Космические страсти на Руси

Татьяна Чагина
Космические страсти на Руси…
(или: ух ты, ах ты –  Бабы – Космонавты)
разбор полетов и раздача орденов.

Женщину тянуло в небо всегда. Там хорошо – облака, птицы-бабочки, солнышко и звездочки. На земле другое – уборка, стирка, некормленые мужики и дети. Отсюда у наших женщин тяга к горнему все чаще и чаще выливалась в конкретные действия – с летательными аппаратами и без оных - они постепенно стали открывать для себя космические дали и радости полетов.

Вот, думается,  и пришло время представить к заслуженным наградам наших соотечественниц, незаслуженно забытых в день космонавтики. Давайте восстановим историческую справедливость, и вспомним тех, чьи летные дела и подвиги затерялись на Руси в тени мужских небесных побед.

Поскольку Россия по части летного дела впереди планеты всей, то и награду  мы назовем именем древнейшей русской космонавтки, превратившей в летательный аппарат главное женское орудие порядка – помело. Конечно, имя «Яга» не столь благозвучно в наши дни. Может вовсе и не Ягой звалась она? Может быть ошибка какая вышла? Ну, скажем, не разобрал кто, не расслышал чего? Поинтересовался добрый молодец: «Как зовут тебя, молодка?» А молодка-авиатор в это время как раз испытательными полетами занималась. И вот – удача: помело завелось, в небо взмыла краля и на радостях прокричала «Я Гагарин!», но молодец с земли только и сумел разобрать «ЯГа!». Так вот и стали в народе летающую чаровницу называть. Домыслы это или нет - про то нам уже не узнать, только гадать и приходится … Потому давайте дадим ордену нашему простое имя Бабы – Летчицы.
По праву старшинства следует отметить Птицу-Феникс, несгораемую гёрл-френд Фениста Ясного Сокола. Вообще, кто-то может и усомниться в реальности существования Птицы Феникса и ей подобных птах Сирин и Алконост. Товарищ Фрейд, наверняка, указал бы нам на то, что бабы-птицы и бабы-рыбы (то есть русалки и ундины) есть не что иное, как плод весьма распространенных зоо-эротических фантазий престарелых мужчин-сказителей. Но что нам до природы их фантазий – раз помянуты эти дамы в литературных источниках, а это документ, как-никак, то орден Бабы–Летчицы получают они вполне законно. 

«Почему люди не летают, так, как птицы?», - изматывала русскоязычных восьмиклассников  долгие годы несчастная Екатерина Кабанова из пьесы Островского. «Так вот, казалось бы,  подняла руки и полетела!». Свою тягу к полетам Кабанова все-таки реализовала. К сожалению, без хеппи-энда, так же, как и Бедная Лиза, поэтому награждаются они обе орденом Бабы–Летчицы I степени посмертно. А в качестве дополнительного приза еще прижизненно неплохо было бы вручить им в индивидуальное пользование по спасательному кругу и  по надежному инструктору из ОСВОДа, а там бы, глядишь, и личная жизнь у обеих наладилась.

За проявленную смелость, героизм и находчивость  при испытании оригинальных летательных аппаратов хотелось бы особо поощрить орденами Бабы-Летчицы-Испытателя гоголевскую Панночку и всеми любимую кинодиву Любовь Орлову. Гарная дивчина, не удовлетворив оседланным казаком свою тягу к полетам, решилась на необычный авиационный эксперимент: в ночное время в условиях плохой видимости она весьма успешно осваивала в присутствии того-же казака сложные фигуры высшего пилотажа,  избрав в качестве летного средства гроб. За это несчастная Панночка весьма резонно поплатилась: какой же нормальный казак перенесет женское превосходство?

Марион Диксон, героиня Орловой из комедии «Цирк», тоже оказалась весьма смелой и оригинальной. Продемонстрировав пуританской стране элегантные ножки в нескромном летном трико и пообещав знаменитое: «тыги-дыги-ду, тыги-дыги-ду, я из пушки в небо уйду, в небо уйду!», отважная испытательница погрузилась в чрево пушки, откуда через несколько мгновений, приводя обещанное в исполнение, вылетела пулей по купол цирка. Какой же смехотворной должна казаться после этого попытка повторения этого же трюка героем господина Янковского из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен» - слезы, крики домочадцев: «Не делай этого! Они хотят тебя убить!», долгий подъем по веревочной лестнице – все это после подвига Марион уже не впечатляет. Нет, что ни говори, первопроходец он и есть первопроходец. Честь ему, то есть ей, хвала и орден Бабы-Летчицы на грудь…и Петрович в придачу. Теперь понимай, Петрович? Теперь понимай!

Космос, балет и женщины – три кита, на которые долгие годы опиралась национальная гордость россиян. Если же всех китов объединить, то этому гибриду вообще «нет преград ни в море, ни на суше!» Наши балерины заслуживают отдельной похвалы и уважения со стороны отечественных воздухоплавателей.

«Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит
И вдруг – прыжок,
и вдруг – летит,
летит как пух от уст Эола…»

- так потрясенный Пушкин задокументировал один из первых балетных полетов в России, свидетелем которого оказался.
Похудание для балерин - не что иное, как часть физической подготовки к летным подвигам. На взвешивание им бедным приходится идти как летчикам на комиссию по допуску к полетам. Так недавно на полигоне Большого заслуженную летчицу-космонавтку Волочкову от полетов из-за недопустимого перевеса отстранили.  Здесь вам не Голливуд, так сказать, где каждую  увесистую Кейт Уинслетт, охочую до полетов на борту «Титаника», готовы поддержать надежные мускулистые руки  авиатора Ди Каприо.

Наши женщины вообще к полетам готовятся всю свою сознательную жизнь – похудание – это лишь одна из немногих аэрокосмических жертв. Ведь чего стоит одно умение удерживать равновесие на обледенелых дорогах, балансируя на шпильках длиной в 10 см с балластом в виде  сумок по 10 кг? А умение переносить состояние невесомости кошелька за неделю до зарплаты? А развитие координации движений в переполненном транспорте, когда одной рукой требуется расстегнуть сумку, другой – поправить прическу, при этом еще надо стараться грудь держать приподнятой, живот  втянутым, спину по- возможности прямой, а слипающиеся после вчерашней вечеринки глаза максимально открытыми, чтобы успеть  левым глазом подмигнуть симпатичному соседу слева, а правым внимательно рассмотреть, не фальшивые ли буквы «D&G» на штанах у кошмарно крашеной соседки? Какой, скажите, астронавт в состоянии выдержать такой изнурительный ежедневный тренинг?  А кто из хваленых пионеров космоса готов с таким же  энтузиазмом отзывается на позывной «косметика»? Нет таких! И вот  это, по меньшей мере, странно  - слова «космос» и «косметика» - однокоренные. Латинское «cosmо» - означает «порядок». Иначе говоря, использование косметики  – это важный момент авиаподготовки, приведение себя в состояние готовности №1 перед полетом, так сказать. 

Обидно забыть кого-нибудь, раздавая ордена и награды в День космонавтики:  и сестры наши меньшие Белка со Стрелкой, и булгаковская Маргарита, и Стюардесса по имени Жанна, и Царевна Лебедь, и Муха-Цокотуха и Жар-Птица – все они, безусловно, достойны звания героинь. Перечислить всех очень сложно потому, что, по большому счету, все женщины России достойны титулов и наград - ведь жажда полетов у них в крови. С праздником, дорогие Летчицы!

март 2005