Клоунада

Мария Эксер
Первое представление
1.Разноцветные лоскуты, рисунки карандашом, подвешенные на нитке. Кое – где на сцене песок. Засохшая пальма в горшке. В горшок воткнута палка, подвязанная к засохшей пальме, на конце палки букет бумажных цветов. На сцене стоит большое мягкое кресло.
2. Выходит Клоун в рыжем парике в клоунском наряде – башмаки и балахон. В руках большой черно – белый зонт. На концах спиц позванивают маленькие бубенцы. Клоун ставит раскрытый зонт на пол. Стряхивает пыль с кресла. Оглядывается, ходит по сцене, заглядывает за край сцены. Снимает парик. Голова Клоуна совершенно безволосая. Клоун вытряхивает парик за край сцены. Держа его под мышкой, оглядывается. На заднем плане вдоль всей сцены движется полоса льющейся воды.
3. Он провожает глазами и поворотом головы полосу воды. Полоса воды останавливается точно позади Клоуна в середине сцены.
4.Полоса начинает двигаться к краю. Клоун роняет парик, подбирает его и идет к пальме. На полпути оглядывается на воду. Полоса останавливается. Клоун осматривает пальму, брезгливо дотрагивается до листьев.
5. С трагическим выражением поднимает руки вверх и поворачивает руку в сторону воды.
6. Полоса начинает двигаться. Клоун резко оглядывается, держа руку на весу. Полоса останавливается. Клоун смотрит на пальму, приподнимает букет за лепестки и выпускает из рук. Отворачивается. Букет начинает медленно клониться книзу. Клоун обходит кресло, ногой ковыряет кучку песка неподалеку, потом садится в кресло, лицом к зрительному залу.
7. Клоун оглядывается. Полоса воды стоит на месте.
8. Он закидывает ногу за ногу, выхватывает из кармана пестрый платок, обмахивает им башмаки, заталкивает платок в карман, оставляя снаружи кончик. Поправляет костюм.
9. Клоун разводит руками, наклонив голову. Полоса воды начинает медленно двигаться. Клоун, не поднимая головы, поднимает вверх руку с сжатым кулаком. Полоса резко останавливается. Струи воды виляют и, капли падают на Клроуна. Клоун поворачивается к воде, поток воды резко уменьшается. Льется тонкая струйка. Клоун опять поворачивается лицом к зрительному залу.
10. Из – спины достает парик, надевает его шапку, не вставая с кресла, берет зонт. Несколько секунд Клоун в рыжем парике, в клоунском наряде с раскрытым над собой зонтом сидит в кресле.
11. За его спиной струя воды исчезает. Внезапно сверху на клоуна льется вода. Но зонт прикрывает не только Клоуна, но и все кресло. Под зонтом Клоун пододвигается к зрителю.
12. Он встает. Одна рука в кармане брюк, другой рукой он держит зонт. Клоун уходит со сцены. Вода на него не льется. На сцене никого нет. На дальнем
плане сцены с краю появляется полоса воды и под звонкую веселую мелодию начинает двигаться от края к краю.



Второе представление

На сцене ничего нет. Выходят два актера в просторных одноцветных балахонах. Это мужчина и женщина. Хлопают в ладоши, как в детской игре – считалочке.
Он: Я не с тобой
Она: Ты не со мной
Он: Однажды ты стала мной, а я тобой
Она: Часть тебя навсегда вошла в меня
Он: Ты взяла часть меня
Они ритмично хлопают в ладоши.
Он: Я не с тобой
Она: Ты не со мной
Ритм замедляется. Она разводит руками и поворачивается лицом к зрительному залу.
Она: Но где – то хожу я, - он опускает голову. – Где – то живешь ты, - она указывает в зал. Он уходит со сцены. – Где –то есть мы. – она прижимает одну руку к груди.

Третье представление
На сцене на холсте – теаральном занавесе – изображение богатого интерьера. На сцене много мужчин и женщин в холщовых масках. Они держат бокалы. Разглядывают картины и статуэтки на холсте. К переднему краю сцены выступает на шаг женщина, стройная фигура, мягкие движения , некрасивое, но выразительное лицо.
Я хочу, чтобы все всегда было ясным. Белое белым, черное черным. – кто –то из толпы берет ее за руку, подносит к ее бокалу свой бокал. - Но серый цвет так приятен глазам.
Она уходит обратно в толпу. Опускает маску на лицо. Мужчина на маске ее целует в обе щеки. Она поворачивается к зрительному залу, опять поднимает маску.
Я хочу, чтобы все всегда было ясным. Любят – навсегда, ненавидят - до конца. Но между этим и этим так хорошо. – Женщина в маске подходит к ней, своей рукой олпсукает ей на лицо маску, обнимает ее за плечи. Подводит к группе из нескольких человек. Они кивают ей и улыбаются. Маски не закрывают нижнюю часть лица. Она поворачивается лицом к залу. Она опять в маске.
Я хочу, чтобы все всегда было ясным. Понятное опнятным, но где –то посередине я потерялась. – мужчина в маске поднимает ее руки, кладет себе на плечи и делает вместе с ней несколько танцевальных па . Движения гротескные. Отпускает ее, отворачивается. Она стоит с опущенными руками. Из бокала льется светлое вино. Она выходит к самому краю сцены. Остальные продолжают ходить по сцене с опущенными масками.
Вдруг, белый – это цвет ненависти, а мне понравится черный? Разве любовь может быть черной? - она выпускает бокал из рук, медленно снимает маску с головы, по ее плечам рассыпаются волосы.
Любовь - не зависть, но похожа.- Люди позади нее поворачиваются к залу спиной и становятся в ряд.

Четвертое представление
На сцене висит проэкционный экран белого цвета. В темноте на экран направлен луч света. Начинают проявляться кадры. Цветы: маргаритки, незабудки, гвоздика дикая ( иммортели), ромашки, желтый одуванчик, ветка цветущего дерева, сирень. Все кадры изображают растения, снятые в условия природы. Трава, небо. За кадром женский голос.
Иногда становится трудно дышать.
Цвета сливаются.
Страшно, и вдруг свет.
Серый и зеленый не помогают.
Я прошу сил у земли.
Земля коричневая.
Цвета моих глаз, моих волос. – При этих словах на экране изображение земли цветущей, земли, покрытой снегом и поля, вспаханного полосами.
Цвета моей силы. – Кадр изображает вспаханную землю. Кадр увеличивается, расплывается.