМ)… Подобное несоответствие дает мне повод предположить, что чем больше будет авторов и читателей, тем благополучней будет существование отцов(матерей)- созидателей.
Когда – в начале создания Портала и его раскрутки – потенциальных авторов соблазняли возможностью получения энных процентных скидок (до 25% за лауреатство) на издание их произведений отдельной книгой, а этих самых авторов было гораздо больше, чем читателей, – авторская активность не поддавалась измерению. Теперь создатели Портала… как-то… об этом забыли, что ли… теперь Портал вырос, и необходимость в его серьезном соревновательном наполнении… как-то… отпала… Конкурсы проводятся теперь, практически, без участия самих авторов (что, кстати, я очень приветствую, знать бы только, кто же, все-таки, меня судил?); конкурсов – бесчисленное множество, что лишь способствует снижению творческого уровня портала за счет увеличения количества; среди произведений, выставляемых на эти самые конкурсы, я – приходящий на портал не чаще, чем раз в полгода – с ужасом, встречаю не только выяснение личных отношений, но и политические выбрыки, способные привести к тому, что в законе называется «разжиганием национальной розни». Зато – теперь мы имеем  определенные ограничения в размере количества знаков, количества строк, количества произведений, публикуемых в той или иной номинации… Т.е., короче говоря, сайт становится таким же коммерческим, как и все остальные. А то, что реклама, которой прежде вообще не было, занимает пока весьма скромное место, ровным счетом ничего не значит. Все решают законы рынка: будет у сайта рейтинг – будет и развернутая реклама, которая, всенепременно, будет его (сайт) кормить.
Но – не это важно!.. Главное, господа авторы, знайте – вас, непременно выдвинут… – это неважно куда!.. – хотя бы в придуманный создателями сайта «Международный Союз Писателей», в котором стать ПИСАТЕЛЕМ, да еще и международным, может любой, заплатив предварительно энную сумму (неважно, в рублях она, гривнах или долларах).

Теперь позвольте, непосредственно по пунктам:

«1.1. Повышение уровня мастерства авторов и читателей портала «Что хочет автор в области постижения, осмысления, исследования художественного слова…».

Скажите мне, пожалуйста: а вот, если я, написав очередной «шедевр», попытаюсь разъяснить смысл его людям, не способным этот смысл понять, после чего выслушаю их «объективное» мнение, основанное на их собственном интеллектуальном багаже, – сделает ли это мое писательское мастерство, так же, как и читательское мастерство читателей неизмеримо выше?
Одно из двух: или я не умею писать, или читать меня не умеют. Честно говоря, пока не жаловался ни на то, ни на другое.
К тому же, мне до предела интересно, какое такое мастерство, подобным способом, создатели этого проЭкта собираются повысить у читателей? Умение читать, что ли? Или умение анализировать? Так зачем им (читателям) нужно будет анализировать, если автор им все разложит по полочкам? Хотя, конечно!.. – в разложенном по полочкам виде, им будет гораздо легче постигать, осмыслять и исследовать!.. то, что, возможно, недоступно разуму…

1.2 Привлечение внимания к проблемам интерпретации художественного произведения;

Господа! А давайте зададим себе вопрос: а в чем же проблемы интерпретации художественного произведения? Как профессиональный интерпретатор, могу сказать: любой читатель, зритель, слушатель – т.е. каждый, получающий интеллектуальный продукт, уже является его интерпретатором, в силу своих, сугубо индивидуальных, интеллектуальных и психофизических данных.
Нельзя интерпретировать таблицу умножения, нельзя интерпретировать теорему Пифагора, хотя, однако, Лобачевский сумел-таки интерпретировать один из Евклидовых постулатов, построив на этом целый раздел математики. Правда, очень долго ему пришлось доказывать свое право на подобную вольность.
Мне – театральному режиссеру – совершенно необходимо убеждать в правоте своей сценической интерпретации того или иного произведения одновременно несколько тысяч человек. Поэтому я, естественно, в первую очередь пытаюсь понять автора, понять, что же подвигло его на создание произведения, что же хотел он этим произведением сказать НАМ, не мне, а именно НАМ, какова его СВЕРХЗАДАЧА. И только после того, как между его работой и моими идеалистическими представлениями установится определенный консонанс, я смогу поставить на сцене его работу. И мне не нужно будет для этого просить у автора объяснений, мне не нужно будет общаться с ним лично – все, что мне нужно, я найду в самой работе, если, конечно, она написана профессионально, если в ней есть КОНФЛИКТ, если каждый персонаж выполняет свою, вполне определимую методом действенного анализа, ЗАДАЧУ, если в произведении существуют ЛЮДИ, характеры, а не просто ходячие схемы. Если же ничего этого в произведении нет – значит, автору совершенно необходимо найти приложение своим силам и потенциалу в какой-то другой сфере деятельнсти, не имеющей отношения к литературе.
Но, даже говоря о прозрачном и профессионально написанном произведении нельзя не понимать, что любой интерпретатор (будь то режиссер, художник, критик, администратор, облеченный властью, наконец) может вывернуть твое произведение наизнанку. И никакое «Авторское право», никакие попытки автором разъяснения смысла, вложенного им в произведение, в этом случае не помогут.
Ярчайший пример – пьеса Корнейчука «Фронт», поставленная в одно и то же время на территории обороняющегося СССР и на землях, уже оккупированных фашистами. В обоих спектаклях не было изменено ни одного авторского слова, но режиссерские акценты были расставлены таким образом, что в одном случае это был сильнейший антифашистский спектакль, в другом – спектакль антисоветский.

«…1.3 Выявления и продвижения талантливых авторов и читателей портала «Что хочет автор, пишущих на русском языке, и понимающих, что и как они пишут…»

Ну, не говоря уж о том, что сравнивать авторов и читателей с существами, не понимающими, что они сами пишут и читают (даже не пытаюсь уточнить конкретику), не могу не отметить совершенно потрясающее, с моей точки зрения, знание орфографии, синтаксиса и пунктуации автором этого совершенно невообразимого, достойного вечного хранения в «Музее Литературы», речевого звена.
Кстати, а каким образом, и куда, в какой «СОЮЗ» создатели этого конкурса собираются продвигать ЧИТАТЕЛЕЙ?..  В « Международный Союз Читателей»? И тоже – платный?.. Вопрос, лично для меня, остается открытым.

1.4 Создание в рамках портала «Что хочет автор» творческой мастерской, помогающей авторам и читателям осваивать и совершенствовать писательское ремесло.

Если я не ошибаюсь, подобная попытка однажды уже была, но, похоже, в Интернете учиться писать никто не хочет. Все мы уже давно – доморощенные гении, пытающиеся на Сетевых страницах доказать окружающим свою индивидуальность, свою самобытность, свой – не похожий ни на чей – почерк, свой способ мышления… ну, и так далее… Так что идея «творческой лаборатории» кажется мне предельно утопической.
Да и словосочетание «писательское ремесло» может относиться только к профессионалам, т.е. к тем, кто литературой зарабатывает себе на жизнь.

Резюмируя вышесказанное, попытаюсь сформулировать: складывается впечатление, что конкурс нужен, в первую очередь, самим его создателям, поскольку, без разъяснений авторов, им чрезвычайно сложно будет самим, в конце концов, понять, а на фига он нужен был, и о чем он, в сущности? Так что…

Давайте, господа, не будем самообольщаться!

С уважением,
Владимир Безладнов.

P.S. Кстати, очень любопытно было бы узнать: а как там с двадцатью пятью процентами скидки бывшим вашим Лауреатам? Эта норма еще действительна, или поезд уже давно ушел?