Марина

Ю.Золотарев
Я продолжаю серию очерков о моих современниках.

На этот раз героиня – Марина Ковалевская, интересная во всех отношениях женщина. И прежде всего интересна она, пожалуй, той ролью, которую выполняет в деле совершенствования нашего далеко не совершенного, а порою прямо-таки грязного, деградантского мира.

Когда я узнал, сколько забот свалилось на Марину, едва попыталась она наладить свое маленькое интересное дело – мне просто захотелось преклонить голову перед стойкостью этой умной и неординарной женщины. Но лучше всё по порядку.

Марина получила высшее образование по специальности химика-технолога в Таллиннском политехническом институте еще в советское время. Пришла работать по распределению на наш стекольный завод, окунулась в реальное производство, со всеми его грубостями и неурядицами. Помню, еще в те времена, когда она была юной рыжеволосой, стройной и черноглазой девушкой, на одном из каких-то там производственных сборов я, заметив ее, не смог удержаться от восхищенной реакции (правда, "реакции" внутри себя – не орать же принародно о своем восхищении!). Черные, глубокие глаза Марины уже в то время выдавали в ней вполне неординарную личность.

Несколько лет спустя начались всякие "революции" внутри Эстонии, и неплохо налаженное, известное далеко за пределами Республики наше производство быстро пришло в упадок, а вновь отстроенные корпуса не менее быстро обезлюдели и стали разрушаться. Остался один-единственный цех, который с помощью шведских денег вскоре переоборудовали в более-менее сносное современное стекольное производство.

Многим из молодых специалистов, включая Марину, пришлось уйти с завода по сокращению. Но так получилось, что Светлана (фамилию забыл), одна из ведущих технологов нашего, теперь уже совместного ШВЕДСКО-эстонского предприятия, вышла замуж за одного из шведских акционеров и, соответственно, собиралась переезжать в Стокгольм. Место освобождалось, и Светлана пригласила вместо себя Марину. И та, довольно быстро "въехав" в дело, вполне успешно повела его дальше, и вела года два. Но вдруг...

Ах, всегда почему-то сваливается на головы толковых людей какое-нибудь досадное "вдруг"! Короче, шведам вдруг показалось, что мы нерентабельны, они прислали нового директора, кого-то из "своих", и этот "свой" своей дуростью и непомерными аппетитами за полгода довел наше нормальное, успешное производство до абсурда, а затем и до банкротства... После чего стал срочно искать виноватых, поувольнял многих нужных людей, в т.ч. Марину, и в конце концов, поменяв фамилию, смылся за кордон...

Но дело было сделано, завод обанкрочен, люди пребывали в шоке.

Ко-ое как, с великим скрипом невесть откуда взявшиеся новые админ-люди что-то там наладили, у нас вновь появилась работа, и вот уже четвертый год мы живем как на пороховой бочке, готовые в любой момент потерять прежде вполне стабильную работу. Но это уже другая история. Я же вернусь к своей героине.

Марина, уволенная во второй раз, исчезла из моего поля зрения на четыре года. И вот буквально на днях – звонок:
-   Юра, привет. Марина говорит. У меня к тебе дело.

Оказалось, что за эти четыре года Марина "худо-бедно", но все-таки определилась в жизни, и теперь хочет развернуть свое маленькое стекольное производство. Ей нужна консультация специалиста-практика на предмет варки стекла, и она решила обратиться ко мне. Договорились о дне и времени работы, и в назначенный час я оказался в новой мастерской Марины... И обомлел, потому что увидел некое чудо: прекрасно отстроенное помещение, функционально приспособленное с одной стороны – для производства всяческих поделок из стекла (современная электропечь для варки стекла, муфель, спецшкафы, инструмент... ну и т.п.); с другой стороны, в соседнем помещении – площади под небольшой будущий магазинчик. Более всего поражал  УЮТ буквально во всем помещении мастерской, в каждой ее части, будь то пол, стены, общий интерьер, галерея, место для отдыха работников либо совершенно по-европейски отстроенные туалет и душевая! Во всем, в каждой детали и детальке интерьера угадывались незаурядный вкус, большой труд и какая-то особенная любовь, с которой, вероятно, всё это затевалось и делалось.

Когда же Марина продемонстрировала мне фотографии этого места на момент взятия его в аренду (заброшенный, донельзя захламленный сарай, единственными достоинствами которого были кирпичная кладка стен да сносная крыша), я просто развел руками: это ж сколько надо было вложить труда, потратить денег и нервов, чтобы из  ТОЙ  клоаки сотворить вот  ЭТО, нынешнее великолепие, из которого даже уходить не хочется!

И подумалось: да таким творческим личностям, которые способны ценой огромного напряжения превращать убогую нашу жизнь в цветущий оазис, в средоточие уюта и совершенства – да им не просто нужно зеленую улицу давать и оказывать всяческую поддержку, им памятники при жизни ставить нужно! За ТО уж, хотя бы, что вселяют в нас веру, что не всё в этой жизни столь уныло и грязно, как порой кажется.

Вот, сумела же эта современная женщина, этот талантливый человек, Марина Ковалевская, вдвоем с мужем поднять немыслимо тяжелую ношу преобразования хаоса в цивильный порядок, которому хочется без конца и очень по-доброму завидовать! Ведь превратить заброшенный грязный сарай в необыкновенно привлекательный домик-пряник, с уютнейшим двориком перед входом, двориком, где красуется единственное, но потрясающе уместное среди каменного окружения деревце – такое не просто ОЧЕНЬ трудно, такое, ей-богу, тянет на маленький подвиг! Чтобы понять это – нужно всё увидеть своими глазами. Я видел... А ведь красота эта еще не набрала свою силу: дворик надо заканчивать, сеять травку, деревце должно зазеленеть. И тогда любой посетитель, получив у самого входа в мастерскую эмоциональный заряд от взгляда на сей славный дворик с его аккуратным деревцем, зайдет уже внутрь, и попадет в магазинчик, в котором будет (в скором времени) многое что, интересное для глаз, скажем, туриста. И потоптавшись в магазинчике, посетитель непременно пожелает заглянуть в соседнее помещение. А там – мастерская, и всё тот же уют, и маленькая красивая электропечь, в которой уже сварено ночью стекло, и мастер-стеклодув достает из печи порцию горячего стекла, и тут же, на глазах посетителя вытворяет чудеса, превращая эту порцию в рюмку, стаканчик, фигурку... во всё то самое, что затем появляется на прилавке магазинчика. Вот вам – товар, и вот вам – процесс. Интересно? Безусловно. Привлекает? Любого нормального любознательного человека – да! В том числе  УЮТОМ  интерьера. Ведь человека всегда тянет туда, где он видит и чувствует уют. А разве создавать уют – не талант? А превращать в уют бывший хаос – разве не подвиг?

И я в который уж раз с благодарностью думаю: до чего ж мне повезло, что я знаком с такими вот моими современниками, которым Богом дан подобный талант. Марина Ковалевская – одна из них, из тех людей, которых Бог одарил этим талантом.

Ну как не пожелать ей грандиозных успехов на ее крайне нелегком поприще!

26.04 – 17.06.2005
Таллинн